16.05.2025 566
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) будет бороться с завышением цен на лекарства, которые не входят в Перечень ЖНВЛП и предельную наценку на которые государство формально не регулирует. Об этом замруководителя ФАС Тимофей Нижегородцев предупредил участников фармрынка на 32-м Российском фармацевтическом форуме им. Н.А. Семашко 13 мая. Уже начаты проверки в 21 компании по ценам на 18 препаратов.
ФАС намерена навести порядок на лекарственном рынке и положить конец неоправданно высоким ценам на препараты, цены на которые государство формально не контролирует.
"С препаратами из перечня ЖНВЛП все понятно – отпускная цена там формируется по определенным и прозрачным правилам. Что касается тех лекарств, которые в перечень не входят, мы видим разное ценовое поведение со стороны фармпроизводителей, и это вызывает озабоченность. Некоторые компании занимаются перекрестным субсидированием, стараясь за счет завышения цен на препараты из нерегулируемого сегмента переложить затраты на маркетинг, другие расходы. И цены там раздуваются", – заявил Тимофей Нижегородцев.
Наверное, стоит пояснить, что многие лекарства, которые входят в ЖНВЛП, фармпроизводителям выпускать невыгодно из-за низкой наценки (государство ее контролирует и не всегда согласует ее повышение, о чем я неоднократно писал). Чтобы свести дебет с кредитом, они компенсируют выпадающие доходы, повышая цены на другие продукты из своего портфеля, или и вовсе прекращают/приостанавливают выпуск каких-то продуктов (недавний яркий, широко освещавшийся в СМИ случай – физрастворы).
Нижегородцев напомнил о деле фармацевтической компании KRKA. ФАС выяснила, что в 2022—2023 годах KRKA с препаратом «Ко-Дальнева» занимала доминирующее положение на рынке лекарств с таким действующим веществом в соответствующих дозировках. Служба возбудила антимонопольное дело против KRKA из-за нарушения Закона о защите конкуренции: цена на лекарство была сильно завышена и не отражала затраты на его производство. ФАС предписала производителю установить экономически обоснованную цену и выиграла в суде первой инстанции, когда фармкомпания попыталась оспорить решение службы.
“Мы выиграли первую инстанцию и надеемся выиграть вторую, – отметил замруководителя ФАС. – Эту модель расследования мы положим в основу и будем подверстывать весь рынок лекарственных препаратов, не входящих в ЖНВЛП, через эту призму”.
Нижегородцев попросил все компании, которые производят лекарственные препараты, не входящие в Перечень ЖНВЛП, изучить данную практику. По его словам, многие игроки рынка могут столкнуться с подобным расследованием. По мнению Нижегородцев, это должно охладить перегретый рынок лекарственных препаратов, не входящих в Перечень жизненно важных. Данную работу ФАС считает одной из своих основных задач на ближайшее время.
Еще одно нарушение в сфере ценообразования проистекает из "странного", как выразился чиновник, подбора крупными фармкомпаниями своих партнеров.
"Мы наблюдали странные отношения производителей и дистрибьюторов: ни одна крупная известная компания не проходила отбор, и контрагентами становились никому не известные мелкие региональные компании. Такое монопольное положение проявлялось на региональных торгах и влияло на ценообразование", – подчеркнул замруководителя ФАС. Он напомнил, что для наведения порядка в этой области были установлены правила по отбору контрагентов, но "компании проявляют высокую адаптивность", и регулярно придумывают новые способы для сохранения доминирующего положения.
"В этой связи мы сегодня опять получаем большое количество жалоб. Мы видим, что можем организовать продажу лекарств так, чтобы производителю было выгодно, но чтобы цена для потребителя в итоге снижалась. Надеемся всю эту историю переосмыслить и перезапустить", – сказал Нижегородцев.
Любопытно, что эти слова на форуме им. Семашко в Санкт-Петербурге прозвучали на следующее утро после того, как президент США Дональд Трамп опубликовал пост, в котором анонсировал подписание указа о снижении цен на лекарства в США до мирового минимума. По его словам, речь идет о снижении цен на лекарства для американцев на 30—80%. То есть проблема ценообразования фармпроизводителями носит глобальный характер.
Пока что российские эксперты спорят, отразится ли это решение на отечественном рынке и доступности лекарств для россиян или нет. И все же некоторые небезосновательно склоняются к тому, что некоторые последствия будут.
“Многие годы мир задавался вопросом, почему лекарства в США стоят намного дороже, чем в других странах. В некоторых случаях приходится платить в пять-десять раз больше за одни и те же медикаменты, выпущенные на том же заводе той же компании”, — написал Трамп.
По его словам, фармкомпании годами списывали высокую стоимость на затраты, связанные с разработками и исследованиями, однако это бремя «безо всяких на то причин» ложилось исключительно на плечи американцев. Трамп прямо указывает, что его решение приведет к удорожанию лекарств в других странах. Именно эта фраза наводит на мысль, что новый указ Трампа аукнется российскому фармрынку. Вопрос времени.
Цены на лекарственные препараты в США действительно выше, чем во многих других странах просто потому, что покупательная способность там выше, комментирует новость руководитель лаборатории регуляторных отношений и надлежащих практик Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета Минздрава России Захар Голант. По его словам, цену на лекарство в конечном счете определяет именно способность заплатить. В США государство в значительно меньшей степени участвует в контроле над системой здравоохранения, чем в России.
Конечно, обещание снизить цены на 30–80% похоже на популизм. Тем более что это не первая попытка Трампа сделать лекарства более доступными для населения. Во время своего первого президентского срока он уже пробовал уравнять цены в США с общемировыми показателями. Однако против этого выступила PhRMA (Pharmaceutical Research and Manufacturers of America – крупнейшая лоббистская организация индустрии). В 2020 году она подала иск против администрации и выиграла дело.
Баллотируясь во второй раз, Трамп руководствовался принципом “все новое – это хорошо забытое старое”. Он не стал оригинальничать и снова взял на себя предвыборное обязательство обуздать инфляцию и уменьшить расходы граждан на товары повседневного спроса.
Американская система здравоохранения — одна из крупнейших: на этом рынке присутствуют все крупные фармкомпании мира, поясняет Голант. Так что никакой указ не в состоянии произвести одномоментный слом этой системы — она будет сопротивляться годами, если не десятилетиями.
Впрочем, на следующий день (14 мая) стало известно, что Трамп дал фарме полгода на добровольное снижение цен до мирового минимума. Если предписание не будет выполнено, Белый Дом намерен применить административные рычаги и открыть границы для зарубежных поставщиков. Как считают эксперты, меры оказались более щадящими, чем изначально предполагали производители.
“В конечном итоге мы увидим некий консенсус, и цены на лекарства в США начнут в том или ином виде более широко регулироваться”, — уверен Голант.
При этом на ценах в других странах это вряд ли скажется в краткосрочной перспективе, уточняет он. Все дело в том, что в каждой стране цены определяются местной платежеспособностью и политикой регуляторов. Расходы непосредственно на производство в финальной цене лекарств составляют от пяти до нескольких десятков процентов и в целом не являются критическим фактором для ценообразования. Тезис о существенных расходах на исследования и разработку новых препаратов, по словам Голанта, – лукавство. Крупные фармкомпании в массе своей не ведут многолетних дорогих разработок, а в основном покупают готовые решения у компаний-разработчиков, которые специализируются на подобной деятельности.
Ну а ФАС России в тот же день (14 мая) сообщила в своем телеграм-канале, что запросила у 21 фармкомпании (российских и зарубежных) информацию о ценообразовании на 18 препаратов, не включенных в список ЖНВЛП. В их числе средств для лечения эпилепсии, заболеваний дыхательных путей, язвенного колита. Ведомство проанализирует их на предмет соблюдения антимонопольного законодательства и в случае выявления признаков нарушений примет меры реагирования.
Вадим Винокуров
Член Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 198-70-20 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница