Как вернуть деньги за билеты, если поездка не состоялась из-за болезни пассажира или его близкого родственника?

image

29.05.2024 12643

Наступает период отпусков, время путешествий, но иногда планам не суждено сбыться из-за болезни самого отпускника или кого-то из его родственников. В этом случае закон позволяет россиянам вернуть деньги за неиспользованный билет, даже если он был приобретен по “невозвратному”тарифу. Но так ли легко воспользоваться своим правом на практике? Этот вопрос досконально изучили депутаты Госдумы и были шокированы, на что идут перевозчики, чтобы не делать выплату.

Начнем с авиатранспорта. Перечни документов, которые от вас потребуют в подобной ситуации, сильно разнятся. Компания “Аэрофлот” требует 8 документов, “Аврора” — 11, “Уральские авиалинии” — 3. Где-то можно принести выписку из истории болезни, получить заключение врачебной комиссии, приложить листок нетрудоспособности, лист вызова скорой помощи или справку из здравпункта об отстранении от полета, а где-то еще потребуют реквизитов медучреждения, четко читаемую должность и фамилию врача. Так, авиакомпании «ЮТэйр» необходимо предоставить лист вызова скорой помощи с реквизитами медучреждения, а NordWind — дополнительную справку от лечащего врача о том, что в указанный период болезни авиаперелеты человеку были противопоказаны. Выходит, если пассажир чихает и кашляет, но, допустим, у него нет температуры, он вполне может лететь, не беда, что при этом он может заразить окружающих. Чукотская «ЧукотАвиа» вообще указывает, что «перечень меддокументов не определен».

Однако, как показало депутатское исследование, чтобы выяснить все нюансы, придется проштудировать сайт авиакомпании, ведь правила только там и публикуются. По мнению депутатов, это позволяет авиаперевозчикам изменять их содержание в любое время, в любом порядке и по своему усмотрению. Более того, несколько перевозчиков прямо указали, что вправе «осуществить проверку подлинности предоставленного пассажиром медицинского документа, запросив дополнительную информацию/документы у пассажира и/или у медицинского учреждения, выдавшего его, в том числе оригинал».

«То есть авиаперевозчик после предоставления ему пассажиром требуемого медицинского документа в подтверждение своей болезни или болезни совместно следующих с ним члена его семьи либо близкого родственника может по своему усмотрению (фактически и без каких-либо сомнений в подлинности документов или других приемлемых оснований) потребовать у него предоставить еще и другие информацию или документы, которые не входят в перечень, определенный авиаперевозчиком, тем самым необоснованно расширяя требования», — констатируют депутаты.

Напомню, что в июне 2014 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ», согласно которому авиаперевозчики могут продавать два вида авиабилетов — по возвратному и невозвратному тарифам. Неважно, каким из них воспользовался пассажир, тем не менее он может вернуть уплаченную сумму за воздушную перевозку в случаях, установленных в ст. 108 Воздушного кодекса (ВК РФ):

1) вынужденного отказа пассажира от перелета в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне (указанный факт должен быть подтвержден медицинскими документами), при условии уведомления перевозчика до окончания регистрации пассажиров на рейс. Под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками — дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры (ст. 108 ВК РФ).

2) вынужденного отказа пассажира от перелета в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника (указанный факт должен быть подтвержден документально) при условии уведомления перевозчика до окончания регистрации пассажиров на рейс;

3) вынужденного отказа пассажира от перелета в связи с задержкой отправления воздушного судна или иными действиями (бездействием) перевозчика, предусмотренными федеральными авиационными правилами, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору.

Это в теории, а на практике?

“Были случаи, когда пассажиры предоставляли справки из частных медицинских клиник, и они не соответствовали формату справки для авиакомпании, — рассказывает глава Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. — Часто это предоставляется уже по факту, и пассажир этот документ не может поправить под запрос авиакомпании. В итоге люди остаются без денег. Поэтому важно, чтобы был единый стандарт у всех клиник по предоставлению именно авиационной справки для возврата денежных средств. И такой же документ был правильно синхронизирован с железнодорожным транспортом”.

Опять же по закону при проезде в поездах дальнего следования пассажир имеет право продлевать срок действия  проездного документа (билета) в случае болезни в пути следования на время болезни, подтвержденной документами лечебных учреждений. Законодательством также закреплено право возобновить действие билета на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие, в частности, болезни, несчастного случая в течение пяти суток с момента отправления поезда, на который приобретен проездной документ (билет), а в случае отказа от поездки получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты. 

Парламентарии проанализировали внутренние нормативные акты имеющихся в стране железнодорожных перевозчиков и обнаружили, что ими не определены перечни обозначенных документов, которые пассажир может предоставить им для реализации своих прав. 

Что ж, с самолетами и поездами разобрались. Но, может, у моряков все проще и понятнее? Парламентарии изучили и Правила морской перевозки пассажиров: перечень документов, подтверждающих болезнь пассажира судна морской перевозки пассажира, в них не определен. Посмотрели, какие условия выдвигают разные морские перевозчики и обнаружили, что в их правилах содержится лишь общее указание на то, что болезнь пассажира подтверждается медицинским документом или справкой лечебных учреждений.

Депутаты стали копать дальше — дошли до автомобильного и городского наземного электрического транспорта, но и там отдано все на откуп самим перевозчикам. Так что снова реализовать свое законное право россиянам оказалось затруднительно, практически нереально.

В связи с этим в Госдуме разработали законопроект и предложили установить единый перечень медицинских документов для перевозчиков, которые позволят пассажиру, который заболел сам или у которого захворал кто-то из родных, обменять билет или вернуть за него деньги. При этом к членам семьи и близким родственникам пассажира предлагается отнести тех же лиц, которые относятся к членам семьи и близким родственникам пассажира воздушного судна: супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), дедушки, бабушки и внуки, братья и сестры. В случае принятия внесенного в Госдуму законопроекта, впоследствии список требуемых медицинских справок будет составлен Минтрансом для каждого вида перевозки (авиа, железнодорожного, водного и т.д.).

Вадим Винокуров

   


Другие публикации в этой рубрике: Пространство дискуссий
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Пространство дискуссий

image
Время не лечит: в России хотят возродить лечебно-трудовые профилактории
image
Правительство предложило ввести должность “врач здорового долголетия”: зачем это надо?
image
Где самые дешевые лекарства?
image
Темная лошадка медицины: врачей просят проявлять не только онко-, но и ревманастороженность
image
Пациент не хочет лечиться: как убедить россиян жить долго и счастливо
image
Минздрав насчитал 83% здоровых школьников - родители в шоке
image
Что известно о директоре подмосковного фармзавода, задержанном за взятку чиновнику Минздрава
image
Водитель скорее трезв: почему эксперты раскритиковали новый порядок освидетельствования

Медицинский видеолекторий

image
Программа 5R для нормализации функций ЖКТ
image
Семейное образование: сохранение здоровья, целенаправленность обучения и воспитания
image
Пищевая непереносимость, как она сказываются на качестве жизни и течении хронических заболеваний
image
Коллаген — почему его недостаток на себе можно почувствовать уже в 25 лет

PROздоровье

image
Дерматолог назвала опасные ошибки во время загара
image
Психолог назвал главный симптом выгорания на работе
image
Хирург рассказал об особенностях пластических операций
image
Трихолог рассказал о «шоковом» выпадении волос после пересадки
image
Учёные выявили ключевой фактор образа жизни, связанный с ускоренным старением мозга
image
Эксперт предостерег от использования БАДов в борьбе с ожирением
image
Гормон счастья: врач перечислил способы повысить уровень дофамина естественным путём
image
Названы пять разрушающих печень ежедневных привычек
image
Врач назвал скрытность одним из первых признаков лудомании
image
Раскрыта оптимальная длительность душа
image
Назван действующий по принципу популярного обезболивающего продукт
image
Офтальмолог рассказала, что наращивание ресниц может обернуться блефаритом
image
Врач рассказал, что без лечения гипертония может привести к слепоте
image
Кардиолог рассказала, что ожирение сердца может проявляться головными болями
image
Врач рассказала, когда нельзя делать массаж шейно-воротниковой зоны
image
Почему летом наушники нельзя использовать больше часа: мнение специалиста

Новости

image
ФАС не согласовала повышение цены на противотуберкулезный препарат
image
Минздрав утвердил номенклатуру должностей фармработников бессрочно
image
Правительство внесло в ГД законопроект о платформенной экономике
image
В ЕС одобрили пероральный препарат от муковисцидоза с применением раз в день
image
Новые КТ и рентген-аппарат заработали в Воскресенской больнице
image
Как называется внезапная смерть от алкоголя, рассказал главный нарколог Подмосковья
image
С начала года почти 6,8 тыс. женщин прошли маммографию по самозаписи в Подмосковье
image
В Подмосковье с начала года от родителей с ВИЧ родилось почти 170 здоровых детей
image
Сергей Собянин открыл научно-академический корпус ММНКЦ имени Боткина
image
Врач рассказал об опасности бессонницы у подростков для сердц
image
Центр Гамалеи разработал подобную «Спутнику V» вакцину от бешенства
image
Аптеки выступили против сервисов выплаты кешбэка покупателям
image
ВНИИ труда и Нацфармпалата разошлись в оценках потребности в фармспециалистах
image
Дзержинские врачи спасли женщину, едва не погибшую от ножевого ранения
image
Почти 800 тыс. детей прошли профосмотры в Подмосковье с начала года
image
Почти 30 единиц ЛОР-оборудования получат больницы Подмосковья в этом году

Контакты

...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 198-70-20   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница