
07.11.2025 266
К 1 марта 2026 года будет утвержден порядок размещения автоматических наружных дефибрилляторов (АНД) в медицинских центрах. Еще через год умным оборудованием начнут оснащать общественные места: торговые центры, спортивные комплексы, учреждения культуры. По оценкам экспертов, эти меры могут привести к спасению до 100-150 тыс. человеческих жизней в год.
По статистике внезапная остановка сердца ежегодно случается у 50–120 человек на 100 тыс. населения. Причем почти половина из них происходит при свидетелях. Своевременно начатая сердечно-легочная реанимация (СЛР) увеличивает шанс выжить в два раза, а быстрое использование АНД — почти в два раза по сравнению с одной СЛР. Именно поэтому так важно, чтобы обычные прохожие умели и не боялись оказать доврачебную помощь, поясняет первый зампред комитета Госдумы по охране здоровья Бадма Башанкаев.
“Риск травм во время СЛР минимален, а спасенная жизнь — бесценна!” — подчеркивает депутат.
Что представляет собой АНД? Это небольшая коробка, которая бывает разных размеров, например 30х20х10 см. Там мощный аккумулятор и электронный блок, который анализирует ритм, по сути это маленький встроенный компьютер, и провода с большими одноразовыми электродами, которые наклеиваются на человека. Современные автоматические устройства полностью автоматизированы, не требуют специальных медицинских навыков и дают аудио-подсказки, что делать. К тому же они запускаются только при наличии жизнеугрожающей аритмии — ошибочное применение исключено, вмешательство безопасно для всех.
Розничная стоимость оборудования начинается от 110 тыс. за единицу.
К 1 марта 2026 года будет утвержден порядок размещения автоматических наружных дефибрилляторов (АНД) в медицинских центрах, а далее — принят стандарт размещения АНД в больницах и поликлиниках. Об этом рассказал Бадма Башанкаев.
С 1 марта 2027 года вступят в силу правила по размещению и использованию дефибрилляторов в МФЦ, спортивных комплексах, культурных центрах, на вокзалах.
Разработчики соответствующих поправок в законодательство специально предусмотрели плавное, поэтапное внедрение новых правил — моментально реализовать такую масштабную программу нереально. Требуется время и для массового производства оборудования (в феврале этого года сообщалось, что Росздравнадзор зарегистрировал отечественный дефибриллятор с голосовыми и визуальными подсказками, а всего на рынке представлено порядка 30 полу- и полностью автоматических моделей АНД российского и иностранного производстваа), и для их закупки и монтажа, и, самое главное, для обучения персонала учреждений. Не стоит забывать об актуализации баз данных геосервисов, чтобы можно было быстро найти местонахождение ближайшего дефибриллятора.
В США, Великобритании, Японии, Сингапуре и ряде европейских стран автоматические наружные дефибрилляторы — стандарт оснащения вокзалов, аэропортов, метро, стадионов, школ, спорткомплексов. Немало умных приборов можно встретить в гостиницах и просто на улицах: они размещаются в ярких футлярах, устанавливаются у входов в учреждения, либо на стенах для максимальной доступности.
В Польше, Великобритании, Германии регулярно проводятся массовые учения, в рамках которых население отрабатывает навыки применения АНД, чтобы даже неподготовленный человек смог спасти жизнь за считанные минуты (в среднем 1,5–2,5 минуты до прибытия «скорой»). В Швеции, ОАЭ и США тестируют экстренную доставку АНД дронами в труднодоступные территории.
Сколько АНД необходимо России? По оценкам заведующего НИЛ острого коронарного синдрома, доцент кафедры анестезиологии и реаниматологии, к.м.н Алексея Яковлева, это сложный вопрос, а эффективность размещения дефибриллятора напрямую зависит от того, сколько людей проходит мимо него. Чем больше поток, тем больше вероятность, что он понадобится, это просто статистическая вероятность.
“Многие из этих аппаратов никогда не будут использованы, но их стоимость идет в зачет стоимости спасения человеческой жизни с помощью дефибриллятора, который оказался в нужном месте в нужное время”, — уверен эксперт.
Автоматические дефибрилляторы в общественных местах — лишь часть масштабного проекта, который реализуется совместно Минздравом, Госдумой и партией “Единая Россия”, по формированию культуры оказания первой помощи.
Обучение простым методам СЛР и работе с АНД должно стать массовым — в школах, среди родственников пожилых, на рабочем месте, подчеркивает Бадма Башанкаев. В рамках проекта «Готов к Санитарной Обороне» (ГСО) уже обучены тысячи людей, спасены сотни жизней.
“Главное — не оставаться в стороне, — заявляет Бадма Башанкаев. — Обучение СЛР должно стать нашей общей миссией. Особенно важно помнить о близких, за которыми мы ухаживаем: именно они в группе риска и нуждаются в нашей поддержке”.
Эту точку зрения во многом разделяют и другие врачи.
“Если мы верим в то, что когда оснастим все публичные места такими приборами, любой человек с их помощью начнет спасать чью-то жизнь, значит, мы верим в иллюзию, — комментирует ректор ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова, главный специалист Минздрава по скорой медицинской помощи Сергей Багненко. — Это важный шаг, но всего лишь шаг в цепочке мероприятий, которые необходимо провести, чтобы спасти человека. Мы должны иметь в обществе прослойку людей, способных оказывать сердечно-легочную реанимацию в качестве первой помощи, в том числе способных использовать без страха дефибриллятор. Если человек никогда не сталкивался с этим, он не решится за него взяться”.
По мнению Сергея Багненко, необходим отдельный закон, в котором будет прописано, как и за счет каких средств должно проводиться просвещение, кто должен формировать обучающие программы, за что отвечает школа, вуз, а за что — работодатель.
“Дефибриллятор эффективен только в комплексе с сердечно-легочной реанимацией, — убежден президент Федерации анестезиологов и реаниматологов России Юрий Полушин. — Это несложный комплекс, ему нужно обучать уже со школы. К сожалению, у нас не уделяется внимания этому обучению”.
Помнится, большие надежды возлагали на новый обязательный школьный предмет — «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР), который был введен с 1 сентября 2024 года. Один из разделов учебной программы охватывает вопросы оказания первой помощи при неотложных состояниях и угрозе пожара. Однако насколько качественно и эффективно его преподают и изучают, пока остается лишь догадываться.
Вадим Винокуров
Член Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 198-70-20 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница