Зачем и как читать детям сказки?

image

17.02.2025 6813

Сказки — это народное достояние, важная часть культуры, объединяющая поколения. Совместное чтение взрослых и детей представляет собой замечательную традицию, которая появилась не так давно, всего лишь каких-то 100–150 лет назад. До этого была другая традиция — рассказывать сказки. Причем их слушали все: не только дети, но и взрослые члены семьи. Совместное погружение в историю

В самом деле, очень важно и полезно говорить о труде, о каких-то практических задачах семьи, но какая польза в сказке? Урожайность не повысит, денег не принесет. Но несмотря на такую свою бесцельность и бесполезность, рассказывание сказок не только не исчезло из жизни народа, а даже укрепилось и стало неотъемлемой частью времяпрепровождения семьи. Кощей Бессмертный, Марья Моревна, избушка на курьих ножках, ступа и метла и многие другие образы, с одной стороны, совершенно лишены связи с современной реальностью, а с другой — почему-то важны для нас. О роли сказок в воспитании детей, о том, как правильно их читать детям, рассказывает Ирина Рябкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования» МГППУ, руководитель магистерской программы «Игра и детство».

Сказки вчера и сегодня

Важно заметить, что сказка не всегда была так «оторвана от жизни», как в современном мире. Когда-то она, напротив, очень реалистично отображала жизнь людей и их представления о потустороннем, «божественном» мире: его законах, бытовании, о способе проникнуть в него. В действительности, как показало всемирно известное исследование В.Я. Проппа, так называемые волшебные сказки рассказывают нам о ритуалах инициации, то есть вхождения детей в мир взрослых людей. Иными словами, они отражают реально существовавшие практики и в былые времена давали вполне себе ясные рекомендации о том, что ждет будущих мужчину или женщину в процессе прохождения обряда инициации — посвящения во взрослые члены общества.

Сегодня наша жизнь кардинально изменилась. И логичные, понятные когда-то всем слушателям повороты сюжета, знакомые герои и даже предметы больше не кажутся само собой разумеющимися и очевидными. Более того, достаточно большая часть народных сказок в своем оригинальном варианте совсем не предназначена для детей, поскольку включает в себя чрезмерно агрессивные, сексуализированные и другие мотивы. Зачем же в таком случае читать сказки? Что они воспитывают? И нужно ли читать вот такие, содержащие не детские темы, сказки?

По мнению подавляющего большинства детских психологов и педагогов, не стоит читать детям сказки (а также показывать фильмы и мультфильмы), которые содержат «недетские» темы. Мы стремимся оградить детей от всего, что может, на наш современный взгляд, причинить им вред, травмировать или исказить развитие. Конечно, не так просто понять, где пролегает граница между допустимым и нежелательным, ведь, например, бой с драконом — это тоже агрессивный мотив. Но описание этого боя может быть более или менее подробным и «красочным». Чем младше ребенок, тем менее развернутым должно быть подобное описание. Кроме того, важным критерием является ваше чувство и реакция ребенка. Если при чтении вам или ребенку эмоционально некомфортно, неприятно читать вместе какие-то части сказки, то имеет смысл задуматься: подходит ли это для детских ушей или для чтения именно вашему ребенку? Ведь все дети разные, и кто-то может острее реагировать на события в истории. Есть масса других замечательных книг, и всегда можно найти то, что подойдет именно для вашего совместного чтения.

Что же воспитывают сказки?

Народные, особенно волшебные, сказки в первую очередь рассказывают ребенку о том, как важно быть активным, инициативным. Ведь если разобраться, главный герой почти ничего не делает в одиночку — ему все время помогают другие: звери, рыбы, волшебные существа и даже предметы. Без них он не был бы Героем. Это говорит нам о том, что необходимо действовать, пробовать, не сдаваться — это важно, это главное. Таким образом, сказка формирует у ребенка важную установку на волевую активность.

Кроме того, сказки содержат различные модели отношений и поведения в тех или иных ситуациях. Так, например, чтобы выжить в новом месте (потустороннем мире), нужно знать правила поведения (в сказке это конкретные действия, которым учат, к примеру, помощники). Или если нашел любимого человека, то держись за него, не теряй (как в «Царевне-лягушке»). Встретил жадного и сильного хитреца — включай смекалку, будь хитрее (как в сказке «Вершки и корешки»). Слушая или читая такие сказки, воображая их события, ребенок как бы проигрывает в уме их истории и впитывает те модели, которые в них заложены.

Еще одной важной функцией сказок является то, что они будят воображение ребенка. Воображение — важнейшая функция психики, ведь она про то, чего нет непосредственно в восприятии. Способность создавать то, чего нет, — достижение человеческой психики, которое трудно переоценить. Культура, наука, этика построены на том, что изначально… лишь воображалось. Поэтому, читая детям сказки, мы закладываем основу для развития важнейшей психической функции.

Наконец, совместное чтение является прекрасной возможностью содержательно провести время вместе с детьми. Как ни странно, но базовая потребность в общении — просто находиться рядом с другим человеком, чувствовать присутствие другого. Кроме того, взрослый, читая книгу, делает это каждый раз немного иначе, а это важно для речевого развития. В этом смысле ни одна аудиозапись не заменит «живого» чтения. Когда содержание книги обсуждается с ребенком — это тоже незаменимая часть чтения детям. К тому же совместное переживание событий истории развивает ценное качество для межличностного общения — способность к сопереживанию, сочувствию, эмоциональной отзывчивости.

Рекомендации родителям

Итак, читать детям очень полезно. Однако, для того чтобы совместное чтение было действительно полезным, необходимо помнить о следующем.

Следуя данным принципам, заботливые взрослые смогут привить детям любовь к книге, наладить и поддержать доверительные отношения с ребенком, а также будут способствовать формированию таких важных качеств, как отзывчивость, инициативность, способность к фантазии.

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Источник : Ссылка

   


Другие публикации в этой рубрике: PROздоровье
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Пространство дискуссий

image
Аптеки на колесах и на крыльях: станет ли лекарственная помощь доступнее россиянам
image
ЗаБАДались: россияне одобряют закон о праве врачей назначать биодобавки
image
Пациентов послали за рецептом: Минздрав возобновил обсуждение непопулярного проекта
image
Путешествие к здоровью: российские клиники хотят лечить больше иностранных пациентов
image
И поучат, и полечат: как будут работать школьные медпункты в новом учебном году
image
На вес золота: беременные жалуются на невозможность получить необходимый препарат
image
Входа нет: пользователи столкнулись с серьезными ограничениями на госпортале проектов НПА
image
Процедурный нигилизм: производители медицинских изделий уклоняются от ввода в гражданский оборот

Медицинский видеолекторий

image
Какую обувь выбрать на лето - советы подиатра
image
Программа 5R для нормализации функций ЖКТ
image
Семейное образование: сохранение здоровья, целенаправленность обучения и воспитания
image
Пищевая непереносимость, как она сказываются на качестве жизни и течении хронических заболеваний

PROздоровье

image
Можно ли вылечить мигрень самостоятельно: мнение эксперта
image
Врач рассказал, что сон с питомцами может быть опасен для здоровья
image
Чем питаться при токсикозе: рекомендации специалиста
image
Врач рассказала, почему дети часто болеют в детском саду
image
Врач назвала ягоду, замедляющую старение
image
Какие психические заболевания обостряются осенью: мнение специалиста
image
Красные помидоры против болезней и лишнего веса: выводы ученых
image
Диетолог предупредил о страшной опасности детского ожирения
image
Названы пять шагов для подготовки к сезону гриппа и простуд
image
Невролог рассказала, как помочь себе при приступе мигрени
image
Перечислены неприятные последствия привычки спать с мокрыми волосами
image
Врач поделилась советами по подготовке к беременности
image
Гастроэнтеролог развеяла главный миф об аппендиците
image
Названа неожиданная польза кофе
image
Онколог развеяла предубеждение о донорстве костного мозга
image
Россиян предупредили о ведущей к тотальной потере зубов фатальной ошибке

Новости

image
Производители медизделий просят обратить внимание на ассортимент маркетплейсов
image
Минздрав приостановил применение трех препаратов компании «Манас Мед»
image
Производители просят модернизировать патентную систему
image
Маркировка медицинских перчаток отложена до 1 марта 2026 года
image
ФАС выявила картель при поставках лекарств на 1,1 млрд рублей
image
Почему инновационные лекарства недостаточно быстро доходят до пациента
image
Минэкономразвития предложило новую периодичность профилактических визитов
image
В Подмосковье запущен пилотный проект «Служба заботы»
image
Нейрохирурги Центра Рошаля выровняли неправильно формирующийся череп 7-месячному ребенку
image
Диспансеризация спасла жизнь: в Подмосковье у женщины выявили рак кишечника на ранней стадии
image
В 3 раза чаще жители Подмосковья стали консультироваться с врачом с помощью телемедицины
image
15 сентября – 103 года со дня образования Государственной санитарно-эпидемиологической службы России
image
Какую помощь оказывают участникам СВО и их близким в Едином центре поддержки
image
Врач дал пять советов сладкоежкам
image
Столичные школьники посетили новый комплекс детской больницы святого Владимира
image
Роспотребнадзор информирует о профилактике острых кишечных инфекций во время праздников урожая и тематических ярмарок

Контакты

...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 198-70-20   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница