Мультфильмы в жизни дошкольника (2022-01-28 12:14:37)

Мультфильмы в жизни дошкольника

image

28.01.2022 1862

Мультфильмы часто воспринимают как средство отвлечь или развлечь ребенка. Однако гораздо эффективнее смотреть мультфильмы вместе с ним, а потом обсуждать перипетии сюжета и поступки героев, спрашивать, как он поступил бы на их месте и какие эмоции персонажей его взволновали. Обсуждаем мультфильмы и их влияние на дошкольников вместе с детским психологом Верой Поветкиной.

Мультфильмы для самых маленьких

Конечно, родители сами вправе решать, с какого возраста показывать мультфильмы детям. Некоторые считают, что до пятилетнего возраста мультфильмы показывать вообще не стоит. Другие считают подходящим возрастом 3 года.

Но бывают ситуации, когда мультфильм становится помощником в каком-нибудь деле. Например, малышу делают массаж или какие-то другие процедуры. Тогда мультик может стать фактором, переключающим внимание ребенка.

Существуют мультфильмы для самого разного возраста, в том числе и совсем для малышей в возрасте от года. Герои в них более крупные, их немного, а музыка более спокойная и мелодичная.

Какие мультфильмы выбирают взрослые — и дети

Есть родители, которые предпочитают сами подбирать репертуар мультфильмов для своих детей. Но их выбор не всегда совпадает с интересами ребенка. Если детям показывают разные мультики, то какие-то будут им нравиться больше, а какие-то — меньше. Некоторые дети фанатеют от Лунтика, есть дети, которые не могут жить без «Тачек» или «Поезда динозавров», другие предпочитают «Барбоскиных».

Здесь интересно понять, почему ребенка привлекает тот или иной сюжет, почему он ему близок. Причина может быть скрыта, и для того, чтобы обнаружить ее, придется не раз пообщаться с ребенком.

Могу привести личный пример: однажды летом все друзья моей дочери разъехались, на детской площадке было мало детей, ей не хватало общения. В это лето она увлеклась мультфильмом «Барбоскины». Когда я спросила, чем они ей так нравятся, ее ответы помогли мне понять, что она скучает без подружек и друзей, ей не хватает общения со сверстниками. А в семье Барбоскиных трое детей, и они постоянно общаются друг с другом. Таким образом дочь с помощью мультфильма восполняла дефицит общения в реальной жизни.

Так что прежде чем запретить тот или иной мультфильм, лучше подумать, почему ребенку нравятся его герои, что привлекает в сюжете. Начиная с 4–5 лет детям вполне можно задавать эти вопросы и поощрять их думать на такие темы.

Детская психика часто побуждает выбирать тот сюжет, который нужно прожить. Здесь примерно такой же механизм, что и со сказками, когда дети просят читать им десятки раз подряд одну и ту же сказку. С мультиками тоже такое бывает, и это сигнал, что сюжет находит отклик в душе ребенка, и он раз за разом проживает его на разных уровнях своей психики.

Советские мультфильмы: слишком медленные для современных детей

Бывают ситуации, когда родители считают самыми лучшими мультфильмы из своего детства и стараются приобщить к ним собственных детей. Они идеализируют советские мультфильмы и думают, что современные сюжеты просто нельзя показывать детям.

Но тут тоже нужно подумать, какую задачу выполняют эти мультфильмы. Можно рассматривать их как что-то, что учит детей жить в современном мире, представляет события или конфликты, которые актуальны сегодня.

А в мультиках советского или раннего постсоветского периода изображены совершенно другие истории и условия. Например, волк из «Ну, погоди!» звонит из телефона-автомата или едет на троллейбусе. Современному ребенку порой просто невдомек, что это вообще такое.

Это не значит, что детям не нужно показывать советские мультики. Наоборот, их нужно показывать, чтобы познакомить с историей мультипликации, с примерами того, что было в детстве у родителей. Но нужно быть готовыми к тому, что некоторые сюжетные повороты потребуют объяснений, иначе современный ребенок их может просто не понять.

Многие дети сейчас, сравнивая современные мультики с советскими, говорят, что вторые чересчур медленные, размеренные. Дело в том, что ритм жизни современного ребенка и его советского и постсоветского ровесников сильно различается. Сегодня дети впитывают в себя гораздо больше информации и в садике, и в школе, поэтому советские мультики не всегда встречают у них понимание.

К тому же, если давать ребенку только советские мультфильмы, может оказаться, что в детском социуме он пребывает в некоем вакууме. Сверстники будут обсуждать новые серии мультсериалов, а ребенок просто не будет понимать, о чем идет речь, и это может вызвать у него фрустрацию.

Современные мультфильмы бывают разными

Хорошая новость заключается в великом многообразии современных мультфильмов: как по качеству, так и по смысловому наполнению. Из этого ассортимента легко можно выбрать мультфильм по текущим интересам ребенка.

Есть циклы мультфильмов, разработанных с участием детских психологов и специально направленных на развитие ребенка. Это, например, такие серии, как «Зебра в клеточку», «Оранжевая корова» или «Про Миру и Гошу».

В них в том числе разбираются довольно сложные ситуации. Такие, например, как детская истерика. В мультфильме ребенок видит, как можно реагировать на ту или иную ситуацию с минимальным вредом для всех. Эти мультфильмы в том числе полезны и для родителей, ведь там есть примеры фраз и педагогических приемов, которые можно применять в реальных ситуациях детско-родительских отношений.

В целом родителям, которые твердо уверены в том, что современные мультфильмы — зло, а условно советские — добро, нелишним будет задуматься, в каком мире они хотят, чтобы их ребенок жил. Если вы хотите, чтобы он жил в современном мире, важно через темы, которые поднимаются в мультфильмах, помогать ему понять эту реальность.

Если такая задача перед ребенком не будет поставлена, то ему придется решать ее самостоятельно, когда он пойдет в детский сад или в школу и вдруг обнаружит, что сверстники обсуждают совершенно другие темы и сюжеты. Так что ему все равно придется социализироваться и включаться в современную повестку.

Страшные мультфильмы и сюжеты с супергероями

Бывает, что дети специально просят включить мультфильмы с сюжетами, от которых им страшно. Родители, беспокоясь за душевное здоровье ребенка, избегают таких мультфильмов. Здесь важно не запрещать, а помочь малышу прожить ту или иную эмоцию, даже если она негативная. Понятно, что ему очень жалко мамонтенка, который остался без мамы. Но через этот сюжет он постигает разнообразие человеческих эмоций, и это ему необходимо, что-то его цепляет в этой ситуации. Задача родителей — понять, как сюжет мультфильма может быть связан с реальной жизнью, почему он находит отклик у ребенка.

В каждом возрасте перед ребенком стоит какая-то определенная задача развития психики, которую он должен решить. Он выбирает из сказок, книг или мультфильмов различные образы, которые помогают ему решить эту задачу. С помощью этих сюжетов малыш пытается ответить на такие вопросы, как «Какой я?», «Каким я хочу быть?», «Каково быть таким, каким я не являюсь?».

Если у малыша легковозбудимая психика, то лучше показывать такие мультфильмы днем, чтобы он успел успокоиться до того, как нужно будет отходить ко сну. И даже страшная, неуютная история — это возможность обсудить сюжет и поступки героев мультфильма с ребенком.

Примерно на возраст 4–6 лет приходится пик увлечения супергероями. Хорошая новость для родителей в том, что дети переживут этот период, а потом переключатся на новые сюжеты и героев. Вместе с тем интересно посмотреть, почему ребенка увлекает именно этот супергерой, обсудить с ним это.

Таким образом, мультфильмы могут стать отличным способом лучше понять потребности, опасения, желания и устремления собственного ребенка. Ну а если его увлекает один и тот же сюжет и вас беспокоит, почему так происходит, нелишним будет обратиться за консультацией к детскому психологу.

Специалисты Всемирной организации здравоохранения напоминают, что дети 3–4 лет могут проводить у телевизора не более 15–20 минут в день; 5–6-летние — максимум 30 минут, младшие школьники — 1,5 часа 2–3 раза в неделю. При этом расстояние до экрана должно быть не менее 3 метров.

Источник: ( Ссылка )

 
 

О психологических проблемах семьи - новая программа в цикле "Медицинский лекторий". В гостях у "Медицинского лектория" семейный психолог, аккредитованный полимодальный психотерапевт Национальной Ассоциации развития психотерапевтической и психологической науки и практики «Союз психотерапевтов и психологов», исполнительный директор Национальной Ассоциации Супервизоров Наталья Александровна Панфилова

Подробнее

Медицинский лекторий

 

Популярные публикации

 

Новости

 
 


 
 

Контакты

 
...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 730-55-50   medargo@yandex.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница