23.10.2025 356
Ребенок весом 240 кг? Звучит как что-то невероятное, но это реальность, с которой имеют дело российские эндокринологи. В процессе лечения они стараются познакомиться и работать со всей семьей, поскольку в большинстве случаев состояние здоровья ребенка - следствие неправильного отношения к весу его родителей, бабушек и дедушек: “У ребенка должны быть щечки/складочки/”перевязочки””, “Ничего, пусть ест, что хочет, перерастет!” Не правда, не перерастают и зачастую несут свои килограммы дальше во взрослую жизнь и передают вредные установки своим детям. О том, как разорвать порочный круг, врачи, спортсмены, депутаты и чиновники решали на конгрессе “Национальное здравоохранение”.
По данным Минздрава России, ожирение сегодня затрагивает каждого десятого ребенка в мире, каждый пятый имеет избыточный вес. Из детского и подросткового возраста люди нередко приносят этот в прямом и переносном смысле груз во взрослую жизнь, подчеркнула заместитель министра здравоохранения России Евгения Котова.
Важно понимать, что ожирение - это не эстетическая проблема, не вопрос красоты, привлекательности, это предиктор других серьезных заболеваний, связанных с повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат, нарушение репродуктивной функции, работы эндокринной системы, диабета, артериальной гипертонии. У людей с ожирением в разы увеличивается риск преждевременной смертности, отметила замминистра.
“Дети, которые поступают к нам в эндокринологический центр с морбидным ожирением (крайняя (3-я) степень ожирения, при которой избыточная жировая ткань настолько нарушает работу организма, что приводит к множеству серьезных сопутствующих заболеваний и значительно снижает качество и продолжительность жизни), весят 170 кг, 240 кг, - рассказала директор Национального медицинского исследовательского центра эндокринологии Минздрава России Наталья Мокрышева. - Это катастрофа, которую не предотвратили на ранних этапах”.
По словам эксперта, генетическая предрасположенность к этому ожирению, мутацию в гене имеет только 10% этих детей. Остальные 90% - люди с неправильными пищевыми привычками, где в семье не уделяется внимание тому, что ест ребенок, есть ли у него физическая активность. У 50% детей из этих 90% оба родителя имеют избыточный вес и ожирение, а у второй половины - хотя бы один родитель с такими проблемами. Именно поэтому так важен семейный подход. Врачи должны работать не только с пациентом, пришедшим к ним с ожирением, но и с его родителями, братьями, сестрами, бабушками, дедушками, формировать в семье определенный стереотип поведения, ломать их стереотипы и привычки, заявила Наталья Мокрышева.
“Даже если к нам приходит взрослый человек, мы обязательно приглашаем супругу или супруга, детей, которые тоже должны перенять здоровые привычки”, - подытожила эксперт.
Она также предложила расширить список продуктов, которые должны платить акциз, по аналогии с сахаросодержащими напитками.
Есть исследования, которые показали, что чем ближе фастфуд к школе, вузу, жилому микрорайону, предприятию, тем выше в этой зоне частота ожирения. Поэтому при планах развития городов, районов, каждого населенного пункта целесообразно оценивать этот момент, полагают в Минздраве. Впрочем, представителей Минстроя на конгрессе не было.
“Когда мы говорим о том, что нужно соблюдать определенные нормы, составляя свой рацион питания, конечно, мы должны понимать, что эти продукты должны быть доступны для населения, - сказала Евгения Котова. - Я говорю про доступность торговых точек, где можно купить продукт для здорового рациона, их доступность должна превышать доступность точек с фастфудом”.
По ее мнению, сама среда должна способствовать тому, чтобы человек мог вести здоровый образ жизни, чтобы подталкивать его к этому. Речь не только об уличных спортивных площадках, пеших и велосипедных маршрутах в парках, но и о том, что не должно быть агрессивной рекламы, вводящих в заблуждение слоганов ультрапереработанных продуктов, которые позволяют быстро утолить голод и обладают хорошими вкусовыми качествами, но в больших количествах вредны для здоровья.
Подход к борьбе с ожирением должен быть комплексным, акцентировала внимание заместитель министра здравоохранения России.
“Одним из таких примеров является разработанный правительством комплекс мер по борьбе с ожирением у детей. Он был принят и обсужден, на попечительском совете при правительстве в социальной сфере одобрен и утвержден Татьяной Алексеевной Голиковой. Подводить итоги рано, но прирост первичной заболеваемости сократился на 1,5%. Это важный сигнал, что комплексные меры являются успешными. Не случайно было принято решение разработать аналогичный план по борьбе с ожирением у взрослого населения”, - сказала Евгения Котова.
Она напомнила, что в новый национальный проект «Продолжительная и активная жизнь» погружен федеральный проект «Здоровье для каждого», который предусматривает перестройку системы медицинской профилактики. Переформатированные Центры здоровья будут заниматься в том числе составлением индивидуальных программ питания, индивидуальных программ ведения здорового образа жизни, оказывать психологическую поддержку тем, кто решил бороться с избыточным весом.
Заместитель министра торговли и промышленности России Екатерина Приезжева призвала не переусердствовать и соблюдать здоровый баланс.
“Мы же не хотим и не можем себе позволить, чтобы на прилавках магазинов лежал, не знаю, только зеленый горошек, пророщенные семена подсолнечника и индейка, - сказала эксперт. - Просто ты должен понимать, если ты сегодня позволил себе кусок пиццы, значит, завтра ты должен больше времени потратить в спортзале, либо добавить пару тысяч шагов к обычной норме, или на какое-то время полностью исключить не самые полезные продукты из своего рациона”.
Екатерина Приезжева призналась, что ее пугают “зашоренные ЗОЖники”.
“Мне кажется, нельзя действовать через запреты. Введение акцизов на вредные продукты - немножко не то. Да, наверное, побочный эффект в виде снижения потребления есть, потому что товар стал дороже. Если ты там с младенчества пьешь сахаросодержащую продукцию, вряд ли после введения акциза перестанешь это делать. Скорее перейдешь на что-то подешевле”.
В Минпромторге видят большой потенциал у маркировки.
“Сегодня мы запускаем эксперимент “Светофор” по так называемой полезности продуктов совместно с Роспотребнадзором. Этот эксперимент базируется на методике Роспотребнадзора, которую мы вместе расширили. Вскоре потребитель начнет получать, пока в добровольном порядке, потому что это эксперимент, информацию о содержании сахара, соли, жиров, трансжиров, аминокислот, витамин, разных е-добавок в составе тех пищевых продуктов, которые маркируются. У него появится возможность посмотреть, что же содержится в этой продукции”, - пояснила Екатерина Приезжева.
Посмотреть такие сведения можно будет в мобильном приложении “Честный знак”. Проект назван “Светофором”, потому что содержание компонентов будет передаваться потребителю через цветовую индикацию.
“Что важно, мы не будем запрещать потребление продукции, даже если там много сахара, много соли. Мы просто будем окрашивать и показывать человеку, что содержится в этом продукте. На мой взгляд, нам нельзя самих себя лишать выбора”, - сказала представитель Минпромторга.
Интересная инициатива поступила в Минпромторг от Ассоциации продуктов готового питания - регламентировать маркировку таких продуктов. В ведомстве ее сейчас прорабатывают.
“Готовое питание сегодня очень популярно и распространено, но что внутри коробочек, которые нам привозят домой или в офис, совершенно непонятно, - прокомментировала суть проблемы Екатерина Приезжева. - Сегодня этот рынок непрозрачный, у него очень слабое регулирование, признают в Ассоциации. Производителей очень много, но чем они нас кормят загадка. Сейчас мы вместе пытаемся понять, какие атрибуты надо закладывать в знак для нанесения на готовые продукты, чтобы это было полезно и для потребителей, и для контролеров, и для самого бизнеса”.
В пользу расширения программ маркировки высказался заместитель председателя Совета при Правительстве Российской Федерации по попечительству в социальной сфере Петр Родионов. Он привел в пример Латинскую Америку, где проблема с ожирением стоит еще острее и где решили ввести систему маркировки «Черная метка».
“Знаете, какие были последствия введения черных меток? Производители начали менять рецептуру, потому что потребление их товаров на фоне информирования покупателей начало снижаться. То есть люди, осознавая риски, начали ограничивать покупку таких товаров. Почему сейчас индустрия этого не делает? Если кто-то один, или два предприятия начнут менять рецептуру в сторону более здоровой и полезной, вкус их продуктов будет отличаться от всех остальных продуктов, и их потреблять скорее всего перестанут. Но когда все в одинаковых условиях, то они вынуждены корректировать”, - сообщил Петр Родионов.
На еще одну важную проблему обратил внимание директор департамента медицинской помощи детям, службы родовспоможения и общественного здоровья Минздрава России Рафаэль Шавалиев: значительная часть людей придерживается реактивного подхода к здоровью, то есть гром не грянет — мужик не перекрестится. Другая же категория граждан, по его словам, подвержена зависимостям — от мнения окружающих, рекламы, собственных страхов, а также от сформировавшихся с детства моделей поведения, в том числе пищевых. И решить ее, на мой взгляд, будет сложнее всего.
Вадим Винокуров, Член Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 198-70-20 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница