Не только сладкое. До диабета доведут еще колбасы, сосиски и окорока

23.01.2023 12309

Нитриты в составе пищевых добавок для колбасных и мясных изделий способны довести до сахарного диабета 2-го типа. К такому выводу пришли французские ученые после большого исследования.

Исследовательская группа эпидемиологии питания из Университета Сорбонна Париж Север и Национального института по изучению сельского хозяйства, пищи и окружающей среды (INRAE) опубликовала результаты своего большого исследования в свежем номере авторитетного научного журнала PLOS Medicine. Ученые сосредоточились на изучении всех нитритов и нитратов, поступающих в наш организм, и их влиянии на развитие сахарного диабета 2-го типа. Они наблюдали 104 тысячи человек в течение 7,3 лет, среди них было выявлено 969 случаев диабета 2-го типа.

Отличаются только одной буквой, но разница колоссальная

Чтобы не было путаницы, надо сразу определиться с понятиями и усвоить, чем нитрИты отличаются от нитрАтов. При них так часто пишут, что обычные люди запутались и представляют, что это одно и то же. Не совсем так.

НитрАты, которыми нас особо любят пугать, содержатся преимущественно в овощах и фруктах, и в меньшем количестве — в воде. Соответственно, больше всего мы получаем их в составе этих продуктов и в меньшей степени с водой. По чуть-чуть встречаются они и в мясных изделиях, ведь животные получают их в составе кормов, и в некоторых других продуктах, но это — третьестепенные источники нитратов.

Нитриты в овощах и фруктах есть, но в очень небольшом количестве, их главный источник — пищевые добавки, которые используют как консерванты и фиксаторы окраски в колбасных, мясных и т. п. изделиях. Чаще других используют добавку нитрИта натрия (Е250), реже — нитрИта калия (Е249), и совсем редко добавки нитрАтов — натрия (Е251) и калия (Е252).

Два источника, несущих пользу и вред

Соответственно, по двум этим главным группам нитратов/нитритов ученые и разделили источники их поступления в наш организм. Первую группу источников составили природные (естественные) источники этих соединений в составе продуктов и воды, вторую группу составили пищевые добавки в составе колбасных, мясных и других изделий.

И вот что удалось выяснить. Во-первых, нитрИты в составе пищевых добавок существенно повышали риск развития сахарного диабета 2-го типа. Максимальный вес в это вносила добавка Е250 (нитрит натрия), она увеличивала риск диабета более, чем в 1,5 раза — на 54%, по сравнению с теми, кто избегал продуктов с такой добавкой. Во-вторых, общие нитрИты из всех источников, включая как пищевые добавки, так и любые продукты, тоже повышали риск развития такого диабета на 27%.

Вот как объясняют эти находки сами исследователи: «Наши результаты свидетельствуют о прямой связи между нитрИтами, поступающими в результате употребления пищевых добавок, и риском развития сахарного диабета 2-го типа, а также подтверждают ранее предполагаемую связь между общим содержанием нитрИтов в рационе и риском появления диабета».

А где же вред нитратов?

Законно задать вопрос: а как же быть с нитратАми, о вреде которых в овощах нам «проели» все мозги? Почему французские исследователи не обнаружили их вреда? Они прямо об этом пишут: «Не было никакой связи между общим количеством нитрАтов, содержащихся в пищевых продуктах и воде или пищевых добавках, и риском развития сахарного диабета 2-го типа».

В последние годы получено много данных о полезности нитрАтов. Дело в том, что значительная их часть в нашем организме превращается в оксид азота (NO), защищающий сосуды от атеросклероза и тромбоза, а следовательно, от инфарктов и инсультов.

Не нужно бояться пугалок

Когда же нас пугали, то всегда говорили, что нитрАты превращаются в желудке в нитрИты, а те в свою очередь, в канцерогенные нитрозамины. Но эти опасения оказались напрасны, еще несколько лет назад об этом aif.ru рассказывал известный специалист по канцерогенезу, член-корреспондент РАН Давид Заридзе:

«Уже доказано, что нитраты не столь опасны, как думали ранее. Опасения были вызваны тем, что когда нитраты в чистом виде вводили животным в эксперименте, они действительно вызывали опухоли. Но в составе овощей и фруктов они действуют иначе. Химические реакции превращения их в канцерогены в желудке блокируют антиоксиданты, которые в избытке содержатся во всех дарах природы. Благодаря им, а также витаминам и пищевым волокнам, фрукты и овощи, наоборот, защищают от рака. И неслучайно Всемирная организация здравоохранения рекомендует их потреблять не менее 500 грамм ежедневно».

Похоже, что нитрИты в этом плане не столь полезны. Частично они тоже могут быть источником полезного оксида азота, но в меньшей степени, чем нитрАты. С другой стороны, они способны напрямую превращаться во вредные нитрозамины. И исследования французских ученых подтверждают, что они вредны.

Источник: ( Ссылка )

   


Другие публикации в этой рубрике: PROздоровье
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Паблик МЕДАРГО"

Пространство дискуссий

image
Владимир Машков раскрыл секрет здорового долголетия
image
Синдром больных зданий: хворает дом – страдает человек
image
Фабрика вирусов: чем опасен клещевой энцефалит
image
Часики тикают: минздрав напоминает, что пора рожать
image
Маленькие изменения — большая польза: как пять минут на природе и чтение книг продлевают жизнь
image
Между Фемидой и Гиппократом: кто побеждает в пациентских спорах с клиниками
image
Цены на лекарства, качество и доступность медицинской помощи: итоги 2025 года
image
Насолить себе и близким: в чем польза и вред соли для здоровья человека

Медицинский видеолекторий

image
Какую обувь выбрать на лето - советы подиатра
image
Программа 5R для нормализации функций ЖКТ
image
Семейное образование: сохранение здоровья, целенаправленность обучения и воспитания
image
Пищевая непереносимость, как она сказываются на качестве жизни и течении хронических заболеваний

PROздоровье

image
Врач рассказала о неочевидной опасности электросамокатов
image
Косметолог назвала главную причину появления морщин
image
Врач перечислил заболевания, маскирующиеся под хроническую усталость
image
Педиатр рассказала, чем так опасны сладкие сухие завтраки
image
Как сердечная терапия влияет на здоровье зубов: мнение эксперта
image
Врач назвал последствия употребления полуфабрикатов
image
Врач рассказал, каких витаминов не хватает человеку летом
image
Привычки, которые защитят от аритмии: советы кардиолога
image
Диетолог посоветовал в жару пить прохладную минеральную воду
image
Врач рассказала о незаменимой пользе сала
image
Не только болезнь почек: какой коварный симптом годами маскирует риск инсульта и арит
image
Врач раскрыла неожиданную опасность сметаны и кефира
image
Как работать за компьютером и не посадить зрение
image
Диетолог делится советами по питанию для облегчения симптомов эндометриоза
image
Нормы пульса для занятий спортом
image
Сомнолог рассказал, почему вредно спать при свете

Новости

image
Правительство РФ выделит дополнительные средства на лекарства и системы мониторинга глюкозы
image
Минздрав РФ одобрил исследование отечественного биоаналога «Кадсилы»
image
Янушевич рассказал, какие новые врачи появятся в России, а какие исчезнут
image
В России появятся новые врачебные специальности
image
«Инфарма» обозначила пути повышения эффективности лекарственного обеспечения на ПМЭФ
image
Без стыда, боли и страха: как лечат взрослых пациентов с дентофобией
image
Минздрав РФ признал утратившими силу два приказа о контроле качества БМКП
image
Минздрав РФ утвердил программу ДПО «Управление и экономика фармации» на 144 часа
image
Минздрав Калининградской области опроверг данные о дефиците инсулиносодержащих препаратов
image
Раскрыта самая разрушительная для здоровья мозга привычка
image
Росздравнадзор предложил распространить автоштрафы на лекарства
image
Центру лекобеспечения не удалось закупить иммуноглобулин для «Круга добра»
image
Минздрав РФ планирует совместно с ЦРПТ внедрять ИИ для аналитики данных
image
Стало известно, когда появится российская вакцина от аллергии на березу
image
В Госдуму РФ снова внесен законопроект о компенсации трат на лекарства для пенсионеров
image
Минздрав РФ одобрил исследования отечественной вакцины против лихорадки денге

Контакты

...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 198-70-20   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница