Ребенок-потребитель: как избежать коммерциализации детства

image

21.06.2021 9957

О том, к каким проблемам в развитии ребенка может привести чрезмерное потребление товаров и услуг и как с ними справляться, рассказывает детский и семейный психолог ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России Мария Афонина.

Опасности общества потребления

В 2008 году вышел документальный фильм «Дети-потребители: Коммерциализация детства». Создатели фильма Адриана Барбаро и Джереми Эрп провели анализ расходов на приобретение детских товаров и услуг, который показал, что ежегодно дети самостоятельно тратят на различные покупки — от одежды и обуви до музыки и электронных устройств — около 40 млрд долларов. А общая стоимость ежегодных покупок взрослых, на совершение которых влияют дети до 12 лет, составляет около 700 млрд долларов, что сопоставимо с ВВП 115 беднейших стран мира.

Примерно в это же время Международная Ассоциация игры (IPA) проводила исследование в разных частях света, которое выявило несколько тревожных тенденций, оказывающих влияние на детскую культуру и детскую игру. Одной из этих тенденций была названа маркетизация и коммерциализация детства.

Под коммерциализацией детства понимается введение в детскую культуру (или в отдельные связанные с ней отрасли и направления) коммерческих отношений.

Детская культура представляет собой своеобразную, подчас автономную часть культуры, со своими уникальными социальными правилами, играми, речевыми оборотами, ритуалами, нормами поведения. В результате ее коммерциализации у ребенка появляется новая социальная роль — роль потребителя.

В содержании этой роли (как и любой другой) существуют определенные действия, которые совершаются под влиянием социальных ожиданий и норм. Например, от ребенка-потребителя общество ожидает, что он будет следить за новинками, безотлагательно реализовывать свою потребность в получении желаемого, с легкостью пользоваться цифровыми технологиями и т.д. В соответствии с этими ожиданиями ребенок выбирает, что стоит покупать, а что нет, какие мультфильмы нужно смотреть, где отмечать день рождения, изображения каких персонажей должны присутствовать на одежде, какими игрушками он хочет обладать.

Проблемы коммерциализации и пути их решения

Безусловно, бездумное потребление, неконтролируемое приобретение все новых игрушек, игр, аксессуаров, предметов одежды и др. может негативно сказываться на развитии детской личности. Почему это так?

Проблема:

Детское восприятие устроено таким образом, что для сохранения устойчивого внимания в зоне видимости ребенка (если речь идет о детях дошкольного возраста) должно находиться не более пяти-семи предметов одновременно. Наличие огромного количества игрушек в постоянном доступе приводит к тому, что внимание рассеивается. Детям сложно сориентироваться, во что именно они хотят поиграть сегодня, сложно организовать длительную, содержательную игру и довести ее до конца.

Часто вместо осознанного выбора складывается спонтанная игра с тем предметом, который первым оказался в поле зрения. Не удивительно, что ребенок быстро теряет интерес к игре и, увлеченный следующей яркой игрушкой, начинает новую деятельность, бросая предыдущее дело и не всегда успевая запомнить, чем именно он занимался. У него медленнее формируются навыки планирования, поэтапной реализации намеченного, преодоления трудностей и стремления к получению результата.

Решение:

Решением этой проблемы может стать правильная организация пространства в детской комнате, в которой каждая игрушка или игра находится на своем месте. Можно убирать часть игрушек на время, чтобы ребенок смог действительно полноценно поиграть с теми, которые у него в свободном доступе.

Для того чтобы постепенно сориентироваться в окружающей среде через воспроизведение в игре сюжетов из жизни, ребенку нужно иметь под рукой несколько мягких игрушек, кукол, машинок и других видов техники, орудия труда, наборы врача/парикмахера или других профессий. Чтобы сконструировать предметы и элементы окружающего мира, понадобятся кубики, конструкторы, модули. Усвоить правила и нормы, научиться выигрывать и проигрывать помогут простые игры по правилам (лото, «ходилки» и др.). Развить силу и ловкость можно при помощи игр с мячом, велосипеда, самоката и т.д. Взрослому важно научить малыша определенным игровым действиям с учетом назначений предметов; следить за тем, чтобы после окончания игры, ее элементы были убраны, и только после начиналась следующая игра.

Проблема:

За последние 10 лет значительно сократилось время, которое дети дошкольного возраста проводят в творческих играх, а у детей младшего школьного и младшего подросткового возраста время на творческие игры сократилось примерно на 94%. Но именно творческая игра — это основа для обучения, развития творческого мышления, воображения, способности решать проблемы, общения, сочувствия и умения сопереживать другим, она наполняет жизнь детей осмысленностью.

Играя с игрушками, созданными на основе медиа-продуктов (которые широко представлены в различных детских магазинах), дети все реже могут упражнять свое воображение. Они просто пересказывают то, что услышали и увидели в фильме, мультфильме или шоу, в их игре становится все меньше творчества, меньше желания создавать свой собственный мир или придумывать историю. Складывается ложное ощущение, что как будто они не могут играть в героя, если не соберут весь набор его инвентаря, как будто недостаточно просто взять палку и представить себя Гарри Поттером или повязать на волосы ленточку и вообразить себя принцессой Белль. Постепенно ребенку требуется все больше предметов, чтобы играть, все больше чего-то дополнительного, чтобы чувствовать себя счастливым.

Решение:

Безусловно, среди детских игрушек должны быть любимые и популярные персонажи мультфильмов, телепрограмм или компьютерных игр (а также элементы одежды, аксессуары и другие предметы с их изображением). Важно, чтобы их было немного, к тому же, стоит помнить, что недостающие элементы всегда можно попробовать сконструировать самостоятельно.

Проблема:

Отправляясь с родителями и магазин (далеко не всегда речь идет о специализированном детском магазине, часто это происходит во время приобретения продуктов или бытовых товаров для всей семьи), многие дети берут с полок увиденные в рекламе игрушки, вещи с изображением любимых персонажей, какие-то сладости и просят их купить. Часто отказ родителей сопровождается слезами.

Конечно, покупая ребенку очередную новую вещь (которая может стать ненужной и неинтересной уже через несколько дней), родители исходят из самых благих побуждений: подарить малышу положительные эмоции, успокоить его, когда он плачет, дать ему возможность быть «таким, как все», завоевать авторитет в группе сверстников.

Иногда они неосознанно руководствуются своими внутренними амбициями («я могу позволить все, чего хочу», «у моих детей будет самое лучшее детство»), страхом оказаться хуже других, опоздать, «недодать» чего-то своему ребенку, чувством вины перед ребенком (за то, что отказ стал причиной слез), или собственными нереализованными детскими желаниями. Однако важно помнить, что, получая желаемое сразу же, ребенок не может приобрести важный опыт самостоятельного преодоления дискомфорта и напряжения, не учится справляться со своими негативными переживаниями.

Кроме того, удовольствие от приобретения новой вещи получить значительно легче, чем от процесса длительного создания собственного продукта (рисунка или поделки), игры по правилам (в которой, к сожалению, можно проиграть), познания нового. Таким образом, дети могут в дальнейшем так и не научиться преодолевать дискомфорт или получать удовольствие от более сложных видов деятельности.

Решение:

Принимая решение: «купить или не купить», родителям стоит спросить себя: «Для чего эта вещь нужна?», «Как ребенок сможет с ней играть/как сможет использовать?», «Я хочу приобрести это для ребенка или, скорее, для себя?», «Я покупаю игрушку, потому что она действительно важная и ценная, или боюсь оказаться бессильным, когда увижу, что ребенок расстроен?» Задавая себе эти и другие вопросы (и обучая ребенка задавать их самому себе), можно избежать импульсивных и ненужных покупок, сделать процесс приобретения игр и игрушек более значимым и осознанным. А самое главное, это позволит научиться разбираться в своих чувствах и причинах своих поступков.

Чувство меры и осознанный подход

В ролевом наборе современного ребенка роль потребителя одна из основных (по мнению проф. С.Н. Майоровой-Щегловой — специалиста в области социологии детства). Полное ограждение детей от коммерческих отношений, запрет на просмотр рекламы или покупку игрушек, созданных на основе медиа-продуктов, тотальное ограничение в приобретении и использовании электронных устройств и т.д. вряд ли помогут ребенку адаптироваться к современному обществу.

Важной задачей родителей и других значимых взрослых является постепенное обучение детей (начиная уже с дошкольного возраста) ответственному отношению к выбору товаров и услуг, при котором ребенок сможет руководствоваться собственными, сознательно поставленными целями при совершении покупок.

Для этого важно вместе составлять план покупок, рассуждать о стоимости вещей, скидках и акциях, критично относиться к рекламе, показывать, как можно общаться с продавцами и консультантами, размышлять о причинах, которые побуждают купить или отказаться от приобретения. Кроме того, необходимо информировать детей (на доступном языке) о существующих правах в сфере потребления и способах их защиты.

Источник: ( Ссылка )

   


Другие публикации в этой рубрике: PROздоровье
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Пространство дискуссий

image
Берегите мужчин: настало время заняться охраной мужского здоровья
image
Лекарства стратегического значения: новая передышка
image
Призвание машин: новые технологии приходят на помощь борцам с картелями
image
Пятилетка хорошего самочувствия: что поменяется в системе здравоохранения к 2030 году
image
Мирный атом: в чем сила лекарств, которые живут считанные часы
image
Устали расхлебывать: прокурор обвинил производителей продуктов питания в обмане покупателей
image
Положено бесплатно: когда не стоит спешить с покупкой лекарств
image
Доктор будущего из “человейника”: о чем говорили на конгрессе пациентов

Медицинский видеолекторий

image
Какую обувь выбрать на лето - советы подиатра
image
Программа 5R для нормализации функций ЖКТ
image
Семейное образование: сохранение здоровья, целенаправленность обучения и воспитания
image
Пищевая непереносимость, как она сказываются на качестве жизни и течении хронических заболеваний

PROздоровье

image
Отказ от трехразового питания может ухудшить обмен веществ: мнение эксперта
image
Диетолог назвала опасные для желудка продукты на новогоднем столе
image
Стоматолог рассказала, что повреждение эмали может вызвать чувствительность зубов
image
Врач рассказала, почему зимой чаще болит желудок
image
Врач рассказала, какие продукты влияют на гормональный фон
image
Врач рассказал, как мы просыпаемся до будильника
image
Когда покраснение глаз при ОРВИ требует визита к врачу: мнение специалиста
image
Врач рассказал, астма у ребенка может проявиться длительным кашлем
image
Косметолог рассказала, какие процедуры помогут улучшить внешность перед Новым годом
image
Врач рассказала, чем опасен избыток тестостерона
image
Чем опасна наследственная тревога: мнение психиатра
image
Невролог рассказала, почему магнитные бури ухудшают самочувствие
image
Психолог объяснила причины плохого настроения перед Новым годом
image
Врач рассказал, чем грозит резкий отказ от кофе
image
Врач навала бактерии, которые могут вызвать цистит
image
Почему не стоит выбирать зимнюю обувь на платформе: мнение эксперта

Новости

image
Росздравнадзор продлил выдачу разрешений на вывоз из страны медизделий
image
Госдума РФ приняла в третьем чтении законопроект об электронных зачетных книжках
image
FDA одобрило первый препарат от астмы для введения раз в полгода
image
Центр лекобеспечения намерен закупить для «Круга добра» 1 мл «Лукстурны» за 62,4 млн рублей
image
Госдума РФ приняла в третьем чтении законопроект о бумажном согласии на участие в КИ
image
Минздрав РФ разработает правила хранения наркотических средств в аптечках на российских судах
image
В ЕАЭС создадут единый реестр химических веществ и смесей
image
Лекарственный препарат ивосидениб от «Сервье» одобрен для медицинского применения в России по двум показаниям: острый миелоидный лейкоз и холангиокарцинома с мутациями в гене IDH1
image
Подмосковный травматолог назвал главное зимнее развлечение и рассказал, как обезопасить ребенка от травм во время этого занятия
image
Жаловался на насморк, но оказалось кое-что другое: подмосковные врачи спасли пациента с опухолью у основания черепа
image
Почти 550 двоен и 5 троен появились на свет в Подмосковье с начала года
image
Фестиваль «Путешествие в Рождество» создал праздник для особенных детей
image
«Биннофарм Групп» создает логистический хаб в Китае для усиления присутствия в Азии
image
Клиника «Три сестры» первой среди реабилитационных центров России прошла аккредитацию JCI по стандартам для стационаров
image
Последний в этом году День открытых дверей пройдет в Центрах амбулаторной онкопомощи Подмосковья
image
В столице пройдет спортивный фестиваль в рамках проекта «Зима в Москве»

Контакты

...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 198-70-20   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница