Зачем и как читать детям сказки?

image

17.02.2025 8206

Сказки — это народное достояние, важная часть культуры, объединяющая поколения. Совместное чтение взрослых и детей представляет собой замечательную традицию, которая появилась не так давно, всего лишь каких-то 100–150 лет назад. До этого была другая традиция — рассказывать сказки. Причем их слушали все: не только дети, но и взрослые члены семьи. Совместное погружение в историю

В самом деле, очень важно и полезно говорить о труде, о каких-то практических задачах семьи, но какая польза в сказке? Урожайность не повысит, денег не принесет. Но несмотря на такую свою бесцельность и бесполезность, рассказывание сказок не только не исчезло из жизни народа, а даже укрепилось и стало неотъемлемой частью времяпрепровождения семьи. Кощей Бессмертный, Марья Моревна, избушка на курьих ножках, ступа и метла и многие другие образы, с одной стороны, совершенно лишены связи с современной реальностью, а с другой — почему-то важны для нас. О роли сказок в воспитании детей, о том, как правильно их читать детям, рассказывает Ирина Рябкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования» МГППУ, руководитель магистерской программы «Игра и детство».

Сказки вчера и сегодня

Важно заметить, что сказка не всегда была так «оторвана от жизни», как в современном мире. Когда-то она, напротив, очень реалистично отображала жизнь людей и их представления о потустороннем, «божественном» мире: его законах, бытовании, о способе проникнуть в него. В действительности, как показало всемирно известное исследование В.Я. Проппа, так называемые волшебные сказки рассказывают нам о ритуалах инициации, то есть вхождения детей в мир взрослых людей. Иными словами, они отражают реально существовавшие практики и в былые времена давали вполне себе ясные рекомендации о том, что ждет будущих мужчину или женщину в процессе прохождения обряда инициации — посвящения во взрослые члены общества.

Сегодня наша жизнь кардинально изменилась. И логичные, понятные когда-то всем слушателям повороты сюжета, знакомые герои и даже предметы больше не кажутся само собой разумеющимися и очевидными. Более того, достаточно большая часть народных сказок в своем оригинальном варианте совсем не предназначена для детей, поскольку включает в себя чрезмерно агрессивные, сексуализированные и другие мотивы. Зачем же в таком случае читать сказки? Что они воспитывают? И нужно ли читать вот такие, содержащие не детские темы, сказки?

По мнению подавляющего большинства детских психологов и педагогов, не стоит читать детям сказки (а также показывать фильмы и мультфильмы), которые содержат «недетские» темы. Мы стремимся оградить детей от всего, что может, на наш современный взгляд, причинить им вред, травмировать или исказить развитие. Конечно, не так просто понять, где пролегает граница между допустимым и нежелательным, ведь, например, бой с драконом — это тоже агрессивный мотив. Но описание этого боя может быть более или менее подробным и «красочным». Чем младше ребенок, тем менее развернутым должно быть подобное описание. Кроме того, важным критерием является ваше чувство и реакция ребенка. Если при чтении вам или ребенку эмоционально некомфортно, неприятно читать вместе какие-то части сказки, то имеет смысл задуматься: подходит ли это для детских ушей или для чтения именно вашему ребенку? Ведь все дети разные, и кто-то может острее реагировать на события в истории. Есть масса других замечательных книг, и всегда можно найти то, что подойдет именно для вашего совместного чтения.

Что же воспитывают сказки?

Народные, особенно волшебные, сказки в первую очередь рассказывают ребенку о том, как важно быть активным, инициативным. Ведь если разобраться, главный герой почти ничего не делает в одиночку — ему все время помогают другие: звери, рыбы, волшебные существа и даже предметы. Без них он не был бы Героем. Это говорит нам о том, что необходимо действовать, пробовать, не сдаваться — это важно, это главное. Таким образом, сказка формирует у ребенка важную установку на волевую активность.

Кроме того, сказки содержат различные модели отношений и поведения в тех или иных ситуациях. Так, например, чтобы выжить в новом месте (потустороннем мире), нужно знать правила поведения (в сказке это конкретные действия, которым учат, к примеру, помощники). Или если нашел любимого человека, то держись за него, не теряй (как в «Царевне-лягушке»). Встретил жадного и сильного хитреца — включай смекалку, будь хитрее (как в сказке «Вершки и корешки»). Слушая или читая такие сказки, воображая их события, ребенок как бы проигрывает в уме их истории и впитывает те модели, которые в них заложены.

Еще одной важной функцией сказок является то, что они будят воображение ребенка. Воображение — важнейшая функция психики, ведь она про то, чего нет непосредственно в восприятии. Способность создавать то, чего нет, — достижение человеческой психики, которое трудно переоценить. Культура, наука, этика построены на том, что изначально… лишь воображалось. Поэтому, читая детям сказки, мы закладываем основу для развития важнейшей психической функции.

Наконец, совместное чтение является прекрасной возможностью содержательно провести время вместе с детьми. Как ни странно, но базовая потребность в общении — просто находиться рядом с другим человеком, чувствовать присутствие другого. Кроме того, взрослый, читая книгу, делает это каждый раз немного иначе, а это важно для речевого развития. В этом смысле ни одна аудиозапись не заменит «живого» чтения. Когда содержание книги обсуждается с ребенком — это тоже незаменимая часть чтения детям. К тому же совместное переживание событий истории развивает ценное качество для межличностного общения — способность к сопереживанию, сочувствию, эмоциональной отзывчивости.

Рекомендации родителям

Итак, читать детям очень полезно. Однако, для того чтобы совместное чтение было действительно полезным, необходимо помнить о следующем.

Следуя данным принципам, заботливые взрослые смогут привить детям любовь к книге, наладить и поддержать доверительные отношения с ребенком, а также будут способствовать формированию таких важных качеств, как отзывчивость, инициативность, способность к фантазии.

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Источник : Ссылка

   


Другие публикации в этой рубрике: PROздоровье
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Пространство дискуссий

image
Устали расхлебывать: прокурор обвинил производителей продуктов питания в обмане покупателей
image
Положено бесплатно: когда не стоит спешить с покупкой лекарств
image
Лекарства стратегического значения: новая передышка
image
Доктор будущего из “человейника”: о чем говорили на конгрессе пациентов
image
Тихая война XXI века: бактерии, которые мы сами сделали неуязвимыми
image
С молоком матери: Минздрав намерен повысить охват “грудничков” естественным вскармливанием
image
Что стар, что мал: в России построят отдельные клиники для пожилых пациентов?
image
По первому разряду: общественные места оборудуют дефибрилляторами

Медицинский видеолекторий

image
Какую обувь выбрать на лето - советы подиатра
image
Программа 5R для нормализации функций ЖКТ
image
Семейное образование: сохранение здоровья, целенаправленность обучения и воспитания
image
Пищевая непереносимость, как она сказываются на качестве жизни и течении хронических заболеваний

PROздоровье

image
Врач назвала блюда, которые лучше выбирать на завтрак
image
Почему зимой лучше пить воду вместо чая: мнение специалиста
image
Стоматолог назвал идеальный возраст для удаления зубов мудрости
image
Что делать для лечения мигрени выходного дня: рекомендации специалиста
image
Остеопат рассказал, можно ли исправить осанку во взрослом возрасте
image
Нужно чаще обниматься для борьбы со стрессом: мнение эксперта
image
Врач рассказала, что привычка трогать уголки глаз пальцами грозит конъюнктивитом
image
Как замедлить сосудистую деменцию: рекомендации специалиста
image
Врач рассказала, как понять, на что аллергия
image
С какого возраста нужно проходить ежегодную диспансеризацию: мнение эксперта
image
Врач рассказала, сколько мандаринов можно съедать за раз
image
Врач рассказала, как избежать проблем с щитовидкой
image
Названа распространенная ошибка при расстройстве желудка
image
Назван предельный возраст удаления зубов мудрости без риска осложнений
image
Нутрициолог рассказала, как полифенолы укрепляют здоровье
image
Врач рассказала, чем опасно увлечение соевым соусом

Новости

image
Минздрав России одобрил проведение третьей фазы международного исследования бирелентиниба
image
Правительство России одобрило проведение переговоров Минздрава РФ с Сирией
image
Минздрав РФ снова сдвинет сроки включения вакцин в Нацкалендарь прививок
image
Для пациентов с множественной миеломой закупят препарат на сумму 13,8 млрд рублей
image
Новый пост скорой помощи заработал в Сергиевом Посаде
image
История маленьких богатырей: путь от 720 граммов к большой жизни
image
Офтальмохирурги Центра Рошаля впервые в Подмосковье выполнили лечение глаукомы с помощью микроимпульсного лазера
image
Москвичей приглашают на тренировки по зимним видам спорта
image
В Подмосковье более 770 тыс. пациентов обсудили результаты диспансеризации с врачом онлайн
image
Полное включение: как современные технологии и цифровые сервисы помогают горожанам с особенностями здоровья
image
Совет ЕЭК утвердил изменения в правила регистрации и экспертизы лекарств
image
Утверждены три документа по обороту и утилизации метанола
image
Цифровая клиника «Будь Здоров» в Усть-Лабинске стала победителем премии «Твердые знаки-2025»
image
Врач-онколог Денис Романов рассказал о том, что из себя представляют вакцины от рака и как они действуют
image
В Плехановском университете стартовало обучение третьего потока MBA программы для компании «Биннофарм Групп»
image
Российский препарат расширяет возможности терапии мужского бесплодия

Контакты

...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 198-70-20   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница