Сергей Агеев: «ТЭЭМП заряжен на движение»

image

01.09.2019 15340

Компания ТЭЭМП, входящая в РОТЕК, – ведущий разработчик и производитель высокоэффективных решений на базе суперконденсаторов собственной запатентованной конструкции. Коммерческий директор ТЭЭМП Сергей Агеев – о суперконденсаторах, слагаемых успеха компании и перспективах развития.

– ТЭЭМП сегодня – это не просто небольшое предприятие, которое выпускает суперконденсаторы, а полноценное промышленное производство, разрабатывающее и производящее решения для конечных потребителей с использованием собственных суперконденсаторов.

– Каково существенное отличие от аккумуляторов?

– В принципе, суперконденсаторы и аккумуляторы делают одно и тоже – они накапливают электрическую энергию с последующей отдачей её в нагрузку. Но это с первого взгляда.
Если в аккумуляторах этот процесс происходит за счет окислительно-восстановительных реакций, то в суперконденсаторах таких процессов нет, в них энергия хранится в виде слоя ионов, присоединенных к поверхности электрода. И именно это делает суперконденсаторы очень живучими. По всем ресурсным испытаниям наши ячейки за 1 млн циклов «заряд-разряд» теряет незначительную часть своей ёмкости, всего порядка 10%, что соответствует показателям мировых производителей суперконденсаторов.
Плотность энергии в аккумуляторах на порядки выше, чем в суперконденсаторах, но они обладают меньшей плотностью мощности.
Что это значит? Что суперконденсатор создан для быстрого накапливания и импульсной отдачи энергии в нагрузку, а аккумулятор – для спокойного и продолжительного режима накапливания и отдачи энергии небольшой мощности.

О СОБСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И ИХ ПРИМЕНЕНИИ
– Наша конструкция ячейки и модуля, а также технология производства – полностью отечественная разработка, результат сотрудничества с ведущими научными центрами. R&D-центр ТЭЭМПа работает совместно с Национальным исследовательским технологическим университетом МИСиС, также мы сотрудничаем с Институтом высоких температур и МГУ.
Результатом такого сотрудничества стали высокие удельные характеристики суперконденсаторных ячеек и модулей: КПД выше 98%, способность выдерживать токи короткого замыкания на уровне 10 000 ампер без выхода из строя, широкий диапазон рабочих температур (-60о С…+85о С), в зависимости от применяемого электролита. Причем -65о С – своеобразный рекорд, так как ни одна компания в мире не делала суперконденсаторы на такие низкие температуры. Важно отметить, что это не лабораторные образцы, а серийная продукция, поставляемая на предприятия России и за рубеж.
Более того, наша уникальная конструкция суперконденсатора и технологическая гибкость производственных цепочек позволяют в самые короткие сроки переориентировать существующее предприятие с выпуска ламинированных суперконденсаторов на изготовление литий-ионных аккумуляторов (призматических, в ламинированном корпусе) либо комбинированных устройств накопления энергии (ЛИАБ+СК) при минимальных финансовых затратах на проектирование и подготовку производства, – рассказывает Сергей Агеев.

– Ваши технологии могут использоваться в условиях низких температур. Сейчас большое значение придается освоению Арктики, ведь именно там открыто огромное количество месторождений углеводородов. Чем такие устройства могут быть полезны добывающим компаниям?

– Способы применения суперконденсаторов определяются его главными качествами: работоспособность при критически низких температурах, высокий ресурс, а также способность отдавать большие токи. Конкретные решения и устройства мы разрабатываем, исходя именно из этой логики.
Обеспечение гарантированного запуска двигателей технологического транспорта и агрегатов питания; улучшение качества энергоснабжения объектов с непрерывным технологическим циклом, поддержание бесперебойной работы частотно-регулируемых приводов, а также обеспечение гарантированного срабатывания аварийных цепей в критических ситуациях на сетевых объектах – основные задачи, которые ставят перед нами нефтегазовые и нефтесервисные компании.
И в каждом конкретном направлении мы предлагаем решения с суперконденсаторными модулями.

– Если говорить про запуск двигателей технологического транспорта. Что даёт применение решений на суперконденсаторах для предприятия?

– Основная задача применения таких систем – обеспечение гарантированного запуска техники и итоговое снижение эксплуатационных расходов на всем жизненном цикле работы машин. А это, по сути, экономия денег для владельцев парков техники.
С помощью наших систем запуска мы развязываем сам запуск машины от питания бортовой сети и дополнительной аппаратуры, установленной на транспорте. Это важно, так как системы слежения и связи работают в постоянном режиме, то есть они постоянно подпитываются от штатной батареи, что приводит к разрядке аккумулятора и невозможности своевременно осуществить запуск автомобиля. Система полностью берет на себя нагрузку по запуску и обеспечивает комфортный для батареи режим работы, тем самым увеличивая срок жизни батареи, снижая эксплуатационные
затраты.
А если взять в расчет структуры, обеспечивающие безопасность городской инфраструктуры и граждан, то эти системы становятся незаменимым решением для обеспечения высокой мобилизационной готовности транспортных средств. В таких структурах, как МВД, МЧС, скорая помощь, газовые службы скорость играет решающую роль.
К примеру, в АО «Мосгаз» на машине первого реагирования стоит наша система гарантированного запуска. Машина выезжает на вызовы круглосуточно и к нашим системам нет нареканий.
А в Новом Уренгое я лично запускал трубоукладчик Caterpillar 587R, а это практически 500 л. с. и 15,2 л дизельный двигатель с турбонаддувом. Находился он в голом поле и стоял не менее 2-х недель. Температура была близка к -20о С, а учитывая ветер, то опускалась и до -25о С. Запуск был осуществлен с первого раза за 1,5 секунды. Необходимо учесть, что заранее трубоукладчик не прогревали и на время запуска отключали батарейный отсек для чистоты испытаний.

РОССИЙСКИЕ СУПЕРКОНДЕНСАТОРЫ ТЭЭМП УСТАНАВЛИВАЮТ В ПАТРУЛЬНЫХ ВНЕДОРОЖНИКАХ «УАЗ ПАТРИОТ»
– Компания ТЭЭМП серийно поставляет суперконденсаторные стартерные системы для патрульных автомобилей «Патриот» (3163), которые УАЗ производит для нужд МВД Российской Федерации.
Патрульные внедорожники «Патриот» оснащены большим количеством дополнительной аппаратуры и зачастую эксплуатируются при низких температурах, что затрудняет пуск автомобиля после стоянки на улице. Система запуска на суперконденсаторах ТЭЭМП способна отдать ток большой мощности и поэтому является идеальным решением для запуска двигателя внутреннего сгорания в холодное время года.

СУПЕРКОНДЕНСАТОРЫ – ДЛЯ РЖД
– Уверенный запуск дизельных локомотивов – задача не менее сложная. Сейчас в стране их более 10 тысяч. Не удивительно, что нашим первым заказчиком стала Корпорация «Трансмашхолдинг», которая поставляет системы «старт/стоп» с применением наших суперконденсаторов в «Российские
железные дороги».
Дело в том, что дизельные локомотивы не глушат при температуре уже ниже +15° С! Вопервых, не факт, что он заведется, а во-вторых, каждый запуск двигателя снижает срок службы аккумуляторов. Установив суперконденсаторный модуль в батарейном отсеке, мы добились интересного эффекта: размер накопителя на борту локомотива уменьшился, он стал легче, появилось больше пространства в технической зоне. Учитывая, что суперконденсаторный модуль способен заводить двигатель при любых температурах, опыт эксплуатации показывает, что применение старт-стоп системы снижает расход топлива в режиме прогрева тепловоза на 20%, а на холостом ходу — на 60-80%.
В абсолютном выражении расход топлива тепловозом снижается на 9 тонн в год. Суммарное снижение расхода топлива благодаря применению старт-стоп системы на основе суперконденсаторов ТЭЭМП в 2018 году достигло 2700 тонн, или 40 железнодорожных цистерн «дизеля»! Потому что мы за чистый воздух!
Решение, разработанное компанией «АВП Технология», – крайне эффективный и бюджетный способ экономии топлива подвижного состава, что, безусловно, повышает общую экономическую эффективность его использования в любой климатической зоне.

– Используется ли ваши технологии в других видах транспорта?

– Например, в региональной авиации несовершенство существующих накопителей также приводит к существенному перерасходу топлива. Заряда штатной свинцовокислотной батареи легендарного самолёта Ан-2 хватает на однократный запуск двигателя. Полностью батарея заряжается за 40 минут полёта, в то время как самолёт может выполнить местный рейс за 15-20 минут.
Оставшееся время двигатель просто не глушат – если аэродром не оборудован инфраструктурой. Это приводит к дополнительному расходу дорогого топлива, износу двигателя, повышению стоимости перевозок… Суперконденсаторный модуль заряжается за 6 минут. Разница и преимущества налицо.

– Всё это довольно традиционные виды транспорта. Как насчет модных нынче электромобилей?

– Суперконденсаторы уже сейчас эффективно применяются в гибридных схемах, где ДВС сочетается с генератором и накопителем. На малых скоростях работает электрический привод. Он обеспечивает разгон до 50-60 км/ч, далее вступает ДВС. При торможении кинетическая энергия рекуперируется и возвращается в батарею. Это даёт значительную экономию на топливе и кратно снижает выбросы в атмосферу. Однако из-за постоянных циклов заряда-разряда бортовые батареи довольно быстро – за 2-3 года – деградируют и приходят в негодность.
Суперконденсаторные модули в «гибридах» работают до 10 лет и, в отличие от аккумуляторов, не нуждаются в термостатировании. Иначе говоря, для гибридного транспорта суперконденсатор – наилучшее решение.
Например, в Минске вместе с компанией «Белкоммунмаш» мы поставили в опытную эксплуатацию гибридный автобус на наших суперконденсаторах. Это позволит на практике подтвердить их преимущества.

– Получается, на транспорте суперконденсаторы уже нашли своё применение. А что насчет сетей и просадок напряжения?

– Да, запуск техники – не единственный способ применения суперконденсаторов, ведь он способен моментально отдать запасенный заряд, то есть быстро отреагировать на потребность в энергии.
Если говорить про просадки напряжения и про энергетику в целом, то применение решений с суперконденсаторами очень обширно. Они востребованы как на сетевых объектах, так и на промышленных предприятиях. Например, по ГОСТ Р 54149- 2010 нормальный диапазон изменения напряжения в наших сетях составляет +/- 10% от номинального. А высокотехнологичное оборудование, применяемое на объектах, может иметь максимальный разброс по напряжению всего в +/- 5%. То есть при более глубокой просадке оборудование уйдет в ошибку, и всё, что находилось в это время в работе, отправится в брак. А это прямые потери предприятия.
Самое интересное, что основная часть просадок находится во временном интервале до 5 секунд, характерное время для работы суперконденсаторов. Существующие решения на аккумуляторных батареях могут справиться с данной задачей, но они всегда обладают большей энергетикой, чем
это необходимо. Причина здесь кроется в оптимальном режиме батарей, т.е. выдаче энергии небольшими токами, что приводит к росту количества аккумуляторов в шкафу. Помимо этого, для них необходимо готовить специальное помещение с климатикой и вытяжкой, что не требуется для работы суперконденсаторов.
Но не стоит забывать, что есть задачи, когда необходимо поддерживать оборудование и десятки минут. И именно здесь мы планируем использовать решения с двумя типами источников энергии, АБ+СК. Если произошла кратковременная просадка – суперконденсаторы нивелируют её, если же она оказалась продолжительной – подключаются батареи.
Приведу пример: добывающие компании используют насосные системы поддержания пластового давления, от стабильности работы которых во многом зависит уровень нефтеотдачи пласта. При запуске мощных насосов часто довольно сильно просаживается напряжение в сети. Поэтому существует немало относительно доступных технических средств для компенсации просадок. В частности, частотные преобразователи, устройства плавного пуска. Но одно из лучших решений – системы компенсации просадок на основе суперконденсаторов. Они долговечны, так как не имеют механических узлов и агрегатов, бесперебойно работают в самых суровых климатических условиях, поэтому могут конкурировать с распространенными сегодня решениями.

ПУСКОВЫЕ СИСТЕМЫ ТЭЭМП ОБЕСПЕЧИВАЮТ НАДЕЖНОСТЬ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ СТОЛИЦЫ
– Компания ТЭЭМП модернизировала систему альтернативных источников питания защитного сооружения (бомбоубежища), расположенного в здании центрального офиса АО «Мосгаз». Сердце сооружения – дизель-генераторная установка – была оборудована новейшей пусковой системой ТЕМПСтарт™, изготовленной на базе отечественных суперконденсаторов.
Благодаря высочайшей надежности пусковых систем, разработанных компанией ТЭЭМП специально для объектов критической инфраструктуры, запуск энергогенерирующего оборудования гарантирован при любых чрезвычайных ситуациях и погодных условиях. Система ТЕМПСтарт™, не требующая тщательного и дорогостоящего обслуживания, успешно применяется на генераторных установках мощностью от 15 кВт до 3,2 МВт и обеспечивает не менее 100 тысяч успешных стартерных запусков в течение 15 лет. Это необходимо для технического перевооружения инфраструктуры бомбоубежищ современным оборудованием.
Назначение защитных сооружений, находящихся сегодня в ведении МЧС, – защита от широкого спектра опасностей, от экстремальных погодных условий до последствий техногенных аварий, от которых не застрахованы даже самые высокотехнологичные города мира.

– Сейчас модно и актуально говорить об альтернативной энергетике. Нашлось место суперконденсаторам и в возобновляемой энергетике?

– Да, они используются в ветроэнергетике для изменения наклона лопастей при резких порывах ветра. Высокая скорость поворота лопастей очень важна – иначе ветер может просто поломать лопасти установки. В солнечной энергетике суперконденсаторы служат буферными накопителями для сглаживания пиков и спадов активности. Неравномерность солнечного света в облачную погоду приводит к тому, что активная мощность удаленных друг от друга модулей различается. Если такой пульсирующий режим пустить в сеть, он вызовет сбой и может привести к поломке оборудования. Накопители добавляют энергии там, где «провал», и снижают там, где пик.
Сегодня ТЭЭМП – одна из немногих компаний в России, серийно производящая источники тока с действительно высокими, на уровне мировых, характеристиками. Серийно – очень важное слово. В лаборатории можно изобрести самые удивительные вещи, гораздо сложнее запустить их в промышленное производство и, главное, суметь обеспечить его экономическую эффективность.

– Над чем в настоящее время работают ваши специалисты?

– Мы активно работаем над созданием новых электродных структур и электролитов. Наша цель – создать гибридный накопитель, который бы совместил характеристики хорошей батареи и суперконденсатора. Плотность энергии в таком накопителе должна превышать 100 Вт/ч на килограмм, а плотность мощности – более 120 кВт на килограмм. Это основная задача
нашего R&D-центра.
Доведение разработки до серийного производства – непростой и длительный процесс. Когда мы говорим об инвестициях в НИОКР, то имеем в виду все стадии, от создания лабораторного прототипа до момента передачи продукции в производство.
200 000 суперконденсаторных ячеек в год – сегодняшняя мощность предприятия ТЭЭМП. 1 миллион ячеек в год – плановое увеличение объемов производства в 2020-21 гг. На сегодняшний момент мы являемся единственным в стране российским производителем суперконденсаторов на органических электролитах и успешно конкурируем с мировыми производителями аналогичной продукции. Это редкий пример успешной кооперации команды компании с научными центрами нашей страны.

Источник : Ссылка

   


Другие публикации в этой рубрике: Новости
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Пространство дискуссий

image
Где самые дешевые лекарства?
image
Темная лошадка медицины: врачей просят проявлять не только онко-, но и ревманастороженность
image
Пациент не хочет лечиться: как убедить россиян жить долго и счастливо
image
Минздрав насчитал 83% здоровых школьников - родители в шоке
image
Правительство предложило ввести должность “врач здорового долголетия”: зачем это надо?
image
Что известно о директоре подмосковного фармзавода, задержанном за взятку чиновнику Минздрава
image
Водитель скорее трезв: почему эксперты раскритиковали новый порядок освидетельствования
image
За продажу энергетиков детям будут штрафовать и в перспективе, вероятно, - сажать

Медицинский видеолекторий

image
Программа 5R для нормализации функций ЖКТ
image
Семейное образование: сохранение здоровья, целенаправленность обучения и воспитания
image
Пищевая непереносимость, как она сказываются на качестве жизни и течении хронических заболеваний
image
Коллаген — почему его недостаток на себе можно почувствовать уже в 25 лет

PROздоровье

image
Диетолог перечислила продукты для здоровья организма
image
Врач назвала напиток, от которого надо отказаться при ОРВИ
image
Ученые развенчали миф о воспалительном эффекте линолевой кислоты
image
Витамин С активирует гены, связанные с обновлением кожи: исследование
image
Врач рассказала, почему может возникнуть аллергия на красные продукты
image
Врач рассказала, как помочь организму пережить жару
image
Врач рассказал, что нормальный уровень холестерина не исключает проблем с печенью
image
Нутрициолог рассказала, как питаться интуитивно
image
Врач назвала два ранних признака развития депрессии
image
Врач рассказал о брюшном тифе и назвал его симптомы
image
Кардиолог перечислил правила приема лекарств от давления
image
Врач рассказала, как снижение атмосферного давления влияет на здоровье
image
Стоматолог рассказал, что зубная боль во время беременности может навредить ребенку
image
Врач рассказал о рисках длительного сохранения температуры выше 37
image
Признаки и симптомы тромбоза глубоких вен
image
Защита сердца: продукты для гипертоников

Новости

image
Доля онлайн-продаж лекарств превысила 1% от общего объема рынка
image
Депутаты попросили Минздрав включить ХОБЛ в систему льготного лекобеспечения
image
Представлен обзор аптечных продаж муколитиков с мая 2024 по апрель 2025 года
image
В Раменском после ремонта открылась поликлиника
image
Почти 790 человек прошли бесплатный онкоскрининг в Подмосковье в выходные
image
Подмосковные врачи помогли женщине с патологией родить здорового ребенка
image
Более 1,4 тыс. человек проверили своё здоровье в парках Подмосковья
image
Подмосковные врачи спасли мужчине перерезанную "болгаркой" кисть
image
Собянин сообщил о поступлении новых диагностических аппаратов в больницы Москвы
image
От бокса до пилатеса: какие спортивные занятия доступны жителям ЗАО
image
«Кошачья голова» и «Копи царя Соломона». Книги для детей любого возраста
image
VII Всероссийская научно-практическая конференция «Школа по неонатологии имени В.А. Таболина» прошла в Московском областном перинатальном центре
image
Правительство ускорит развитие генетических технологий с «Роснефтью»
image
Китай одобрил первый в мире агонист рецепторов глюкагона и ГПП-1
image
Национальная ветпалата заявила о сокращении поставок ветеринарных вакцин в несколько раз
image
Минпромторг предложил смягчить правила закупок медоборудования

Контакты

...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 198-70-20   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница