Как развить эмоциональный интеллект дошкольника с помощью рисования: советы эксперта

image

20.05.2025 412

Разобраться в настроении малыша родителям порой бывает очень сложно. Только что он веселился и играл, и вдруг — на глазах слезы. И никакие уговоры и расспросы не действуют. Маленьким детям бывает очень сложно рассказать о своих эмоциях, а иногда даже взрослому самому непросто понять, что именно он чувствует. В таких ситуациях на помощь приходит творчество.

О том, как помочь дошкольнику развить эмоциональный интеллект, используя нестандартное рисование, сегодня рассказывает педагог-психолог высшей квалификационной категории, сертифицированный арт-терапевт, нейропсихолог Галина Шевцова. Специально для родителей она предлагает несколько интересных практических упражнений.

Немного об эмоциональном интеллекте дошкольника

Когда мы говорим о развитии ребенка, важно отметить не только физическое и интеллектуальное развитие, но и эмоциональный интеллект. Родителям важно понимать, что просто так, сам по себе, ребенок не научится понимать эмоции — как свои собственные, так и окружающих людей.

Умение сформировать цепочку — от причины и возникновения эмоций до осознания своего состояния и понимания того, что ты можешь с этим сделать, — развивается со временем. И одна из главных задач родителей малыша — дать ему понятный и работающий инструмент, который поможет справиться с эмоциями.

Так, если речь идет о злости — стоит объяснить ребенку, как действовать, научить принимать свои чувства. А после сложившейся ситуации уже можно отрефлексировать и разложить эмоцию по полочкам, разобраться в ней. Например, с помощью необычного рисования.

Галина Шевцова предлагает родителям несколько вариантов интересных игр для развития эмоционального интеллекта дошкольника.

Создай портрет

Для этой игры понадобятся вырезки из журналов, ножницы, пластиковая или бумажная тарелочка (или круг из листа бумаги формата А4 или плотного картона).

Вырежьте из журналов отдельно крупные глаза, рты и носы, брови. Если малыш умеет пользоваться ножницами, он может вырезать картинки сам, или же родители подготовят для него вырезки заранее.

Для начала попросите ребенка взять в руки нос и приклеить его на тарелку. Обратите внимание, куда именно ребенок клеит его. Если вы понимаете, что он делает это слишком высоко или слишком низко, подведите малыша к зеркалу, чтобы он посмотрел, где у него на лице находится носик. То же самое проделываем дальше с глазами и ртом, создавая портрет. Щеки, брови, уши можно попросить дорисовать. Эта игра развивает понимание образа тела и учит ребенка продумывать свои действия.

С ребятами постарше можно создавать определенное настроение на портрете, выбирая разные выражения глаз, рта, положение бровей.

Дополнительно можно попросить ребенка сделать портрет злости, радость, грусти и т. д. Или изобразить свои эмоции сейчас или в какой-то конкретной ситуации. Например: «Изобрази, что ты чувствовала, когда девочка отняла у тебя куклу на площадке». А потом спросите у ребенка, что можно было бы сделать, чтобы с этой эмоцией справиться.

Очень важно взрослым тоже уметь называть свои эмоции, а не отделываться стандартным «нормально» или «все в порядке». Если ребенок слышит такую фразу в ответ, то автоматически будет перенимать ее и отвечать так же. Если вы злитесь, нервничаете, расстроены, скажите об этом.

Обязательно предлагайте ребенку разные варианты выражения эмоций. Например, это может быть возможность порвать бумагу, побить подушку, поговорить, покричать, попросить о помощи, попить, подышать. Чем больше будет спектр выбора, тем больше ребенок будет подготовлен и тем проще ему будет проходить социальную адаптацию.

Кто я?

Для этой игры понадобятся лист бумаги формата А4, ручка, полоски чистой бумаги и фотография ребенка. Если фотографии нет, можно использовать вырезку из журнала.

Также можно попросить малыша нарисовать свой портрет, но здесь можно столкнуться с тем, что ребенку чисто эстетически не понравится рисунок, и это будет его раздражать. А ваша задача — разобраться в эмоциях.

Наклейте на лист фото ребенка, а затем на полосках бумаги напишите ответы на вопросы, приведенные ниже, и наклейте их возле фото.

Такая игра поможет ребенку лучше понять себя, идентифицировать свою личность. Это очень полезно для того, чтобы малыш осознал, что все люди разные и что некоторые дети не хотят дружить или играть не потому, что он плохой, а потому, что у него другие интересы.

Радуга

Для этой игры понадобятся лист бумаги формата А4, автопортрет-рисунок, фото ребенка или вырезка из журнала. Наклейте рисунок, фото или вырезку из журнала на лист бумаги формата А4, а над ним нарисуйте радугу как символ того, что приносит малышу удовольствие, помогает ему справляться с неприятностями. Спросите у ребенка: «Что тебе приносит радость?», и если он затрудняется ответить, предложите несколько вариантов на выбор. Ответы запишите в каждый цвет радуги.

Такая игра поможет визуализировать ребенку его приятные ощущения — каждый раз, попадая в грустную ситуацию, он может вспоминать этот рисунок и перечислять радостные моменты.

Также можно вместо радуги нарисовать дождь над портретом ребенка.


Каждая дождинка — это ситуация, которая огорчает ребенка. Например, мама заставляет чистить зубы, воспитательница сказала учить буквы и т. д.

Потом предложите малышу остановить этот дождь, например, с помощью зонтика (его нужно отдельно вырезать). На спасительном зонтике нужно написать те действия, которые помогут побороться с грустными ситуациями.

Дома и в садике

Для этой игры понадобятся фломастеры, два листа кальки и нарисованный портрет ребенка или его фотография, наклеенные на лист бумаги формата А4. Попросите ребенка нарисовать на одном листе кальки дом, в котором он живет, а на втором — его садик. Предложите представить, что он в садике, и подложите его портрет под кальку с рисунком садика. Задавайте вопросы: «С кем ты дружишь в садике?», «Что тебе тяжело дается?», «А что тебе нравится в садике?» и т. д.

А потом предложите ребенку «пойти домой» и задавайте похожие вопросы.

После этого можно задавать общие вопросы о двух локациях: «Выбери, где тебе больше тревожно?», «Как бы ты поддержал сам себя?», «А девочку, которая плачет в садике?», «Что ей делать, если с ней никто не дружит?» и т. д.

Мое лицо

Для игры понадобятся прозрачная крышка от контейнера (желательно примерно по размеру лица), гуашь или фломастеры, детские метафорические карточки с эмоциями.

Для начала вспомните по карточкам все эмоции, которые вы знаете, и попросите ребенка нарисовать на крышке контейнера одну из них. Или пусть он нарисует то чувство, которое он испытывает сейчас. Далее нужно, чтобы ребенок примерил на себя эту маску (приложил крышку к лицу), подошел к зеркалу и рассказал самому себе об этой эмоции. Когда она возникает? Почему она возникла? Что сделать, чтобы ее не было? Будет здорово, если родитель вместе с ребенком будет выполнять задание и тоже нарисует какую-то эмоцию.

Рисуем на пленке

Для этого задания понадобятся пищевая пленка, маленький детский стул или табуретка, гуашь или фломастеры. Обмотайте пищевой пленкой ножки стула.

Спросите у ребенка, на что похожа радость (можно предложить несколько вариантов) и попросите нарисовать ее и рассказать о ней. Также родители могут нарисовать какую-то эмоцию и попросить малыша угадать ее.

Раскрась эмоцию

Для игры вам понадобятся лист бумаги формата А4, фломастеры, гуашь и фольга. Попросите ребенка нарисовать на листе бумаги какую-то эмоцию (например, злость). Спросите, с каким цветом у него ассоциируется эта эмоция. Возьмите гуашь этого цвета, нанесите на фольгу и отпечатайте фольгу с краской на рисунке. Обсудите, какой стала эта эмоция.

Цвет настроения

Для игры вам понадобятся малярный скотч, гуашь и цветной картон. Попросите ребенка вылепить из скотча на листе цветного картона букву. Если ему это сделать сложно, можно вылепить солнышко, тучку, сердечко (что-то, что ассоциируется с определенной эмоцией) и т. д. Далее эту фигурку из скотча нужно раскрасить гуашью — в тот цвет, с которым это чувство ассоциируется. Как только краска высохнет, удалите скотч — на бумаге останется красивый трафарет рисунка. Сверху на нем можно написать название эмоции.

Букву «Я» попросите раскрасить теми цветами, с которыми ребенок себя ассоциирует. А после того как удалите скотч, попросите написать на листе пять прилагательных о себе.

Очень важно также, обучая малыша называть свои чувства, развивать и мышление. Обязательно чередуйте занятия рисованием с заданиями типа «Построй очередность», «Найди лишнее», «Пройди лабиринт» и т. д. Чем лучше будет работать интеллект, тем быстрее и проще будет развиваться эмоционально-волевая сфера.

Если родители видят, что у ребенка есть определенные проблемы с проявлением и называнием эмоций, пониманием чувств других людей, регуляторными функциями импульсивности (ребенок слишком остро реагирует на все) или недостаток каких-то коммуникативных навыков и умений, лучше всего обратиться к специалисту, который подробно разберет конкретный случай.

Материал подготовлен при содействии Центра родительской компетентности ВГПУ.

Источник : Ссылка

   


Другие публикации в этой рубрике: PROздоровье
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Пространство дискуссий

image
Чем лечить россиян: Минздрав уповает на импортозамещение и производственные аптеки
image
Команда на снижение: ФАС намерена заставить фармпроизводителей снизить цены на лекарства
image
История болезни на продажу: почему врачей пугают штрафами за общение в мессенджерах
image
Отпуск с летальным исходом: какие недуги привозят россияне из заморских стран
image
Что за комиссия, создатель: какие препараты не станут доступнее пациентам
image
Анатомический театр: правила передачи невостребованных тел медицинским вузам перепишут
image
Аптекарь Печкин: “Почте России” хотят разрешить торговать лекарствами без фармлицензии
image
Блокпост: больше 5 млн упаковок БАД не прошли проверку

Медицинский видеолекторий

image
Программа 5R для нормализации функций ЖКТ
image
Семейное образование: сохранение здоровья, целенаправленность обучения и воспитания
image
Пищевая непереносимость, как она сказываются на качестве жизни и течении хронических заболеваний
image
Коллаген — почему его недостаток на себе можно почувствовать уже в 25 лет

PROздоровье

image
Привычка нажимать на повтор будильника может нанести вред здоровью: ученые
image
Косметолог рассказала, что эфирные масла цитрусовых вызывают ожоги и пятна
image
Врач назвал дневную норму меда
image
Врач назвала обязательные для сдачи анализы перед беременностью
image
Врач рассказала, что злоупотребление черным чаем может вызвать камни в почках
image
DASH-диета — питание при гипертонии, которое помогает нормализовать давление
image
Топ-5 японских продуктов с антивозрастным эффектом
image
Травма родинки — пустяк или угроза? Разбираемся, когда стоит идти к врачу
image
Россиян предупредили о признаках опасной клубники
image
Чёрный или зелёный виноград: в чём разница и какой полезнее?
image
Психолог предупредила о первых признаках цифрового слабоумия
image
В какое время нужно ложиться спать, чтобы высыпаться?
image
Названы три продукта для укрепления иммунитета
image
Врач рассказала, как не заболеть из-за резкой смены погоды
image
Терапевт рассказала, что овощи содержат больше минералов, чем витаминные комплексы
image
Врач назвала лекарства, которые ни в коем случае нельзя смешивать с кофе

Новости

image
Госдума приняла в третьем чтении законопроект об ограничении платного приема в вузах
image
Минздрав предложил снизить пошлину за регистрацию лекарств
image
Невролог-алголог Бийтемир Бибулатов рассказал об инновационных методах лечения боли
image
Ребенка со скорлупой от фисташки в трахее спасли врачи Центра Рошаля
image
Мужчину, у которого органы брюшной полости сместились в грудную, спасли раменские хирурги
image
Еще один рентген-аппарат запустили в Подмосковье
image
Московские врачи начали применять новейшего робота-ортопеда в эндопротезировании
image
В Подмосковье более 41% родов – партнерские
image
Минздрав утвердил постановление по оптимизации процедуры экспертизы лекарств
image
Минпромторг намерен внести изменения в правила маркировки технических средств реабилитации
image
Центр лекобеспечения повторно пытается закупить «Стрензик» для «Круга добра»
image
Росстат сообщил о росте цен на лекарства не из Перечня ЖНВЛП на 1,1% в апреле
image
С Днем фармацевтического работника
image
Врачи Центра Рошаля удалили у ребенка 15-сантиметровую кисту легкого
image
Более 80 тыс. раз робот Светлана предложила продлить рецепт на льготные лекарства
image
Люберецкие реаниматологи спасли молодого человека от интоксикации

Контакты

...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 198-70-20   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница