30.06.2025 239
Единый рынок лекарств в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) заработает с 2026 года. Рынок будет единый, а вот цены на лекарства везде разные. Сегодня они отличаются в пять и более раз. Евразийская экономическая комиссия выяснила, где лекарства дешевле.
Евразийская экономическая комиссия впервые провела масштабное исследование фармацевтического рынка стран ЕАЭС с точки зрения конкуренции и выявила критические различия в регулировании, которые создают разные условия для работы на нем. Об этом рассказал министр по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Максим Ермолович в рамках Евразийского экономического форума (ЕЭФ), который 26-27 июня проходил в Минске.
В ходе анализа выяснилось, что в Белоруссии перечень лекарств, цены на которые регулируются, состоит из 54 международных непатентованных наименований (МНН), в Казахстане – из более 6 тыс. торговых наименований, в России – свыше 800 МНН. Отличаются и перечни референтных стран (при регистрации цены в России проверяют, чтобы она не превышала минимальную цену продаж этого препарата в референтных странах). В Белоруссии их 14, включая Россию, в Казахстане 11, включая Белоруссию и Россию, в России – 12, но при этом в списке нет ни одной страны ЕАЭС, следует из доклада Ермоловича.
Ценовой диспаритет (разница между зарегистрированной предельной ценой производителя и аптечной ценой, по которой лекарство продают в той или иной стране-участнице ЕАЭС) выявлен в отношении 44 торговых наименований лекарств из 68 изученных (65%). Есть препараты массового применения, цены на которые отличаются в пять-шесть раз. Например, для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, патологий кроветворной системы. Разница в стоимости антибиотиков достигает 300%. Докладчик не уточнил, в каких странах самые низкие цены, но в ходе дискуссии выяснилось, что в России.
По мнению Ермоловича, причины такой чехарды в ценах - в различиях национальных подходов к ценовому регулированию, методиках расчета предельных цен и перечнях референтных стран. В одних странах цена определяется по международным стандартам, в других практически вручную. "Такие ценовые перекосы – это не просто вызов, это тормоз для конкуренции и удар по кошельку пациентов", – подчеркнул Ермолович.
В ответ на это ЕЭК предложила создать модельный перечень препаратов для единого подхода к ценообразованию и разработать Кодекс добросовестных практик фармсектора ЕАЭС, чтобы сдерживать антиконкурентное поведение субъектов рынка и различия сбытовой политики.
“Мы все прекрасно понимаем, что разница в ценах имеет не только объективные предпосылки, за нею скрываются маркетинговые цели, которые преследуют фармкомпании, - продолжил докладчик. - Если посмотреть на прибыльность этого сектора, то даже по официальной статистике, рентабельность фармацевтических производителей в ЕАЭС составляет 20%. На самом деле уровень рентабельности фармпроизводителей в мире значительно превосходит средний уровень для промышленности в целом”.
Как тут не вспомнить о том, что буквально месяц назад основатель фармкомпании “Промомед” Петр Белый стал седьмым российским миллиардером Forbes от фармотрасли. До него “лекарственными” миллиардерами становились: совладельцы холдинга «Огмент инвестментс» Виктор Харитонин и Егор Кульков (принадлежат доли в «Фармстандарт», «Отисифарм», «Биокад» и «Генериум»), основатель компании «Р-фарм» Алексей Репик, основатель компании «Фармасинтез» Викрам Пуния, владелец группы «Протек» Вадим Якунин, владелец ФК «Пульс» Эдуард Нетылько.
Но вернемся к теме единых цен. Заместитель руководителя ФАС России Тимофей Нижегородцев убежден, что это утопия. По его мнению, странам ЕАЭС будет невозможно получить ту же цену, которая есть на препарат в России, потому что фармкомпании не заинтересованы в регистрации лекарственных препаратов на относительно небольших рынках (совсем как в известном советском фильме “Золушка”: «Эх, жалко — королевство маловато, разгуляться негде!»).
Чем крупнее потребительский рынок государства, тем более низкие цены может предложить производитель за счет большого объема закупаемых препаратов.
Он напомнил, что в результате ценовой реформы Федеральная антимонопольная служба пересмотрела цены на 14 тыс. наименований препаратов, и в половине случаев цены удалось снизить на 30%. И если раньше речь шла лишь о лекарствах из списка ЖНВЛП, то в текущем году служба заявила о своем намерении бороться с завышением цен на лекарства, которые не входят в этот Перечень. Как уже рассказывал, проверки инициированы в 21 фармкомпании по ценам на 18 препаратов. В их числе средства для лечения эпилепсии, заболеваний дыхательных путей, язвенного колита.
“Когда перед ценовой реформой мы делали исследование по фармацевтическим рынкам СНГ и ЕАЭС, то увидели, что, помимо диспаритета цена, есть еще одна проблема: слабая регистрация новых ЛС в соседних странах, - рассказал Нижегородцев. - В России их было на порядок больше, чем в других странах. Фармкомпании не хотят проходить процедуру регистрации препарата, потому что они получают эти рынки через условный Смоленск и Оренбург, когда совершают трансграничную торговлю”.
По его мнению, никакие экономические или административные рычаги не заставят фармпроизводителей торговать в остальных странах союза по тем же ценам, что в России.
“Это как ожидать от моря погоды. Не получится этого сделать. Это надо признать и не обманывать себя”, - констатировал Нижегородцев.
Он добавил, что в общем и целом единый лекарственный рынок не сложился. При этом подходы к ценообразованию в рамках союза действительно разные.
В России проводится постоянный мониторинг цен на лекарственные препараты в Европейском союзе, в СНГ, а по орфанным позициям - по всему миру. Апеллируя к этим данным, ФАС требует от производителей, которые хотят попасть в государственные программы, предложить наименьшую цену. По некоторым позициям цены на медикаменты в нашей стране ниже, чем в США, в 10-50 раз.
По оценке замглавы ФАС, по орфанным препаратам, которые показаны пациентам с редкими заболеваниями, в России установлены лучшие цены в мире за очень редким исключением.
При этом ценовое регулирование строится на экономических индикаторах, административно цену не снижают, добавил чиновник.
“Мы объясняем компаниям, почему ждем от них конкретный уровень цены, и ссылаемся на экономические индикаторы, с которыми им крайне тяжело спорить. Если не согласны, то не смогут обращаться на рынке. Их цена не будет зарегистрирована, но у нас крайне мало отказов. Как правило, компании соглашаются”, - заявил Нижегородцев.
Почему же они идут на это? Во первых, фармкомпании привлекает объем российского лекарственного рынка, на который приходится 80% от общего рынка ЕАЭС. Во-вторых, в стране развита конкуренция.
Единственный способ, по мнению Нижегородцева, чтобы остальным странам союза получить те же цены, что в России, - это присоединиться к регуляторной системе нашей страны.
«Потребуется присоединение к информационным, надзорным, регистрационным системам Российской Федерации, — сказал представитель ФАС. — Это, наверное, наиболее короткий путь, для того чтобы сразу же получить дополнительные профиты и преференции и для производителей национальных, и для национального рынка, которые имеются в России».
Вместе с тем Нижегородцев признал, что “мы достигли пределов эффективности по цене на российском рынке”. Поэтому в рамках БРИКС с Китаем и Индией сейчас ведутся переговоры о возможности сформировать по некоторым классам лекарств общие программы закупок и общие требования”, резюмировал он.
Напомню, что изначально в состав БРИКС входили пять государств: Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР. В 2024 г. к ним присоединились четыре государства – ОАЭ, Иран, Эфиопия и Египет. В январе 2025 г. Индонезия стала десятым участником объединения. Очередной саммит стран БРИКС пройдет с 6 по 7 июля в Рио-де-Жанейро (Бразилия), однако среди участников не будет президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина. Некоторые аналитики связали сообщения об их отсутствии о неком разладе внутри организации.
Снижение цен на лекарства, с точки зрения доступности медицинской помощи и пользы для пациентов, крайне важно, но не стоит забывать об обратной стороне медали. Безудержное понижение цен рано или поздно приводит к тому, что продукт попросту исчезает с аптечной полки. В один прекрасный момент производителю становится невыгодно его выпускать. Именно такая ситуация не так давно наблюдалась с самыми обычными физрастворами и периодически происходит с различными медикаментами. При этом, несмотря на широкую цифровизацию отрасли, наличие нескольких информационных систем, в которых отражается движение лекарств от производителя к конечному потребителю, регулятор почему-то до сих пор толком не научился прогнозировать подобные перебои и эффективно их профилактировать.
Вадим Винокуров
Член Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 198-70-20 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница