06.03.2024 47625
Комитет по конкурентной политике Московской области представил обзор изменений законодательства за период 12.02.2024 – 16.02.2024 (223-ФЗ)
Содержание:
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.1.В Госдуму внесен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и признании утратившим силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
(https://sozd.duma.gov.ru/bill/547583-8?ysclid=lsvq8gntp6318911967)
Планируется введение единых правил для применения национального режима в закупках отдельных юридических лиц. Предполагается, что Правительство РФ сможет устанавливать запреты, ограничения на приобретение иностранных товаров, а также предоставлять преимущества для отечественной продукции, включая закупки по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – закон №223-ФЗ).
В законе № 223-ФЗ предлагается закрепить равные права для иностранных и отечественных товаров и работ. Предусматривается возможность Правительству РФ устанавливать исключения из этого правила, включая:
Аналогичные положения могут быть применены и к закупкам работ и услуг.
Предполагается, что эти изменения будут введены для закупок, объявленных с 1 января 2025 года. Типовые положения о закупках должны быть приведены в соответствие с законодательством и размещены в Единой информационной системе до 1 декабря 2024 года, а положения о закупках — до 1 января 2025 года.
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
2.1. Объем закупок крупнейших госкомпаний РФ у малого бизнеса в 2023 г. вырос до 8 трлн. Рублей.
Объем закупок крупнейших госкомпаний (около 12 тыс. юрлиц) у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в 2023 году составил почти 8 трлн рублей, что на 13,5% больше аналогичного показателя 2022 года, говорится в сообщении на официальном сайте правительства РФ.
«Объем поставляемых малыми и средними предприятиями товаров и услуг по закону № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» последовательно растет, - сказал первый вице-премьер Андрей Белоусов, слова которого приводятся в сообщении. - По итогам 2023 года был обновлен рекорд за все время действия квоты на закупки у МСП. Их общая сумма достигла почти 8 трлн рублей».
При этом Белоусов подчеркнул, что растет не только объем закупок у малого бизнеса, но и число таких поставщиков. По итогам 2023 года договоры с госкомпаниями подписали 213 субъектов МСП, что на 10,2% больше, чем в 2022 году.
Большая часть закупок госкомпаний у малого бизнеса была связана с поставкой продукции обрабатывающих производств (2,45 трлн рублей), выполнением строительных работ (1,9 трлн), предоставлением услуг в научной, инженерно-технической и профессиональной деятельности (401 млрд рублей).
«Четыре из пяти договоров крупнейших заказчиков в 2023 году было заключено с МСП-поставщиками, - отметил гендиректор «Корпорации МСП» Александр Исаевич («Корпорация МСП» занимается, в частности, мониторингом выполнения требований по объему закупок у малого бизнеса). - Сформировался тренд на активизацию закупок производственной продукции у малого и среднего бизнеса».
По его словам, госкомпании закупили у малого бизнеса продукцию производственного назначения на 4,3 трлн рублей.
В «Корпорации МСП» «Интерфаксу» уточнили, что подавляющая часть объема закупок у малого бизнеса пришлась именно на субъекты МСП. У самозанятых (приравнены к субъектам МСП) компании закупили товаров, работ, услуг только на 7,2 млрд рублей (3,3 млрд рублей годом ранее). При этом число таких поставщиков выросло с 4,5 тыс. до 8 тыс. человек.
У последних госкомпании закупали преимущественно услуги финансового посредничества и страхования (1,32 млрд рублей), рекламные услуги и услуги по исследованию конъюнктуры рынка (990 млн рублей), услуги в области творчества, искусства и развлечений (560 млн рублей), профессиональные, научные и технические услуги (510 млн рублей).
Также в «Корпорации МСП» отметили, что в прошлом году снизилась доля закупок у единственного поставщика (до 8,5% с 9,5% в 2022 году) и вырос уровень конкуренции. Так, если в 2022 году на одну закупку приходилось 2,15 заявки, то в прошлом - 2,22 заявки. При этом общее число заявок, поданных на участие в закупках госкомпаний у субъектов МСП, выросло на 15%, до 349 тыс. штук (302 тыс. в 2022 году).
Кроме того, в корпорации подчеркнули, что в 2023 году более чем в два раза вырос объем закупок малого объема (до 500 тыс. рублей) и составил немногим более 1 трлн рублей, что на 646 млрд рублей больше аналогичного показателя 2022 года.
По действующему законодательству госкомпании должны закупать у субъектов МСП не менее 25% от совокупного годового объема закупок. При этом 20% этого объема должны приходиться на спецторги (в них могут принимать участие только субъекты МСП). В 2022 году данные нормы были распространены на все госкомпании в РФ (около 20 тыс. юридических лиц),
а не только на крупнейшие федеральные и региональные, как это было ранее.
Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/3246
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
3.1. Постановление 13 ААС от 23.10.2023 № 13АП-27755/2023 по делу № А56-40027/2023
Судостроительное предприятие в городе Санкт-Петербурге (далее – предприятие) проводило закрытый запрос предложений на закупку производственной металлической мебели.
Один из участников закупки подал жалобу в Санкт-Петербургское Управление Федеральной антимонопольной службы (далее - УФАС), утверждая, что требование заказчика предоставить эскизы, схемы, модели или чертежи для подтверждения характеристик мебели является незаконным.
Однако суды не поддержали участника закупки и антимонопольный орган, объяснив свое решение следующими аргументами.
Суд счел, что действия предприятия, признанные УФАС нарушением, не нарушают принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также не противоречат нормам статей Закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Суд также отметил, что установленное в Техническом задании требование предоставления эскизов, схем, моделей и чертежей имеет целью доказать полное соответствие техническому заданию. Это требование не связано с предоставлением образцов товара и не зависит от его наличия у поставщика на момент проведения закупочной процедуры.
Таким образом, требование заказчика о представлении участником закупки схем, эскизов, моделей и чертежей является исключительно визуализацией товара и не ограничивает выбор участника в исполнении.
Суд признал недействительным решение УФАС по этому вопросу.
Источник : Ссылка
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 730-55-50 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница