Лекарства нет, и не ждите: почему аптеки отказываются ставить льготные рецепты в очередь

image

28.09.2022 17338

С 1 сентября в России перестала действовать норма, согласно которой в случае отсутствия какого-то лекарства аптека должна фиксировать обращение льготника в журнал и брать рецепт на отсроченное обслуживание (от одного до десяти дней). В пациентские организации посыпались жалобы: людям отказывают в выдаче препарата и не ставят их рецепт в очередь. Эксперты прогнозируют, что такая ситуация приведет к тому, что все больше россиян станут добиваться положенных им по закону медикаментов через суд.

На горячие линии Всероссийского союза пациентов (ВСП), Всероссийской ассоциации онкологических пациентов "Здравствуй!”, Лиги защитников пациентов и других общественных объединений с начала сентября стали поступать жалобы граждан, которым аптеки отказали в фиксации отсроченного обслуживания льготных рецептов.

Дело в том, что с 1 сентября 2022 года перестал действовать п. 12 приказа Министерства здравоохранения России №1093н о правилах отпуска лекарственных препаратов аптечными организациями. Именно он регулировал отсроченное обслуживание льготных рецептов. То есть, если льготник приходил за лекарством, а его не оказывалось в наличии, аптека фиксировала обращение в специальный журнал. Аптека должна была удовлетворить запрос в сроки, оговоренные вышеназванным пунктом. Например, рецепт с пометкой statim (немедленно) должны были обслужить в течение одного рабочего дня с момента обращения, с пометкой cito (срочно) — в течение двух и так далее.

Теперь же фактически узаконено необеспечение лекарствами и медицинскими средствами, которых нет в аптеках, говорит федеральный куратор Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) Юлия Панкова. Она отмечает, что раньше отсроченное обслуживание было по сути «бессрочным», то есть рецепт оставался действительным, пока по нему не выдадут лекарство.

Во Всероссийскую ассоциацию онкологических пациентов "Здравствуй!” тоже поступают звонки, что аптеки отказываются фиксировать рецепты в специальном журнале, ссылаясь на то, что рецепт теперь приходит в электронном виде, и сроки обслуживания также фиксируются в электронном виде. 

“Мы видим в этом совершенную непрозрачность для пациентов, — подчеркивает Ирина Боровова, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, президент ВАОП "Здравствуй!”. — Он не видит эти сроки, так как препарат может быть выписан сегодня, но человек не пришел за ним в тот же день в аптеку. Момент фиксации обращения пациента и отсутствия препараты крайне важны”. 

По ее мнению, если другие категории пациентов, которые нуждаются в не очень дорогих лекарствах, иногда могут приобрести медикаменты за свой счет, то в случае с онкобольными, когда речь идет о дорогостоящих средствах — от нескольких сотен до нескольких миллионов рублей, это обернется полным необеспечением. 

Самое главное, совершенно непонятно, как в этих условиях доказать, что человек обращался в аптеку, но получил отказ, наконец, как потом отстоять свои права в суде и доказать факт обращения. 

“Если мы говорим о том, что теперь все будет в цифровом формате, то в таком случае надо сделать так, чтобы пациент видел в своей собственной электронной истории болезни все эти шаги с указанием дат”, — полагает Боровова.

«Если это действительно случилось, это плохо, потому что не будет адекватного контроля, адекватной реакции, если где-то возникнут проблемы или провалы, особенно на уровне регионов, которые сегодня часто скрывают те проблемы, которые там существуют”, — убежден зампред комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный.

Он пообещал направить депутатский запрос и разобраться в сложившейся ситуации. 

В свою очередь пациентские организации направили обращения министру здравоохранения Михаилу Мурашко, в которых просят объяснить, каким образом будет регистрироваться факт обращения гражданина в аптеку в случае невозможности выдать лекарство по рецепту сразу, а также в какие сроки теперь можно будет получить медикаменты. 

В Минздраве настаивают на том, что принципиально ничего не поменялось, а обязанность принять на отсроченное обслуживание рецепт по-прежнему закреплена Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (приказ Минтруда № 929н, Минздрава №1345н от 21 декабря 2020 года). Однако в п. 11 других правил — отпуска лекарственных препаратов сказано, что отпуск медикаментов должен быть произведен в течение срока действия самого рецепта. Налицо явное противоречие между нормативными актами, причем, как обычно, не в пользу пациента. 

Организация обеспечения лекарственными препаратами граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, заявили в пресс-службе Минздрава. Именно региональные минздравы отвечают за предоставление необходимых лекарственных препаратов льготным категориям граждан.

Позже пресс-служба распространила заявление помощника министра здравоохранения Алексея Кузнецова, из которого следует, что органы Росздравнадзора продолжат мониторинг ситуации с лекарственным обеспечением граждан льготных категорий (федеральных и региональных) в регионах. И в случае нарушений будут приниматься меры в соответствии с законодательством.

“Мы работаем так, чтобы пациент был как можно раньше обеспечен нужным медикаментом, — рассказала Medargo.ru на условиях анонимности заведующая одной из ростовских аптек. — Для этого у нас есть и электронный журнал, и рукописный, и журнал неправильно выписанных рецептов, и мы ежедневно делаем их анализ и отправляем заявки на склад”. 

Хотя обязанность фиксировать необслуженные рецепты в журнале с аптек сняли, но они продолжают делать все, как и раньше, чтобы не вызывать социального напряжения и избежать ненужных конфликтов с посетителями, заверила источник.

И все же есть мнение, что не все аптеки отнесутся к своей работе столь же добросовестно и тогда злоупотреблений не избежать. Вероятно, это приведет к новому всплеску обращений пациентов-льготников в суды с исками к региональным минздравам о возмещении затрат, которые они понесли в связи с приобретением нужных им лекарств.

“В нашу организацию в последнее время поступает много обращений об отказе в обеспечении льготников медикаментами, — сообщил Medargo.ru директор КРОО «Центра по защите прав граждан в сфере здравоохранения «Право на здоровье» Николай Чернышук. — И у нас уже наработан некоторый опыт по взысканию денежных средств в качестве возмещения затрат, понесенных пациентами на покупку лекарств, в судебном порядке. Не исключаю, что таких дел скоро станет больше.

 

Екатерина Штерн

 

 

   


Другие публикации в этой рубрике: Пространство дискуссий
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Пространство дискуссий

image
Время не лечит: в России хотят возродить лечебно-трудовые профилактории
image
Правительство предложило ввести должность “врач здорового долголетия”: зачем это надо?
image
Где самые дешевые лекарства?
image
Темная лошадка медицины: врачей просят проявлять не только онко-, но и ревманастороженность
image
Пациент не хочет лечиться: как убедить россиян жить долго и счастливо
image
Минздрав насчитал 83% здоровых школьников - родители в шоке
image
Что известно о директоре подмосковного фармзавода, задержанном за взятку чиновнику Минздрава
image
Водитель скорее трезв: почему эксперты раскритиковали новый порядок освидетельствования

Медицинский видеолекторий

image
Программа 5R для нормализации функций ЖКТ
image
Семейное образование: сохранение здоровья, целенаправленность обучения и воспитания
image
Пищевая непереносимость, как она сказываются на качестве жизни и течении хронических заболеваний
image
Коллаген — почему его недостаток на себе можно почувствовать уже в 25 лет

PROздоровье

image
Дерматолог назвала опасные ошибки во время загара
image
Психолог назвал главный симптом выгорания на работе
image
Хирург рассказал об особенностях пластических операций
image
Трихолог рассказал о «шоковом» выпадении волос после пересадки
image
Учёные выявили ключевой фактор образа жизни, связанный с ускоренным старением мозга
image
Эксперт предостерег от использования БАДов в борьбе с ожирением
image
Гормон счастья: врач перечислил способы повысить уровень дофамина естественным путём
image
Названы пять разрушающих печень ежедневных привычек
image
Врач назвал скрытность одним из первых признаков лудомании
image
Раскрыта оптимальная длительность душа
image
Назван действующий по принципу популярного обезболивающего продукт
image
Офтальмолог рассказала, что наращивание ресниц может обернуться блефаритом
image
Врач рассказал, что без лечения гипертония может привести к слепоте
image
Кардиолог рассказала, что ожирение сердца может проявляться головными болями
image
Врач рассказала, когда нельзя делать массаж шейно-воротниковой зоны
image
Почему летом наушники нельзя использовать больше часа: мнение специалиста

Новости

image
ФАС не согласовала повышение цены на противотуберкулезный препарат
image
Минздрав утвердил номенклатуру должностей фармработников бессрочно
image
Правительство внесло в ГД законопроект о платформенной экономике
image
В ЕС одобрили пероральный препарат от муковисцидоза с применением раз в день
image
Новые КТ и рентген-аппарат заработали в Воскресенской больнице
image
Как называется внезапная смерть от алкоголя, рассказал главный нарколог Подмосковья
image
С начала года почти 6,8 тыс. женщин прошли маммографию по самозаписи в Подмосковье
image
В Подмосковье с начала года от родителей с ВИЧ родилось почти 170 здоровых детей
image
Сергей Собянин открыл научно-академический корпус ММНКЦ имени Боткина
image
Врач рассказал об опасности бессонницы у подростков для сердц
image
Центр Гамалеи разработал подобную «Спутнику V» вакцину от бешенства
image
Аптеки выступили против сервисов выплаты кешбэка покупателям
image
ВНИИ труда и Нацфармпалата разошлись в оценках потребности в фармспециалистах
image
Дзержинские врачи спасли женщину, едва не погибшую от ножевого ранения
image
Почти 800 тыс. детей прошли профосмотры в Подмосковье с начала года
image
Почти 30 единиц ЛОР-оборудования получат больницы Подмосковья в этом году

Контакты

...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 198-70-20   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница