01.08.2025 444
Врачи многие десятилетия совершенно неправильно оценивали мигрень. В обществе также сформировалась стигма: пациентов считали симулянтами и делали героями анекдотов на тему “головной боли у жены”. Сегодня доказано, что мигрень – тяжелейшее расстройство, которое в том числе негативно влияет на репродуктивное здоровье, как следствие, демографию. Об этом шла речь в ходе круглого стола “Проблемы лечения боли”, который провел Всероссийский союз пациентов.
“Мы многие десятилетия совершенно неправильно оценивали мигрень, – сказала президент Российского общества по изучению головной боли профессор кафедры нервных болезней и нейрохирургии Института клинической медицины ПМГМУ им. И. М. Сеченова, д. м. н., профессор Гюзяль Табеева. – Но когда Всемирная организация здравоохранения предложила эпидемиологам совершенно новый инструмент измерения бремени заболевания, то оказалось, что мигрень на самом деле очень тяжелое расстройство”.
Во-первых, это заболевание имеет чрезвычайно высокую длительность. Оно длится не год, не два, а 10, 20, 30, 40, 50 лет, продолжила Табеева.
“Вопреки распространенному стереотипу, это не просто головная боль, а тяжелое хроническое расстройство, – заявила врач. – Во-вторых, самый главный показатель, который заставляет нас считать эту проблему чрезвычайно значимой – ее распространенность. В России это порядка 20,8% жителей, согласно самому последнему большому эпидемиологическому исследованию, то есть 30 млн человек”.
Это один из самых высоких уровней распространенности в мире, следует из презентации эксперта. Хроническими мигренями страдает каждый десятый россиянин.
Существует огромное количество рекомендаций, руководств, как оказывать медицинскую помощь пациентам с мигренью, тем не менее, и диагностика, и лечение остается на неоптимальном уровне, сказала Табеева. Это объясняется несколькими моментами. С одной стороны, имеет место низкая осведомленность пациентов вообще о том, что это за заболевание, как оно протекает, какие у него исходы и, соответственно, какие эффективные методы лечения. Согласно многочисленным опросам, о своем заболевании знают не более 20-30% пациентов. Соответственно, они занимаются самолечением, приобретают то средство, которое, по их мнению, является адекватным в этой ситуации, в лучшем случае обращаются к фармацевтическому работнику.
Последствия самолечения: низкая эффективность, разочарование в лекарственной терапии и что еще хуже головная боль, которая как раз возникает из-за неправильного использования – анальгетиков.
Впрочем, поход к врачу тоже не всегда дает тот результат, который ждут пациенты. По данным Табеевой, мигрень диагностируется не чаще, чем у 40% пациентов. Причем это общемировая практика, хотя диагноз, по ее словам, в общем несложный, не требует никаких дополнительных методов исследования. Да и поставить его может не только невролог, но и врач общей практики.
Выходит, все дело в недостаточном уровне подготовки врачей. В нашей стране на подготовку по этой теме отводится всего четыре академических часа. Что можно узнать за это время?
С другой стороны, среди медицинского сообщества также наблюдается стигматизация. В результате, как показывает практика, врачи зачастую считают мигрень следствием какого-то другого, “более серьезного” недуга. Ученые изучили больше почти 600 тыс. пациентов с хроническими головными болями и увидели, что многим из них врачи ставили такие диагнозы, как остеохондроз, последствия черепно-мозговой травмы, хотя к мигрени они не имеют никакого отношения, заверила Тибеева.
Участники круглого стола были единодушны: надо менять эту практику.
“Мало внимания уделяется и факторам стиля жизни, – резюмировала профессор. – Если доктор не поговорил с пациентом о том, какой должен быть его образ жизни, какое бы эффективное лечение тот ни получал, оно будет малоэффективным”.
Основная рекомендация врачей: соблюдать режим дня. Ложиться спать в одно и то же время, не позже 12 ночи. Не брать гаджеты в постель, отдыхать от информационного потока в нерабочие часы. Впрочем, не стоит переусердствовать и отсыпаться в выходные дни. Избыток сна также может вызывать мигрень, к тому же вы рискуете хуже засыпать в будние дни.
Если ваша работа предполагает восемь часов перед монитором компьютера, то мышечное напряжение может стать дополнительным провоцирующим фактором мигрени. Рекомендуется делать короткие перерывы каждые 30-60 минут: вставать из-за компьютера, делать один из комплексов легкой «офисной» разминки, хотя бы просто прогуляться до кулера.
Тем, кто часто ездит в командировки, стоит помнить, что частая смена часовых и климатических поясов неблагоприятна для пациентов с мигренью. Желательно иметь при себе нашейную подушку, которая поможет избежать перенапряжения в шее при переездах, а также аптечку.
Мигрень – значимый источник снижения трудоспособности. Среди женщин в возрасте от 14 до 49 лет – это основное заболевание, из-за которого невозможно учиться и осуществлять трудовые функции, рассказал руководитель «Университетской клиники головной боли», член правления Международного общества по изучению головной боли, к.м.н. Кирилл Скоробогатых.
“Например, если у меня на приеме в клинике пациентка 55 лет, у которой мигрень началась в 15 лет, и она 40 лет живет с мигренью, и у нее бывает хотя бы один приступ в неделю, то получится, что она уже прожила в мигрени 5 с половиной лет”, – привел пример доктор.
По его словам, мигрень можно назвать персональным террористом: она постоянно держит пациента в страхе. Треть пациентов с мигренью никогда ничего не планирует: ни социальные, ни семейные активности, потому что приступ может начаться в любой момент. Около половины чувствуют вину за то, что мигрень влияет на членов их семьи, за то, что они не могут провести время с детьми, с партнерами. Больше половины пациентов нуждаются в постельном режиме.
При этом работодатели, как правило, не считают мигрень проблемой, акцентировал внимание Скоробогатых. Только 20% признают это уважительной причиной для отсутствия на работе. Человека с мигренью нередко считают симулянтом.
“Мигрень затрагивает самые трудоспособные годы жизни людей, – продолжил Скоробогатых. – Мы видим, что женщины страдают чаще, чем мужчины. Опять же отдельная тема – влияние мигрени на репродуктивное здоровье женщины”.
Мигрень до беременности повышает риск развития неблагоприятных исходов беременности, в частности преждевременных родов, гестационной артериальной гипертензии и преэклампсии. Эпизоды мигрени у беременных женщин связаны с более высоким риском метаболических нарушений, психических расстройств, токсикоза и тромбоза во время беременности, осложнений при родах и послеродовой депрессии. Неудивительно, что многие пациентки с этим заболеванием не заводят детей. И сейчас, когда политика государства направлена на повышение рождаемости, стоит обратить на мигрень самое пристальное внимание еще и потому, что она выполнению этой цели препятствует.
Что касается масштабов распространенности мигрени среди россиян, то, по оценкам Скоробогатых, это скорее не 30, а 40 млн человек.
“Когда к нам приходят на обучение неврологи и я задаю им вопрос, бывали ли у них в жизни приступы мигрени, примерно половина поднимают руку, – аргументировал свою оценку эксперт. – Это не потому, что у неврологов особый мозг, который больше подвержен мигрени, а потому что они могут поставить себе диагноз”.
Весьма ощутимы экономические потери от мигрени. В 2014 году экономика нашей страны потратила 22 млрд долл., то есть почти 2% ВВП России. Расходы складываются из двух основных элементов. Это прямые затраты на лекарства, консультации, обследования, а также в большей степени непрямые: снижение продуктивности, отсутствие на работе и потерянные карьерные возможности пациентов.
Есть исследование, которое свидетельствует о том, что на одного человека, который не пришел на работу по причине мигрени, приходится 16, которые идут на службу, но фактически все равно не работают.
“Карточкой “пикнули” на входе, отметились, но трудоспособность у них снижена очень сильно”, – отметил Скоробогатых.
По его мнению, необходимо повышать осведомленность о мигрени в трудовых коллективах, менять отношение сотрудников к людям, страдающим этим заболеваниям, терпимее воспринимать их просьбы приглушить музыку, тише разговаривать, задернуть жалюзи в офисе, не разогревать на рабочем месте еду с резким запахом. Работодателям стоило бы задуматься и о специальных программах поддержки работников с мигренью, подобный опыт в мировой практике имеется и показал свою эффективность.
Вадим Винокуров
Член Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 198-70-20 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница