28.06.2023 9355
Комитет по конкурентной политике Московской области представил обзор изменений законодательства за период 19.06.2023 – 23.06.2023 (223-ФЗ)
ПРАВОВОЙ ОБЗОР
19.06.2023 – 23.06.2023
Содержание:
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
1.1. На официальном интернет-портале правовой информации опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации
от 19.06.2023 № 1002 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 г. № 1279»
(далее - Постановление)
Постановление позволит отработать практику выдачи максимального числа разрешений и лицензий, доступных к оформлению в электронной форме через единый портал госуслуг.
В число новых участников эксперимента вошли Минспорт, Минэнерго, Минюст, Федеральная антимонопольная служба и госкорпорация «Росатом». Общее количество участников теперь составляет 43 федеральных органа власти и 2 госкорпорации. Таким образом, бизнес к концу этого года сможет получать на портале госуслуг более 400 видов разрешений, а в 2024 году будут внесены изменения в законодательство, направленные на закрепление результатов эксперимента на постоянной основе
Эксперимент по оптимизации и автоматизации процессов в сфере разрешительной деятельности стартовал в августе 2021 года. С тех пор предпринимателям для получения разрешений и лицензий, за которые ответственны участники эксперимента, достаточно подать электронное заявление на портале госуслуг без необходимости сканировать и прикладывать большое количество документов. Уполномоченный орган проверяет сведения и соответствие заявителя установленным требованиям с использованием ведомственных информационных систем. В результате бизнес получает разрешения без прохождения длительных процедур и предоставления дополнительных документов.
«Реализация эксперимента позволяет снимать административные барьеры для входа предпринимателей на рынок и снижать издержки бизнеса», – отметил Заместитель Председателя Правительства – Руководитель Аппарата Правительства Дмитрий Григоренко.
По его словам, сроки выдачи лицензии в среднем сокращены в три
раза – с 45 до 15 рабочих дней, других разрешений – с 42 до 34 рабочих дней. Количество документов для получения лицензии уменьшилось в среднем с 10
до 5, для получения других разрешений – с 8 до 6.
Дата вступления в силу Постановления: 20.06.2023
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
2.1. ФАС: Закупки у единственного поставщика не могут осуществляться неограниченно и безосновательно по Закону № 223-ФЗ
В последнее время наблюдаются злоупотребления заказчиками по Закону о закупках № 223-ФЗ своим правом на осуществление закупок у единственного поставщика, информируетНовгородское УФАС России.
Хотя Закон № 223-ФЗ и не содержит конкретных ограничений случаев заключения «прямых» договоров, он устанавливает принцип обеспечения конкуренции и экономической эффективности закупок.
Заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие,
что применение конкурентных процедур является неэффективным.
Заключение «прямых» договоров на большие суммы на конкурентном рынке говорит о неправомерном поведении заказчика даже, если такая возможность допускается положением о закупке этого заказчика.
За 2023 год Новгородским УФАС России вынесено уже два постановления
о наложении штрафов за данные нарушения на сумму 10 тыс. руб. и 20 тыс. руб.
(ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ) при заключении договоров с единственным подрядчиком
на капитальный ремонт зданий школ в г. Пестово и в Новгородском районе.
Не повторяйте ошибок этих заказчиков, проводите конкурентный отбор поставщиков, помните, что закупки у единственного поставщика не могут осуществляться неограниченно и безосновательно, отмечают в контрольном ведомстве.
2.2. Объем контрактов Газпрома с промпредприятиями Петербурга
в 2023г превысит 60 млрд руб
«Газпром» в 2023 году потратит более 60 млрд рублей на закупку продукции промышленных предприятий Петербурга, говорится в журнале "Газовая промышленность".
«Дорожная карта» по расширению использования высокотехнологичной продукции организаций Петербурга в интересах компании подписана сторонами («Газпром» и правительство Петербурга - ИФ) в 2015 году. Объемы закупок планомерно возрастают, в текущем году ожидаемо составят более 60 млрд рублей», - сообщается в материале, посвященном развитию сотрудничества компании
и промышленных предприятий города.
На сегодняшний день предприятия Петербурга производят для нужд «Газпрома» оборудование и материалы по таким направлениям, как добыча, транспортировка, переработка природного газа, энергетика, судостроение, турбиностроение, автоматизация и цифровизация технологических процессов, связь и другие.
Объемы закупок у промышленных предприятий Петербурга за 2022 год компания в материале не раскрыла. Как ранее сообщала пресс-служба администрации губернатора города, в 2017-2019 годах объем закупок "Газпромом" высокотехнологичной продукции местных производителей составил около 100 млрд рублей.
Как сообщалось, "Газпром", по уточненным данным, перечислил в бюджет Петербурга по итогам 2022 года около 250 млрд рублей налогов, или более 20% доходов города.
Новую редакцию устава ПАО "Газпром" с местонахождением в Петербурге налоговые органы зарегистрировали в начале августа 2021 года. В качестве адреса штаб-квартиры концерна указан «Лахта Центр» - Лахтинский проспект, дом 2, корпус 3, строение 1.
Решение о внесении соответствующих изменений в устав акционеры «Газпрома» приняли на годовом собрании в июне 2021 года.
Поэтапный переезд группы «Газпром» в Петербург начался в 2011 году
с «Газпром нефти», которая не только зарегистрировалась там, но и перевела головной офис. Затем началось поэтапное перебазирование подразделений головной компании и других дочерних компаний группы.
Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2998
2.3. Письмо Минфина России от 9 июня 2023 г. № 24-01-09/53777
«О проведении конкурентных закупок закрытым способом»
Если несколько лиц выступают на стороне одного участника закупки, требования к осуществлению закрытых конкурентных закупок, касающееся аккредитации на электронной площадке, применяются к каждому лицу, образующему такого одного участника закупки.
Порядок аккредитации на электронных площадках для закрытых конкурентных закупок не регулирует вопросы привлечения субподрядчиков (соисполнителей) и, соответственно, не содержит требований к их аккредитации при исполнении договора, заключенного при осуществлении закрытой конкурентной закупки в электронной форме.
Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406949980/
III. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
3.1. Решение Управления Федеральной Антимонопольной Службы по Астраханской области от 22.06.2023 №030/07/3-601/2023 по делу о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров.
В Комиссию Астраханского УФАС России поступила жалоба индивидуального предпринимателя Н. (Далее – Заявитель) на действия заказчика – Акционерного общества «Аэропорт Астрахань» (Далее – Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по уборке и содержанию помещений, зданий и сооружений аэропорта г. Астрахани, а также оказание услуг по внутренней уборке воздушных судов, на основании ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
По мнению Заявителя, Заказчик при формировании документации о закупке включил в нее неточные сведения, а именно:
- указал различные сведения начальной (максимальной)цене контракта;
- в Техническом задании документации о закупке предусмотрел требование
о поставке товаров в индивидуальной упаковке без установления требований
к качеству поставляемого товара.
При рассмотрении жалобы Комиссией было установлено следующее.
АО «Аэропорт Астрахань» является самостоятельным юридическим лицом, которое, в соответствии с п.1 ч.2 ст.1 Закона о закупках, обязано совершать закупки в соответствии с правилами и общими принципами, установленным Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Согласно ч.1 ст.2 Закона о закупках, при покупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ,
а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений
ч.3 ст.2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно ч.1 ст.3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Таким образом, установление в документации о закупке требований о поставке товаров обусловлено потребностями Заказчика. При этом Заказчиком не установлены требования к поставляемому товару, которые могли бы ограничить участника закупки в части выбора состава либо производителя поставляемого товара.
Таким образом, Комиссия Астраханского УФАС пришла к выводу о необоснованности доводов жалобы.
3.2. Решение Управления Федеральной Антимонопольной Службы
по Владимировской области от 22.06.2023 №033/07/3-432/2023
В управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области поступила жалоба на действия заказчика и организатора торгов – Филиала РТРС (далее – Заказчик, Организатор торгов), допущенные при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку систем кондиционирования, участниками которого являются только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Согласно доводам жалобы, при описании в документации о конкурентной закупке нарушены нормы федерального законодательства.
Так, по мнению Заявителя, Заказчик не использовал требование энергоэффективности, предусмотренным Правилами установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1221.
Кроме этого, в своей жалобе Заявитель указал, что Заказчик требует письмо
от производителя об аккредитации поставщика в качестве официального представителя на территории Российской Федерации.
По мнению Заявителя такое требование, изложенное в документации о закупке, нарушает требование части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
(далее -Закон о закупках), в соответствии с которой при описании в документации
о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: в описание предмета закупки не должны включаться требования при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.
Организатор торгов просит признать жалобу Заявителя необоснованной
ввиду того, что в описании предмета закупки (техническая часть) указано, что закупка систем кондиционирования осуществляется в качестве ЗИП для поддержания безаварийной работы действующих систем кондиционирования. Поставляемые сплитсистемы должны быть совместимы с эксплуатируемыми на предприятии сплит-системами Daikin, с возможностью подмены на время выхода из строя/ремонта внутренних или внешних блоков системы
Владимирским УФАС России относительно доводов жалобы установлено, что
в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Техническое задание на поставку систем кондиционирования Раздела 9. «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ» по каждой позиции наименования товара, количество, комплектность содержит слова «или эквивалент» без указания конкретного производителя, страны производителя наименования и марки.
На основании изложенного Комиссия Владимирского УФАС России признала жалобу Заявителя необоснованной.
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 198-70-20 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница