Доступный рецепт продления жизни: ученые сделали потрясающие открытия о влиянии спорта на организм

08.05.2024 3092

«Разговаривать не надо - приседайте до упада», - советовал Владимир Высоцкий в песне «Утренняя гимнастика». Сегодня наука не просто приветствует физическую активность, а приравнивает ее к лекарствам. Более того, ученые пытаются воплотить давнюю мечту человечества: получать полезные эффекты спорта, лежа на диване. Да-да, разрабатываются настоящие таблетки, «имитирующие результаты упражнений». Об этом в свежем обзоре, посвященном физнагрузкам, рассказывает научный журнал Nature.

ПО ЗАВЕТАМ ПРЕДКОВ

- Физические упражнения - один из важнейших элементов в эволюции человека, - говорит палеоантрополог Гарвардского университета (Массачусетс, США) Дэниел Либерман. - В то время как другие приматы вели в основном оседлый образ жизни, люди стали охотниками-собирателями. Пришлось преодолевать большие расстояния, носить с собой тяжелые грузы (еду, приспособления для ее добывания), иногда бежать от угроз.

Наши предки, имевшие более хорошие спортивные навыки, были лучше подготовлены к тому, чтобы прожить более долгую жизнь. Это сделало упражнения основной частью физиологии человека, поясняет эксперт. «Переход к более активному образу жизни привел к изменениям в организме. Упражнения сжигают энергию (полученную из пищи. - Ред.). А если движения недостаточно, она откладывается в виде жира. При его избытке растет риск сердечно-сосудистых заболеваний, диабета 2 типа и многих видов рака», - напоминает Либерман.

Словом, сама эволюция велела нам не вести сидячий образ жизни, а заниматься физической активностью. При этом для ученых по-прежнему остается немало загадок: что конкретно происходит в организме во время спортивных упражнений? «Мы знаем, что запускается огромное количество клеточных и молекулярных процессов, - описывает биолог из Нью-Йоркского университета Дафна Бар-Саги. - В том числе, при физнагрузках выделяются сигнальные молекулы, которые передают сообщения от клеток мышц в мозг, иммунную, сердечно-сосудистую системы». Именно этим объясняется столь многогранное воздействие спорта, предполагают ученые. Но зачем вообще копать так глубоко? Исследователи хотят решить несколько важных задач.

СПОРТ КАК ЛЕКАРСТВО

Во-первых, известно, что физические упражнения могут давать полноценный лечебный эффект, отмечают эксперты. Но каждое лекарство имеет свои показания и противопоказания. Когда удастся понять, что именно происходит на глубинном уровне при тех или иных физнагрузках, можно будет выписывать их пациентам, как сейчас таблетки по рецепту.

Кстати, речь идет не только о лечебной физкультуре, которую традиционно рекомендуют при проблемах со спиной, для укрепления суставов и т. п. В экспериментах доказано, например, что физнагрузки могут иметь прямое противораковое действие. Так, Дафна Бар-Саги и ее коллеги обнаружили, что у мышей с раком поджелудочной железы после тренировок ощутимо повышается уровень определенного типа иммунных клеток. А именно, тех самых бойцов иммунной системы, которые разрушают опухолевые очаги. Этот эффект продлил жизнь больных грызунов примерно на 40%. Затем исследователи проанализировали опухолевую ткань, взятую у людей с раком поджелудочной (к сожалению, это заболевание до сих пор очень плохо поддается лечению). У тех, кто занимался аэробными и силовыми тренировками, тоже оказалось существенно больше иммунных клеток-киллеров, тормозящих рост опухоли. Такие пациенты имели вдвое больше шансов выжить в течение 5 лет, сообщают авторы научной работы.

ТАБЛЕТКИ С ЭФФЕКТОМ УПРАЖНЕНИЙ

Кроме эффективного подбора лечебных упражнений у исследователей есть еще одна цель. Пока она звучит фантастически. Но эксперименты на лабораторных животных впечатляют. Ученые планируют создавать лекарства, которые... смогут имитировать полезное действие физнагрузок! Как вам такая идея?

Сразу уточним: разработчики не обещают манну небесную тем, кто просто не может найти время или силы для тренировок. Идея в том, чтобы помочь людям, которые не способны заниматься спортом (в том числе конкретными полезными для них упражнениями) из-за проблем со здоровьем. «Несколько команд уже находятся на ранних стадиях разработки методов лечения, имитирующих физнагрузки», - сообщает Nature.

Так, группа под руководством Томаса Берриса, фармаколога из Университета Флориды (Гейнсвилл, США) смогла выделить одно из соединений, образующихся у мышей во время физической активности. Это вещество ввели грызунам, которые двигались очень мало - почти как мы при сидячем образе жизни. И упитанные малоподвижные мышки начали худеть! Причем, ни на каплю не уменьшив калорийность своего питания. Понятно, что пока речь не идет об аналогичном эффекте у людей и доказанной безопасности молекулы-жиросжигателя. Однако старт дан, проект развивается.

В еще одном эксперименте команда ученых обнаружила определенные соединения у мышей, которые бегали на беговой дорожке, и тоже ввела их другой группе грызунов. Большая часть этого препарата накопилась в клетках печени. Проведя анализ, исследователи пришли к выводу, что такое средство может стать лекарством от некоторых заболеваний печени.

СНИЗИТЬ ГЛЮКОЗУ И УКРЕПИТЬ ИММУНИТЕТ

Вот еще несколько впечатляющих эффектов физнагрузок, которые приводятся в научном обзоре. Вдохновляемся на занятия спортом!

- Исследователи обнаружили, что скелетные мышцы при физнагрузках выделяют вещество, которое помогает регулировать уровень глюкозы в крови. Это не только снижает риск развития сахарного диабета и улучшает состояние людей, уже имеющих такое заболевание. Но и замедляет старение организма.

- Ученые собрали образцы крови бегунов до и после марафона. Оказалось, что сразу после тренировки заметно вырос уровень нескольких видов иммунных клеток, обеспечивающих защиту организма от самых разных неблагоприятных воздействий. Такое состояние сохранялось в течение 4 часов.

- Упражнения - это всегда физический стресс. Но, если он разумный (без перенапряжения), то при регулярных занятиях здорово повышается стрессоустойчивость организма. Причем, в том числе, легче переносятся и нервные перегрузки.

- В одном из опытов ученые проанализировали образцы крови и тканей крыс, которые «тренировались» на беговой дорожке от одной до восьми недель. Исследователи выявили в биоматериалах тысячи молекулярных изменений. Большинство из них - позитивные для организма, включая противовоспалительное воздействие.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Плюс омоложение и продление жизни

Регулярные физнагрузки, как и питание, вносят решающий вклад в здоровое долголетие, уверен ученый-геронтолог, член-корреспондент РАН, ведущий Телеграм-канала «Путь долгожителя» Алексей Москалев. Ученый сам ежедневно посещает спортзал, где занимается бегом, силовыми тренировками и плаванием.

- Научные данные говорят о том, что регулярные тренировки играют позитивную роль в поддержании хорошего настроения и даже помогают в профилактике депрессии, - говорит исследователь. - Также известно, что физкультура снижает риск смертности от многих причин.

Источник : Ссылка

Другие публикации в этой рубрике: PROздоровье
Игла спинальная Pencil P. 22Gx120 с проводн. МЕДАРГО

Сексуально неустроенные: с кем россияне обсуждают деликатные проблемы
На БАД вводят рецепты
Россиян защитят от подделок презервативов с помощью маркировки
В новый нацпроект “Семья” добавят программу по молочным кухням
Прослушивание разговоров врачей с пациентами без их согласия признали законным
Родители пожаловались в Генпрокуратуру на нарушение конституционных прав непривитых детей
Как вернуть деньги за билеты, если поездка не состоялась из-за болезни пассажира или его близкого родственника?
Почему Минздраву не дают запретить продажу “вкусных” вейпов

Мастопатия — главное, что нужно знать
Когда и летом скользко: 10 простых способов справиться с потливостью ног
Травматолог посоветовал, как правильно и безопасно вытащить занозу
Пошли по грибки: в БАДах для похудения нашли опасные бактерии и плесень
Родинки — что, когда и как проверять?
Онколог Юссеф раскрыл 5 самых распространенных причин рака кишечника у молодых
«Не обойтись»: стоматолог назвала главные показания для установки брекетов
Массовое отравление водой в Дагестане: что произошло и как не подхватить инфекцию в период вспышки
Как сахарный диабет влияет на почки?
Железо — как проснулись, кальций — на ночь: в какое время принимать витамины и минералы