21.06.2023 8933
Комитет по конкурентной политике Московской области представил обзор изменений законодательства за период 12.06.2023 – 16.06.2023 (223-ФЗ)
ПРАВОВОЙ ОБЗОР
12.06.2023 – 16.06.2023
Содержание:
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
1.1.На официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 13.06.2023 № 243-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
(далее – Федеральный закон)
Федеральный закон был подписан Президентом РФ и 13.06.2023 был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.
Напомним, Федеральный закон направлен на обеспечение технологической независимости и безопасности на значимых объектах организаций кредитно-финансовой сферы, предусматривая наделение Центрального Банка РФ (далее – ЦБ РФ) правом согласовывать планы кредитных и некредитных финансовых организаций по переходу на закупку отечественного программного обеспечения, а также закупок радиоэлектронной продукции и телекоммуникационного оборудования.
Помимо обеспечения технологической независимости и безопасности, предусмотренные Федеральным законом полномочия по согласовыванию ЦБ РФ планов кредитных и некредитных финансовых организаций по переходу на преимущественное использование российского программного обеспечения необходимы также для обеспечения непрерывности оказания банковских и финансовых услуг.
Федеральный закон вступит в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.
1.2.Письмо Минфина России от 07.06.2023 № 24-07-08/52488
(далее – письмо)
Минфин России в своем письме ответил на вопрос о достижение годового объема закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – МСП). Соответствующий вопрос был поставлен следующим образом: «может ли заказчик включать в состав такого объема закупок у субъектов МСП (20%) сведения о договорах, заключенных по итогам закупок с использованием неконкурентного способа закупки – закупка у единственного поставщика».
Специалисты ведомства пояснили:
В соответствии с частью 2 статьи 2, частями 2–3.2 статьи 3, статьей 36 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) положением о закупке, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика, предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок подготовки и осуществления таких закупок с учетом положений Закона № 223-ФЗ.
Достижение годового объема закупок, участниками которых являются только субъекты МСП (закупки в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 (далее – Положение), в объеме не менее чем 20 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров), осуществляется путем проведения предусмотренных положением о закупке торгов, иных способов закупки с учетом особенностей, установленных разделом II Положения.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание положения части 2 статьи 3 и статьи 34 Закона № 223-ФЗ, пункта 201 Положения, заказчики могут достигать указанный годовой объем закупок, участниками которых являются только субъекты МСП, путем проведения:
1) конкурентной закупки в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты МСП, особенности осуществления которой установлены статьей 34 Закона № 223-ФЗ;
2) неконкурентной закупки, проводимой в соответствии с пунктом 201 Положения с применением механизма «электронного магазина», если условиями такой закупки предусматривается участие в ней только субъектов МСП;
3) неконкурентной закупки, предусматривающей участие нескольких участников закупки, но только из числа субъектов МСП.
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
2.1. ФАС считает необходимым введение регулирования в части заключения госкомпаниями офсетных договоров.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России считает необходимым введение определенного нормативного регулирования в части заключения госкомпаниями офсетных (со встречными инвестиционными обязательствами) договоров, заявил в ходе Форума МСП замруководителя ФАС Петр Иванов.
«Общие принципы заключения офсетов должны быть прописаны в каком-то нормативном документе, поскольку белых пятен здесь еще много, - сказал Иванов. - 223-ФЗ не определяет понятие офсетного договора и дает достаточно большую свободу госкорпорациям. Фактически в своих положениях о закупках они сами определяют, каким образом формируются условия по офсетным договорам».
Иванов не сообщил, какие именно параметры офсетных договоров должны регулироваться нормативными документами. Однако отметил, что ФАС считает важным ограничение срока действия офсетных договоров.
«Он (офсетный договор) не должен быть слишком долгосрочным, чтобы не создать монополизацию того или иного рынка компанией, которая выигрывает право на заключение офсетного договора, - сказал Иванов. - Можно пойти по аналогии с 44-ФЗ и определить срок действия таких договоров, например, в 10 лет».
Помимо этого, замруководителя ФАС указал на необходимость обеспечения конкуренции при розыгрыше офсетного договора. По его словам, многие заказчики ведут предварительные переговоры с потенциальными поставщиками по офсетным договорам. Цель таких договоров - определение лучших условий, обеспечение приобретения именно той продукции, которая необходима.
Также важным Иванов считает определение предмета офсетного договора. Им должна быть только инновационная продукция.
«Если результатом офсетного договора будет продукция, которая на рынке уже присутствует, то зачем здесь офсетный договор и в чем смысл создания еще одного производства, которое фактически создаст неравные конкурентные условия для тех, кто на этом рынке уже работает, - отметил Иванов. - Основная идея офсетов - создание новой инновационной продукции, которая на рынке отсутствует».
Гендиректор ООО «Элкат» Максим Третьяков добавил, что предметом офсетных договоров должна быть продукция, которая не только отсутствует на российском рынке, но и которая обеспечивает импортозамещение.
«Рынок закупок госкомпаний - минимум около 23 трлн рублей и в них минимум 15% импорта, по самым скромным оценкам», - сказал Третьяков.
Кроме того, по его словам, практику заключения офсетных договоров необходимо распространять не только на рынок госкомпаний, но и коммерческих заказчиков. «Это огромный рынок - минимум 86 трлн рублей, в которых доля импорта 37%, - отметил Третьяков. - это тоже поле для использования механизма офсетных договоров».
Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2986
2.2. Малый бизнес продолжает сталкиваться с проблемами в закупках госкомпаний, но наращивает в них долю.
Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) продолжают сталкиваться с проблемами при участии в закупках госкомпаний, но наращивают свою долю в их объеме, следует из выступлений участников Форума МСП (проводится в рамках ПМЭФ-2023).
«Малый бизнес вынужден в своеобразной форме кредитовать крупный бизнес при исполнении договоров, - сказал директор департамента развития предпринимательства Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Денис Дыбов. - К участникам предъявляется большое число требований при взаимодействии с госкомпаниями, порой, необоснованных».
Также, по его словам, малым бизнесом поднимается вопрос о дорогостоящей внутренней сертификации тех или иных заказчиков, необходимой для участия в их закупках.
«Есть определенная закрытость крупных компаний, - добавил Дыбов. - На рынке действуют успешные МСП, готовые работать с крупным бизнесом, но им тяжело выстроить диалог с госкомпаниями».
Гендиректор бизнес-школы РСПП Юлия Симбирева также отметила, что по оценке субъектов МСП, одной из основных проблем при работе с госкомпаниями являются длительные сроки оплаты, что приводит к нехватке оборотных средств.
В настоящее время для госзаказчиков и госкомпаний, в общем случае, установлен срок оплаты по договорам и контрактам в 7 дней. Однако для тех же госкомпаний оставлена возможность вводить в своих положениях о закупках иные сроки оплаты по исполненным договорам. По словам участников рынка закупок, сейчас часто срок оплаты госкомпаниями по исполненным договорам составляет 30 или 60 дней. В некоторых случаях может достигать 120 дней.
По словам Симбиревой, крупные компании также имеют свои претензии к малому бизнесу. В их числе, нестабильное качество и нарушение основных условий договоров. В частности, срыв сроков поставок.
«В то же время малый бизнес достаточно оперативен, обеспечивает гибкую ценовую политику и обладает высокой адаптивностью», - указала Симбирева на «плюсы», которые крупные заказчики отмечают при работе с субъектами МСП.
В свою очередь гендиректор ООО «ТПО «Рил» Виталий Дмитриев указал на то, что в отношении большого числа госкомпаний были введены те или иные санкции. Соответственно, эти компании перешли на закрытое размещение закупок. То есть подсанкционные компании рассылают приглашения только ограниченному кругу поставщиков и «новые» субъекты МСП сталкиваются с трудностями при выходе на закупки таких заказчиков.
Несмотря на эти и другие сложности, с которыми малый бизнес сталкивается при работе с госкомпаниями, доля субъектов МСП в общем объеме закупок госсектора растет. Так, по статистике от системы анализа закупок «Интерфакс-Маркер», объем извещений, размещенных заказчиками в январе-мае текущего года по 223-ФЗ для участия в торгах только субъектов МСП, составил 31% от общего объема извещений о торгах. Год назад эта доля составляла лишь 25%.
«Прибавка в 6 процентных пунктов сверх предусмотренной законодательством квоты в 25% - это дополнительный спрос в 25 млрд рублей», - сказал на сессии исполнительный директор «Интерфакса» Владимир Герасимов.
Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2987
2.3. Интер РАО намерено заключить офсетный договор на 2,9 млрд руб. с ООО «Энхим» в рамках программы «выращивания».
ПАО «Интер РАО» намерено в ближайшее время заключить офсетный договор на 2,9 млрд рублей, предусматривающий создание производства огнестойкого турбинного масла субъектом малого и среднего предпринимательства (МСП), отобранным для участия в программе «выращивания», заявила директор по закупочной деятельности «Интер РАО» Светлана Хорунжая в ходе Форума МСП.
«В ближайшее время подписываем контракт на 2,9 млрд рублей сроком на пять лет по производству огнестойкого турбинного масла, чего прежде в стране не было», - сказала Хорунжая.
«Победившее в конкурсном отборе МСП-предприятие, ООО «Энхим», получает возможность выйти на новый качественный и объемный уровень, - прокомментировала статс-секретарь, заместитель гендиректора «Корпорации МСП» Наталья Коротченкова завершение отбора по программе «выращивания» «Интер РАО». - Прописанное в карте развития (поставщика) заключение офсетного договора предусматривает, что госкомпания будет в течение нескольких лет закупать у МСП-компании продукцию в определенном объеме, а поставщик будет строить новое или развивать существующее производство».
Сама индивидуальная карта развития поставщика предусматривает комплекс мер поддержки предприятия, включая консультации, обучение работников МСП-компании, методическое сопровождение, помощь при участии в закупочных процедурах, включение в программу партнерства группы «Интер РАО».
Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2988
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
3.1. Решение Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2023 по делу № А40-17422/23-139-145
ОАО «РЖД» (далее – заказчик) проводило конкурс в электронной форме в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ). Вместе с тем ООО Научно-производственное предприятие «Трансэнергострой» (далее – общество) обратилось с жалобой в Московское УФАС России (далее – Управление) с жалобой на указанную закупку, указав, что в процессе проведения закупки заказчиком была незаконно проведена переторжка, поскольку она проводилась в нарушение исполнения ранее выданного Управлением заказчику предписания. Управление признало жалобу необоснованной, однако заказчик не согласился с принятым решением и обратился в арбитражный суд с его обжалованием.
В процессе рассмотрения дела суд не нашел оснований для удовлетворения требований общества. Так, в соответствии с ранее выданным заказчику предписанием, ему надлежало отменить ранее вынесенные протоколы, осуществить
сопоставление заявок и подвести итоги закупки заново. При этом назначение переторжки по закупке, по мнению общества, является прямым нарушением как положений законодательства Российской Федерации, так и требований предписания.
Вместе с тем суд указал, что Положение о закупке заказчика и закупочная документация предусматривают право заказчика провести переторжку при проведении закупки. Кроме того, суд отметил, что проведение переторжки не препятствует рассмотрению и оценке заявок и подведению итогов оспариваемой закупочной процедуры, следовательно, не может рассматриваться как нарушение со стороны заказчика требований предписания. Также суд согласился с Управлением в том, что частью 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ установлен закрытый перечень оснований для обращения с жалобой в антимонопольный орган, который не содержит возможности обжалования неисполнения предписания контролирующих органов.
Помимо этого, суд отметил, что общество участие в переторжке не приняло, ценовое предложение заказчик оценивал по ранее поданной заявке общества. При этом общество, подав заявку на участие в процедуре, конклюдентно согласилось с установленными заказчиком требованиями, в том числе в части наличия у заказчика права проведения переторжки в рамках закупки. Тем самым общество в случае отказа от участия в процедуре переторжки возложило на себя риски по оценке его заявки по изначально поданному ценовому предложению общества.
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 198-70-20 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница