15.08.2025 450
ВЦИОМ опубликовал исследование о том, как в России развивается телемедицина и как она меняет систему здравоохранения
Цифровые технологии стремительно вторгаются даже в самые сакральные сферы нашей жизни — например, взаимоотношения с лечащим врачом. Телемедицинские консультации постепенно становятся обычным делом для наших сограждан: недавнее исследование ВЦИОМ показало: 64% россиян (среди тех, кто знает о таком явлении) допускают обращение за дистанционной консультацией врача по телефону или через интернет. Как и при каких условиях телемедицина может стать подспорьем для здравоохранения, выяснял Аналитический центр ВЦИОМ.
Доля пользователей телемедицины за последние пять лет выросла с 8 до 22% (среди аудитории, информированной о таких возможностях). Как считают эксперты, огромную роль сыграла пандемия — распространение COVID-19 со всеми вытекающими последствиями в виде самоизоляции и введенных властями ограничений, приступов ипохондрии и оправданных опасений за здоровье. В тот период многие научились обращаться за помощью к врачам дистанционно и стали появляться системы такой помощи, регулирующие порядок, правовую основу и оплату консультаций. Как рассказал директор по информационным технологиям сети клиник «Будь Здоров» Алексей Остроушко, востребованность телемедицины и сейчас растет. Чаще всего в удаленном формате обращаются к гинекологам и гастроэнтерологам.
«Востребованность телемедицинских услуг растет (порядка 30--50% год к году), особенно спрос на такие виды услуг увеличивается в летний период, так как люди чаще находятся за городом, без возможности посетить клинику очно. По нашему мобильному приложению мы также отмечаем рост популярности этой услуги. Причем среди основных востребованных специальностей для обращения за консультацией не педиатры, как можно было бы предположить, а гинекологи и гастроэнтерологи», — рассказал Алексей Остроушко.
Одна из важных социальных задач ДМС — снижение (хотя бы частичное) регионального неравенства в получении медицинской помощи. В большом городе и тем более в столице пациентам доступно самое высокотехнологичное лечение. Возможностей же здравоохранения в отдаленных регионах часто бывает недостаточно для эффективной диагностики и маршрутизации пациента. Телемедицина способна отчасти исправить эту ситуацию: человека не смогут прооперировать онлайн, но зато помогут оценить текущее состояние и результаты исследований, скорректируют терапию, сориентируют по дальнейшим действиям офлайн.
«Возможность получения телемедицинской консультации квалифицированных специалистов — экспертов в своих направлениях — повышает доступность качественной медицинской помощи в регионах. И мы это реализовали в нашей клинике в Усть-Лабинске — небольшом городе, где чуть больше 35 тысяч населения. У жителей теперь есть возможность получить качественную и доступную медицинскую помощь не только в нашей цифровой клинике, но и в формате телемедицинских консультаций — экспертную поддержку лучших столичных специалистов», — поясняет Остроушко.
Пакеты онлайн-консультаций с докторами все чаще стали включать в программы ДМС. Интересная особенность этого сегмента рынка: зачастую инициатива по ДМС-продуктам исходит от IT-компаний, а не медицинских организаций — иными словами, пляшут от печки в самой современной ее вариации. «Есть игроки рынка, чаще крупные IT-компании, изначально ориентированные на информационные технологии и широкое использование возможностей телемедицины. В свои страховые программы для сотрудников они встраивают возможности телемедицины. А другие компании, например из сферы промышленности, металлургии, телемедицинские сервисы в программы заботы о здоровье сотрудников включают реже, предпочитая офлайн-приемы. Однако в целом мы отмечаем высокую заинтересованность в новых продуктах по телемедицине», — комментирует Алексей Остроушко.
Константин Летц-Орлецов, руководитель проекта «Виртуальная клиника» компании «Ингосстрах», подтверждает: если раньше онлайн-консультации были лишь дополнительной опцией в программах ДМС, то сейчас страховые компании включают телемедицинские услуги в большинство базовых пакетов. «Появились комплексные решения, где онлайн-консультации сочетаются с офлайн-обслуживанием», — поясняет Летц-Орлецов.
В целом эксперты делают большую ставку именно на работодателей: телемедицинские консультации все чаще включаются в программы КСО для сотрудников и в страховые пакеты ДМС. «Телемедицина активно интегрируется в страховые программы, особенно после 2020 года, когда пандемия ускорила этот процесс. Телемедицина становится неотъемлемой частью страховых продуктов, помогая экономить время клиентов и оптимизировать расходы работодателей», — поясняет Александр Васильев.
Остается одна боль: услуги телемедицины пока доступны только в коммерческом секторе медицины. Платить за консультации по-прежнему имеют возможность не все. В то же время бесплатная телемедицина могла бы снять часть нагрузки с учреждений здравоохранения и повысить доступность помощи.
По мнению представителя «Ингосстраха», внедрение телемедицинских услуг в систему ОМС создаст единую эффективную систему здравоохранения, способную предоставлять качественную медицинскую помощь независимо от места проживания пациента, что существенно сократит региональное неравенство в доступности медицинских услуг.
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 198-70-20 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница