12.07.2023 6525
Комитет по конкурентной политике Московской области представил обзор изменений законодательства за период 03.07.2023 – 07.07.2023 (ЗИТ)
Содержание:
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
1.1. На официальном портале правовой информации опубликован Закон Московской области от 03.07.2023 № 111/2023-ОЗ
"О внесении изменения в Закон Московской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области"
(далее – Закон № 111/2023-ОЗ)
( http://publication.pravo.gov.ru/document/5000202307050006?pageSize=10&index=1 )
Внесены изменения в Закон Московской области от 12.06.2004 N 75/2004-ОЗ. Расширен перечень случаев, в которых нормы минимальных размеров земельных участков не применяются к земельным участкам. В частности, при образовании земельного участка для последующего предоставления в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения, минимальные нормы не учитываются.
Документ вступает в силу - 06.07.2023
1.2 В Государственную Думу внесен проект федерального закона
№ 396472-8 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах»
(дале – Законопроект № 396472-8)
Законопроектом № 396472-8 предлагается установить возможность перехода права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением участков недр федерального значения, участков недр местного значения).Поскольку целью упрощения перехода права пользования недрами по лицензиям на геологическое изучение недр является повышение эффективности и ускорение вовлечения в освоение выявляемых перспективных объектов законопроектом предлагается ввести следующие механизмы перехода права пользования недрами
по данным лицензиям:
Законопроектом также предлагается введение механизмов проведения юридическими лицами работ по региональному геологическому изучению недр.
Законопроектом предлагается регламентировать порядок проведения регионального геологического изучения недр с точки зрения требований к рациональному использованию и охране недр в соответствии с правилами, принятие которых возлагается на Минприроды России.
Соблюдение требований, установленных законопроектом, будет оцениваться в рамках проведения государственного геологического контроля (надзора).
Дата вступления в силу Законопроекта в случае его принятия: 1 марта 2024.
1.3 В Государственную Думу внесен проект федерального закона
№ 393963-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
(далее – Законопроект №393963-8)
Законопроектом №393963-8 предусматривается возможность исключения из Реестра объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, находящегося в состоянии полной физической утраты, на основании закона субъекта Российской Федерации. Указанный закон принимается на основании ходатайства высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, представления регионального органа охраны объектов культурного наследия, при наличии заключения государственной историко-культурной экспертизы и документов, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. При этом в отношении объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, находящегося в состоянии полной физической утраты, указанное представление должно быть согласовано с органом местного самоуправления.
Корреспондирующие поправки предлагается внести в статьи 9, 92, 202 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», устанавливающего полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Законопроект №393963-8 направлен на повышение ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации при рассмотрении вопроса об исключении объекта культурного наследия из Реестра и учитывает рекомендации заседания «круглого стола» на тему «Актуальные вопросы государственной охраны объектов культурного наследия», организованного Комитетом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по науке, образованию и культуре 16.03.2023.
Дата вступления в силу Законопроекта в случае его принятия: со дня его официального опубликования.
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
2.1. На территории Московской области продолжается совместная работа Подмосковного Росреестра и Правительства Московской области в рамках реализации проекта «Земля для стройки»
Росреестр продолжает решать задачу по повышению эффективности использования земель. В целях реализации проекта «Земля для стройки на постоянной основе ведется работа по выявлению земель и вовлечению их в оборот для жилищного строительства. «Земля для стройки» - часть государственной программы «Национальная система пространственных данных» и зарекомендовала себя как действенный инструмент взаимодействия государства и заинтересованных лиц.
Управлением Росреестра по Московской области организована работа оперативного штаба, который на регулярной основе проводит сбор данных о перспективных земельных участках.
На территории Московской области за июнь 2023 года вовлечено в оборот в целях жилищного строительства 36 земельных участков общей площадью 4,6 га.
Всего на территории региона вовлечено 82 земельных участка, общей площадью более 111 га. Из них 66 земельных участков общей площадью более 71 га вовлечены в оборот в целях индивидуального жилищного строительства и 16 участков общей площадью более 40 га, предназначенных для строительства многоквартирных домов.
«Управление совместно с органами власти продолжает работу по выявлению участков, пригодных для жилищного строительства на территории Московской области для обновления инфраструктуры и формирования комфортной среды для граждан региона. Граждане и инвесторы могут оценить и выбрать подходящие для строительства жилья земли на публичной кадастровой карте», - отметил Владимир Бирюков, заместитель руководителя Управления.
Напомним, что электронный сервис «Земля для стройки» призван помочь потенциальным инвесторам в режиме «онлайн» выбрать и оценить на Публичной кадастровой карте пригодные для строительства жилья земельные участки, заполнить форму обращения по конкретному объекту и отправить его в уполномоченный орган.
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
3.1. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа
кассационной инстанции от 06.07.2023 № Ф06-4685/2023
по делу № А57-13380/2022
Общество с ограниченной ответственностью (далее – Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействующим (недействительным) постановления администрации Энгельсского муниципального района.
Требование и мотивировано тем, что на основании протокола о результатах аукциона на право заключения договора аренды земельного участка заявителем заключен договор аренды земельного участка площадью с разрешенным использованием – многоэтажная жилищная застройка (высотная застройка).
Для наиболее эффективного использования земельного участка Заявитель обратился в администрацию с заявлением о внесении изменений в проект межевания части территории муниципального образования г. Энгельс с целью раздела земельного участка. В удовлетворении которого, по мнению Заявителя администрацией незаконно отказано без обоснования того, каким образом изменение договора аренды может повлиять на цену предмета торгов, учитывая, что при разделе земельного участка изменения в договор аренды не вносятся и должны быть заключены новые договоры.
Арбитражный суд Саратовской области заявление удовлетворил.
Постановлением Двенадцатый арбитражный апелляционный суд решение суда первой инстанции отменил.
В кассационной жалобе Общество просит постановление суда апелляционной инстанции отменить как не соответствующее нормам права, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Арбитражный суд Поволжского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей Заявителя, проверив законность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены по следующим основаниям.
Суд апелляционной инстанции, учитывая цель подготовки Заявителем проекта межевания – образование земельного участка путем раздела спорного земельного участка, используемого им на основании договора, заключенного по результатам аукциона, признал, что такое образование земельных участков должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством и не нарушать требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Принимая во внимание, что при определении цены права аренды спорного земельного участка учитывались такие факторы, как значительный размер и сложность конфигурации, суд апелляционной инстанции признал, что раздел этого земельного участка повлечет изменение договора аренды, влияющее на его условия, имеющие существенное значение для определения цены на торгах (подпункт 3 пункта 8 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации), и ограничение числа потенциальных участников аукциона.
В соответствии с пунктом 16 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется ежегодный размер арендной платы.
Начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется по выбору уполномоченного органа, в том числе по правилам пунктов 12, 14, 15 статьи 39.11 ЗК РФ, - в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Исходя из приведенных выше норм права, по общему правилу изменение начальной цены предмета аукциона недопустимо.
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 198-70-20 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница