Логопед рассказала о нарушениях речи у детей и о том, как проверить словарный запас дома

image

08.10.2024 11814

По статистике, от 30% до 92% дошкольников и младших школьников в России страдают различными нарушениями речи. Им всем нужен логопед? Вот что говорит логопед-практик Елена Косиноова.

В 70–80-е годы о профессии «логопед» слышали разве что родители в больших городах. Большинство узнали о существовании таких специалистов из фильма «По семейным обстоятельствам» — фраза про «фефекты фикции» сразу же ушла в народ. Кстати, монолог логопеда в исполнении Ролана Быкова о причинах речевых нарушений остается актуальным и по сей день: «Вот вам и дефекты дикции… А почему? Нервы, засорение атмосферы, водоемов…».

Если серьезно, все причины логопедических нарушений можно разделить на две большие группы: условно медицинские и социальные.

Медицинские причины

Любая функция в нашем организме (а речь — это высшая психическая функция) обеспечивается работой определенных отделов нервной системы. Прежде всего — головного мозга. Для того чтобы у ребенка появилась и правильно развивалась речь, у него должна быть здоровая и зрелая нервная система. Если в процессе беременности и/или родов младенец испытал какие-то неблагоприятные факторы, то созревание будущих речевых центров может протекать с задержкой. Только к тому моменту, когда мы ожидаем первых слов и предложений, проблемы с беременностью и родами забываются, и взрослые не связывают задержку или речевые недостатки с событиями прошлых лет. Вывод какой? Если у ребенка есть проблемы с развитием речи, обращаться нужно не только к логопеду, но и к детскому неврологу. Он проведет обследование и скажет, нужна ли малышу помощь врача или можно обойтись только логопедическими занятиями.

Социальные причины

Речь в далекие времена появилась для общения. И развиться у ребенка она может только в процессе общения. К сожалению, многие взрослые не очень понимают, что стоит за этими словами. Речь на начальных этапах развивается только в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым на основе подражания с опорой на слуховое восприятие. Иными словами, чем меньше взрослые общаются с ребенком и реже используют для этого обычную «взрослую» речь, тем выше риск всевозможных нарушений и отклонений в говорении у ребенка.

Разговор или имитация общения?

Многие взрослые возразят: да мы с утра до ночи общаемся со своим ребенком! Но когда ко мне обращаются за помощью, я всегда стараюсь качественно проанализировать общение в семье. И часто вижу, что это лишь имитация. Да, ребенка возят по кружкам и развивающим центрам, учат его английскому, он смотрит познавательные шоу и т. д. Но все это не является настоящей совместной деятельностью!

Общение взрослого с ребенком должно проходить на основе ведущей деятельности, соответствующей возрасту. Например, с года основная ведущая деятельность ребенка — это освоение мира путем разных действий (на языке специалистов — предметно-манипулятивная деятельность). И если взрослый показывает ребенку, как строить из кубиков, какая крышка подходит к какой кастрюльке, учит его лазать, прыгать, ходить по лесенкам и при этом говорит с ребенком — это и будет качественная совместная деятельность. В 3 года ведущая деятельность — это игра. Вам может быт скучно играть с ребенком в больницу или следопытов, но именно в процессе такого общения формируется и развивается речь.

Формула для анализа

Зная, что речь развивается через общение в процессе актуальной для возраста деятельности, каждый родитель может проанализировать реальное положение вещей. В гаджете есть классная развивающая игра. А это совместная деятельность? Нет. Значит, стоит выбрать что-то другое.

Может, тогда займемся чтением? Ребенку уже 3 года, к тому же это совместная деятельность. Плохая идея — такая работа не соответствует возрасту и потребностям ребенка. Значит, мозг будет тратить огромное количество ресурсов на чтение и их не хватит на то, что на самом деле должно быть усвоено.

Самые популярные нарушения речевого развития

Чаще всего в современном мире диагностируются задержки речевого развития, системные нарушения речи (ребенок начинает говорить, но развитие речи идет неправильно, по патологическому пути), нарушения звукопроизношения, заикание, нарушения и трудности в освоении чтения и письма. Отдельная проблема — бедный или не соответствующий возрасту словарный запас.

Тест на словарный запас ребенка 5–6 лет

Первый тест. Попросите ребенка назвать (не показать, а назвать!) части целогокакого-то предмета: части лица и тела (брови, ресницы, затылок, подбородок и т.д.), части дерева (ствол, кора, ветки, почки), части чайника (носик, донышко и т.д.), части самолета, парусника и т.д. Часто можно услышать очень интересные варианты. Ресницы — это волосики, подбородок — борода или подбородник, ствол — столб и т.д.

Второй тест. Попросите ребенка рассказать, чем отличается стул от дивана, огурец от помидора или от баклажана. В идеале ребенок должен указать различия в цвете, форме, размере. Описать те части, которыми отличаются предметы.

Третий тест. Попросите ребенка объяснить любое слово: «стул», «огурец», «планшет», «ручка».

Почему это важно? Дело в том, что освоение русского письменного языка, со всеми его правилами и исключениями, должно опираться на четкие лексические и грамматические представления ребенка в практическом плане. То есть у ребенка должен быть богатый словарный запас. Это поможет ему, например, быстро подбирать проверочные слова.

У логопедов есть понятие «бытовой словарь». Ребенок может знать всех супергероев, динозавров и названия марок автомобилей, но если он не знает части дерева и где живут лесные звери, специалист диагностирует проблему. Чтобы этого не случилось, родителям важно помнить: в первые пять лет жизни человек способен запомнить столько слов, сколько не сможет запомнить в будущем.Поэтому с ребенком надо целенаправленно заниматься уточнением, обогащением и расширением словарного запаса.

Многие слова, которые учат с ребенком родители и педагоги, без надобности быстро забываются. Например, ребенок запомнил названия частей лица и тела человек. Как закрепить их? Можно предложить такое задание: расскажи, чем я отличаюсь от тебя, чем эта девочка отличается от мальчика. В подобные игры можно играть везде, сравнивать все, что видишь. И постепенно словарный запас будет накапливаться и обязательно пригодится в будущем.

Источник : Ссылка

   


Другие публикации в этой рубрике: PROздоровье
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Пространство дискуссий

image
Лекарства стратегического значения: новая передышка
image
Доктор будущего из “человейника”: о чем говорили на конгрессе пациентов
image
Тихая война XXI века: бактерии, которые мы сами сделали неуязвимыми
image
С молоком матери: Минздрав намерен повысить охват “грудничков” естественным вскармливанием
image
Положено бесплатно: когда не стоит спешить с покупкой лекарств
image
Что стар, что мал: в России построят отдельные клиники для пожилых пациентов?
image
По первому разряду: общественные места оборудуют дефибрилляторами
image
Поставить заслон раку: в России начали производить отечественную вакцину от ВПЧ

Медицинский видеолекторий

image
Какую обувь выбрать на лето - советы подиатра
image
Программа 5R для нормализации функций ЖКТ
image
Семейное образование: сохранение здоровья, целенаправленность обучения и воспитания
image
Пищевая непереносимость, как она сказываются на качестве жизни и течении хронических заболеваний

PROздоровье

image
Чем опасно плоскостопие: мнение врача
image
Врач рассказала, как уведомления с утра подрывают работу мозга
image
Может ли возникнуть варикоз у человека со здоровыми венами: мнение специалиста
image
Как лечить гиперлордоз: советы специалиста
image
Норма ли возрастные изменения зрения: мнение эксперта
image
Аллерголог рассказала об опасностях праздничного декора
image
Кардиолог рассказала, что делать при гипертоническом кризе
image
Отоларинголог назвал неочевидную опасность ангины
image
Диетолог рассказал, каким продуктом можно заменить говядину
image
Врач перечислил самые распространенные неврологические болезни россиян
image
Брюква возвращается: что это за корнеплод, чем полезен и когда может навредить
image
Россиянам дали советы, какие грибы добавить в рацион с наступлением холодов
image
Объяснены причины усталости после семейных посиделок с любимыми родственниками
image
Как долго можно лечиться самому, чтобы не стало поздно?
image
В каком термосе можно заваривать шиповник, и почему лучше не пить его на ночь
image
Диетолог объяснила, почему нужно срочно отказаться от диетической газировки

Новости

image
Минздрав РФ включил в перечень ПКУ габапентин, баклофен и другие препараты
image
ВОЗ впервые рекомендовала лечить ожирение с помощью препаратов — агонистов ГПП-1
image
Правительство расширило перечень подлежащих маркировке БАД
image
Минпромторг РФ может пересмотреть срок внедрения модулей «Честного знака» в аптеках
image
Минздрав РФ зарегистрировал новый препарат для терапии мКРР и мРЖ по трем показаниям
image
10 часов операции: в Люберцах врачи спасли мужчину от инсульта и ампутации ноги
image
Врачи Орехово-Зуевской больницы спасли пациента, у которого предстательная железа была увеличена в 20 раз
image
В Музее Победы подвели итоги Всероссийской акции «Код донора. Защитники Отечества»
image
Почти 40 единиц ЛОР-оборудования получили подмосковные больницы с начала года
image
В центрах грудного вскармливания Подмосковья обучение прошли более 43 тыс. женщин
image
В ОЭЗ «Технополис Москва» создан российский аппарат искусственной почки
image
Записаться к врачу в Подмосковье теперь можно через чат-бот в MAX
image
Минздрав РФ принял решение по поводу специальности «Фармацевтическая технология»
image
Объем основных медицинских госзакупок за 9 месяцев составил почти 1,1 трлн рублей
image
В Госдуму РФ внесен законопроект о продлении ввоза лекарств в иностранной упаковке
image
Вакцина от опоясывающего герпеса пока не будет поставляться на российский рынок

Контакты

...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 198-70-20   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница