Мы его теряем: почему российские пациенты «исчезают» на пути из больницы в поликлинику

image

06.12.2024 9505

Много вы знаете людей, которые после операции потом долгое время наблюдались у врача в поликлинике? Или которые продолжали следовать рекомендациям, полученным при выписке из больницы, и в течение двух лет принимали лекарства? То-то и оно, что, наверное, не знаете. А ведь если всего этого не делать, то усилия врачей стационара попросту сведутся на нет, и продлить жизнь пациенту едва ли получится.

Эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) проанализировали состояние российского здравоохранения и выявили основные факторы, мешающие его развитию. Помимо пресловутой нехватки финансирования, специалистов и технологий, они отметили еще одну серьезную проблему — низкий уровень преемственности лечения пациентов в амбулаторных и стационарных условиях и интеграции звеньев системы оказания медицинской помощи. 

Согласно данным онлайн-опроса медработников, проведенного НИУ ВШЭ в 2020 году, лишь каждый пятый врач поликлиники (19,6%) считает, что его организация получает информацию о госпитализации всех находящихся в зоне ее ответственности пациентов. В 2012 году доля таких ответов среди респондентов была слегка выше — 21%.

Лишь треть врачей указали, что в их поликлинике принято посещать на дому пациентов в первые дни после их выписки из больницы после лечения по поводу инфаркта миокарда или острого нарушения мозгового кровообращения, показал другой опрос в июне 2023 году. Лишь каждый пятый врач имеет доступ ко всем медицинским записям из электронной медицинской карты пациентов, независимо от того, какой врач, из какой медицинской организации их вносил. 

Вроде мелочи, но во многих ситуациях преемственность лечения играет решающую роль для выздоровления пациента и продления его жизни, говорят эксперты. Например, после операции на сердце человек как минимум в течение года должен оставаться под наблюдением у кардиолога, потому что высокий риск повторной сердечно-сосудистой катастрофы сохраняется. Вдобавок после выписки пациенты должны целых два года регулярно принимать определенные лекарства. Тогда, как показывает практика, смертность в этой группе снижается в два раза. 

Долгое время общественники твердили о том, что в реальности этим рекомендациям следует только каждый третий пациент из числа нуждающихся. В итоге государство тратится на проведение операций, на лечение в больнице в послеоперационный период, а затем пациент возвращается домой, и там – как повезет. С 2020 года заработал федеральный проект "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями", благодаря которому пациенты действительно стали получать лекарства бесплатно. Но не все пациенты и не все лекарства. К началу 2024 года, по словам министра здравоохранения Михаила Мурашко, бесплатные лекарства получили более 1,7 млн больных, находящихся под диспансерным наблюдением. 

Реальная потребность в средствах может быть в два, а то и три раза выше нынешнего уровня госзакупок, считает директор по развитию аналитического агентства RNC Pharma Николай Беспалов. Сейчас в утвержденном минздравом перечне лекарств для сердечно-сосудистой программы 31 наименование, начиная от дешевой ацетилсалициловой кислоты до дорогих препаратов с эмпаглифлозином, цена на которые стартует от 3 тыс. руб. за упаковку. (Из хороших новостей: если раньше срок льготного обеспечения сердечников лекарствами составлял два года, то с этого года, согласно приказу Минздрава, снабжать медикаментами будут пожизненно.) 

По мнению кардиологов, в таком виде программу сложно назвать эффективной, потому что многим пациентам необходимы препараты 2-й линии, которых в льготном списке пока нет. В прошлом году во время рассмотрения бюджета Всероссийский союз пациентов (ВСП) просил Госдуму увеличить финансирование проекта, чтобы он охватил дополнительно 180 тыс. хронических сердечников. Общественники подсчитали, что на это потребуется 10,2 млрд руб. Но дали в пять раз меньше — 2,1 млрд. А лекарственное обеспечение – важнейшая часть преемственности, одного информационного обмена между звеньями системы здравоохранения совершенно недостаточно.

«Я бы сказала, что у нас вообще нет преемственности между амбулаторной и стационарной службами медицинской помощи, - прокомментировала Medargo.ru практикующий семейный врач Александра Мурашкина. - У нас даже нет преемственности внутри одного учреждения, даже в поликлинике или в стационаре между отделениями, поэтому это очень большая и самая распространенная проблема». 

По ее словам, у российских медиков не развита коллегиальность, каждый врач перетягивает одеяло на себя, либо, наоборот, пытается «спихнуть» пациента. От этого страдают обычные люди, у которых поход в поликлинику или в стационар ассоциируется с прохождением семи кругов ада. 

«У нас нет культуры, когда доктор звонит коллеге и с ним обсуждает вариант госпитализации, лечения или наоборот, выписки пациента», - сожалеет Мурашкина. 

По-прежнему не все медработники имеют доступ к единой информационной медицинской системе и, соответственно, не видят, какие еще жалобы были у человека, какие анализы, исследования ему назначали другие специалисты, что те показали. А даже если доступ у них имеется, в самой системе представлена не вся информация, и не всегда она корректно выгружается, продолжает Мурашкина.

Почему важно решать эту проблему? По мнению эксперта, чтобы улучшить маршрутизацию пациентов и повысить их уровень доверия врачам. 

«Сегодня многие люди боятся ходить к врачам, нередко опасаются, что столкнутся с разводом на деньги», - говорит эксперт. 

А если пациенты не доходят, то либо лечатся народными средствами, либо попадают в больницу с запущенными заболеваниями. И тогда их лечение обходится государству намного дороже.

«Первый месяц практически для любого хронического заболевания сопряжен с развитием осложнений, поэтому наиболее важно наблюдать пациентов именно в этот период. Но многие, выходя из стационара, не доходят до поликлиники, бросают терапию», - продолжает профессор кафедры госпитальной терапии №1 Сеченовского университета Мария Кожевникова. 

В прошлом году в Клинике госпитальной терапии им. А.А. Остроумова Сеченовского Университета впервые в России стартовал удаленный мониторинг пациентов с хронической сердечной недостаточностью с использованием мессенджеров. Это особо уязвимая группа пациентов: 50% умирает в течение пяти лет после начала болезни – больше, чем при многих онкозаболеваниях. В рамках пилота ежедневно в мессенджер человеку направляли список простых вопросов: показатели АД, пульса, есть ли одышка, отеки и другие показатели. Дальше специальная программа анализировала ответы и, если «видела» ухудшение состояния, то «вывешивала» желтый или красный флаг. Для врача это означало, что необходимо связаться с пациентом для решения вопроса о коррекции терапии, необходимости очного визита или госпитализации. Удаленное наблюдение к тому же вовлекает людей в самоконтроль, что, согласно исследованиям, значительно улучшает прогноз течения заболевания.

Сейчас в Сеченовке стартует исследование по дистанционному мониторингу пациентов с различными заболеваниями «Диалог». 

 «Цель проекта – снижение количества повторных госпитализаций пациентов, изучение возможности предотвращения осложнений на фоне удаленной коррекции лечения», - рассказывает Мария Кожевникова.

Амбулаторная и стационарная помощь должны находиться в тесной связке: одна без другой существовать не могут, уверен сопредседатель ВСП Ян Власов. 

«Лечение пациента в стационаре — всего лишь эпизод в его медицинской истории. Чтобы минимизировать любую неопределенность и вероятность неверных подходов к лечению, необходимо обеспечить взаимодействие врачей поликлиники и стационара», – объясняет Власов.

По его словам, с фрагментированным оказанием медпомощи наша система здравоохранения борется давно – существует даже отдельное Постановление Правительства РФ о том, что лечение, назначаемое в стационаре, обязательно должно быть продлено в поликлинике. Это связано с тем, что в ряде случаев лекарства, которые выписывали человеку в стационаре, перестают назначаться в поликлинике, в том числе, по несущественным причинам. Тем не менее, и врачи, и пациенты оценивают степень преемственности как среднюю.

«Это надо преодолеть и выстраивать эффективное взаимодействие поликлиники и стационара, которое позволит достигать нового качества оказания медицинской помощи», - резюмирует сопредседатель Всероссийского союза пациентов.

Вадим Винокуров

   


Другие публикации в этой рубрике: Пространство дискуссий
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Пространство дискуссий

image
Прививка от шарлатана: почему больные раком - любимая добыча мошенников
image
Больше врачей, поликлиник и инновационных лекарств: чего еще ждать в 2025 году?
image
Российские противораковые вакцины станут доступны пациентам в будущем году
image
Вам бутылку пустую или с физраствором? Кто и почему наживается на перебоях с поставкой жизненно важного препарата
image
Добавки не надо: как государство наводит порядок на рынке товаров для здоровья
image
От своих рук: суицид - третья причина смертности у людей в возрасте от 15 до 29 лет
image
Тихий прогульщик: чем и кому опасна микоплазменная пневмония
image
Тело в аренду: сколько зарабатывают добровольцы, участвующие в испытании лекарств

Медицинский видеолекторий

image
Программа 5R для нормализации функций ЖКТ
image
Семейное образование: сохранение здоровья, целенаправленность обучения и воспитания
image
Пищевая непереносимость, как она сказываются на качестве жизни и течении хронических заболеваний
image
Коллаген — почему его недостаток на себе можно почувствовать уже в 25 лет

PROздоровье

image
Опасность употребления змеиного вина
image
Внутри пусто и горько: семь ярких признаков, что вы в кризисе среднего возраста
image
Что съесть, чтобы долго жить: правила питания профессора Алексея Москалева
image
Трихолог рассказал о причинах выпадения волос
image
Как предотвратить обветривание лица зимой
image
Врач объяснила, какие готовые блюда лучше не покупать
image
Психолог рассказал о том, как вернуться к работе
image
ЛОР объяснил, как правильно капать в уши
image
Что добавить в овсянку, чтобы она стала главным суперфудом
image
Психолог рассказала о неожиданных причинах и симптомах тревожности
image
Диетолог назвад саособную избавить от запоров добавку к завтраку
image
Путь долгожителя: ученый назвал семь привычек, которые в самом деле повышают шансы на долголетие
image
Не только болезнь Альцгеймера: виды деменции, их отличия и как они меняют жизнь
image
Кому опасно участвовать в крещенских купаниях
image
Признак инфекции: врач рассказала, когда слезоточивость становится поводом для визита к врачу
image
Сколько часов необходимо спать взрослому и ребенку

Новости

image
Собянин: Система здравоохранения переживает свою самую масштабную модернизацию
image
Врачи областного центра охраны материнства и детства удалили у 5-летнего мальчика новообразование с 450 мл жидкости
image
Почти 2 млн телемедицинских консультаций провели в Подмосковье в прошлом году
image
Сосудистые хирурги из Мытищ прооперировали пациента с полной непроходимостью сосудов от брюшной аорты до стоп
image
Более 25 тыс. госпитализаций провел координационный центр паллиативной помощи Подмосковья в прошлом году
image
Роспотребнадзор обнаружил в Махачкале крупный склад по продаже БАД неизвестного происхождения
image
В 2024 году москвичи более 790 тысяч раз прикрепились к столичным медучреждениям с помощью портала mos.ru
image
Москвичей приглашают на бесплатные занятия по плаванию, аквааэробике и легкой атлетике
image
Клиники «Будь Здоров» станут клинической базой для обучения ординаторов ЦГМА
image
Росздравнадзор продлил работу комиссий по дефектуре медизделий до 2028 года
image
Правительство продлило возможность ввоза лекарств в случае дефектуры из-за санкций
image
Маркетплейсы обязали размещать декларации на биодобавки
image
Правительство будет формировать критерии для включения лекарств в перечень СЗЛП
image
Сеть клиник «Будь Здоров» стала лауреатом III Национальной премии в области развития корпоративного спорта
image
«Пришел за вторым коленом» …
image
Коллектор для создания кровеносных сосудов разработал студент НГТУ НЭТИ

Контакты

...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 730-55-50   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница