Зачем и как читать детям сказки?

image

17.02.2025 3131

Сказки — это народное достояние, важная часть культуры, объединяющая поколения. Совместное чтение взрослых и детей представляет собой замечательную традицию, которая появилась не так давно, всего лишь каких-то 100–150 лет назад. До этого была другая традиция — рассказывать сказки. Причем их слушали все: не только дети, но и взрослые члены семьи. Совместное погружение в историю

В самом деле, очень важно и полезно говорить о труде, о каких-то практических задачах семьи, но какая польза в сказке? Урожайность не повысит, денег не принесет. Но несмотря на такую свою бесцельность и бесполезность, рассказывание сказок не только не исчезло из жизни народа, а даже укрепилось и стало неотъемлемой частью времяпрепровождения семьи. Кощей Бессмертный, Марья Моревна, избушка на курьих ножках, ступа и метла и многие другие образы, с одной стороны, совершенно лишены связи с современной реальностью, а с другой — почему-то важны для нас. О роли сказок в воспитании детей, о том, как правильно их читать детям, рассказывает Ирина Рябкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования» МГППУ, руководитель магистерской программы «Игра и детство».

Сказки вчера и сегодня

Важно заметить, что сказка не всегда была так «оторвана от жизни», как в современном мире. Когда-то она, напротив, очень реалистично отображала жизнь людей и их представления о потустороннем, «божественном» мире: его законах, бытовании, о способе проникнуть в него. В действительности, как показало всемирно известное исследование В.Я. Проппа, так называемые волшебные сказки рассказывают нам о ритуалах инициации, то есть вхождения детей в мир взрослых людей. Иными словами, они отражают реально существовавшие практики и в былые времена давали вполне себе ясные рекомендации о том, что ждет будущих мужчину или женщину в процессе прохождения обряда инициации — посвящения во взрослые члены общества.

Сегодня наша жизнь кардинально изменилась. И логичные, понятные когда-то всем слушателям повороты сюжета, знакомые герои и даже предметы больше не кажутся само собой разумеющимися и очевидными. Более того, достаточно большая часть народных сказок в своем оригинальном варианте совсем не предназначена для детей, поскольку включает в себя чрезмерно агрессивные, сексуализированные и другие мотивы. Зачем же в таком случае читать сказки? Что они воспитывают? И нужно ли читать вот такие, содержащие не детские темы, сказки?

По мнению подавляющего большинства детских психологов и педагогов, не стоит читать детям сказки (а также показывать фильмы и мультфильмы), которые содержат «недетские» темы. Мы стремимся оградить детей от всего, что может, на наш современный взгляд, причинить им вред, травмировать или исказить развитие. Конечно, не так просто понять, где пролегает граница между допустимым и нежелательным, ведь, например, бой с драконом — это тоже агрессивный мотив. Но описание этого боя может быть более или менее подробным и «красочным». Чем младше ребенок, тем менее развернутым должно быть подобное описание. Кроме того, важным критерием является ваше чувство и реакция ребенка. Если при чтении вам или ребенку эмоционально некомфортно, неприятно читать вместе какие-то части сказки, то имеет смысл задуматься: подходит ли это для детских ушей или для чтения именно вашему ребенку? Ведь все дети разные, и кто-то может острее реагировать на события в истории. Есть масса других замечательных книг, и всегда можно найти то, что подойдет именно для вашего совместного чтения.

Что же воспитывают сказки?

Народные, особенно волшебные, сказки в первую очередь рассказывают ребенку о том, как важно быть активным, инициативным. Ведь если разобраться, главный герой почти ничего не делает в одиночку — ему все время помогают другие: звери, рыбы, волшебные существа и даже предметы. Без них он не был бы Героем. Это говорит нам о том, что необходимо действовать, пробовать, не сдаваться — это важно, это главное. Таким образом, сказка формирует у ребенка важную установку на волевую активность.

Кроме того, сказки содержат различные модели отношений и поведения в тех или иных ситуациях. Так, например, чтобы выжить в новом месте (потустороннем мире), нужно знать правила поведения (в сказке это конкретные действия, которым учат, к примеру, помощники). Или если нашел любимого человека, то держись за него, не теряй (как в «Царевне-лягушке»). Встретил жадного и сильного хитреца — включай смекалку, будь хитрее (как в сказке «Вершки и корешки»). Слушая или читая такие сказки, воображая их события, ребенок как бы проигрывает в уме их истории и впитывает те модели, которые в них заложены.

Еще одной важной функцией сказок является то, что они будят воображение ребенка. Воображение — важнейшая функция психики, ведь она про то, чего нет непосредственно в восприятии. Способность создавать то, чего нет, — достижение человеческой психики, которое трудно переоценить. Культура, наука, этика построены на том, что изначально… лишь воображалось. Поэтому, читая детям сказки, мы закладываем основу для развития важнейшей психической функции.

Наконец, совместное чтение является прекрасной возможностью содержательно провести время вместе с детьми. Как ни странно, но базовая потребность в общении — просто находиться рядом с другим человеком, чувствовать присутствие другого. Кроме того, взрослый, читая книгу, делает это каждый раз немного иначе, а это важно для речевого развития. В этом смысле ни одна аудиозапись не заменит «живого» чтения. Когда содержание книги обсуждается с ребенком — это тоже незаменимая часть чтения детям. К тому же совместное переживание событий истории развивает ценное качество для межличностного общения — способность к сопереживанию, сочувствию, эмоциональной отзывчивости.

Рекомендации родителям

Итак, читать детям очень полезно. Однако, для того чтобы совместное чтение было действительно полезным, необходимо помнить о следующем.

Следуя данным принципам, заботливые взрослые смогут привить детям любовь к книге, наладить и поддержать доверительные отношения с ребенком, а также будут способствовать формированию таких важных качеств, как отзывчивость, инициативность, способность к фантазии.

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Источник : Ссылка

   


Другие публикации в этой рубрике: PROздоровье
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Пространство дискуссий

image
Лекарства отдельно, деньги отдельно: каких россиян хотят лишить льготы
image
Правила уравнения: частным клиникам добавят социальную нагрузку
image
Мест нет: в России стали открывать меньше аптек
image
Пять лет с начала пандемии: “длинный ковид” не отступает
image
Спиртовая настройка: Росздравнадзор вскрыл нарушения у фармацевтических оптовиков
image
Пилюля из коровника: новые правила хранения лекарств вызвали споры
image
Чем лечиться будем: российских фармпроизводителей призвали активнее разрабатывать современные лекарства
image
Штрафбат: депутаты ополчились против медицинских страховых компаний

Медицинский видеолекторий

image
Программа 5R для нормализации функций ЖКТ
image
Семейное образование: сохранение здоровья, целенаправленность обучения и воспитания
image
Пищевая непереносимость, как она сказываются на качестве жизни и течении хронических заболеваний
image
Коллаген — почему его недостаток на себе можно почувствовать уже в 25 лет

PROздоровье

image
Причина ухудшения сна весной
image
Иммунолог Болибок объяснил, как отличить ротавирус от отравления
image
Раскрыта не связанная с деменцией причина ухудшения памяти
image
Названы пять самых полезных супов
image
Врач рассказала, что средиземноморская диета помогает замедлить деменцию
image
Нутрициолог рассказал, какие продукты не рекомендуются при бессоннице
image
Врач рассказал об изменениях в самочувствии при диабете
image
Врач рассказала о правилах ухода за полостью рта
image
Трихолог рассказала, как защитить волосы от внешних факторов
image
Употребление какие продуктов сделают кожу гладкой: мнение специалиста
image
Врач рассказал, как избавиться от боли в шее при сидячей работе
image
Врач назвал причины появления мозолей
image
Диетолог рассказал, что зелень, рыба и орехи помогают при варикозе
image
Врач назвал главные причины развития шейного остеохондроза
image
Профилактика стоматологических заболеваний: рекомендации специалиста
image
Сурдолог рассказала, какие симпотомы могут указывать на снижение слуха у ребенка

Новости

image
Минздрав намерен снизить временную нетрудоспособность. Чаще всего причиной нетрудоспособности становятся инфекции
image
Компания «ЭГИС» стала лауреатом премии People Motivation Awards 2025 за лучшую программу благополучия сотрудников
image
ГК Фармасинтез начнет экспорт лекарств в Северную Африку
image
Почти 20 тыс. раз робот Светлана предложила продлить рецепт на льготные лекарства
image
Подмосковный нарколог рассказал, как вейпинг разрушает зубы
image
Почти 14 тыс. телемедицинских консультаций провели пациентам в ФАПах в этом году
image
Реабилитация и поддержка семьи: как в Москве помогают детям с синдромом Дауна
image
В Подмосковье отремонтировали еще одну поликлинику и корпус больницы
image
Врачи Центра Рошаля извлекли ключ от игрушки из кишечника 2-летнего ребенка
image
Люберецкие врачи спасли ослепшую из-за падения женщину
image
Более 30% женщин в Подмосковье выбирают партнерские роды
image
В Москве стало доступнее оперативное лечение кардиологических и сосудистых заболеваний
image
Госдума отклонила законопроект о свободном использовании относящихся к лекарствам изобретений
image
Законопроект о введении штрафов за оскорбление фармработников внесен в Госдуму
image
Минздрав отменил регистрацию шести лекарственных препаратов
image
Центру лекобеспечения не удалось закупить паловаротен для «Круга добра»

Контакты

...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 198-70-20   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница