Школа без раздора: как службы примирения помогают ученикам решать конфликты

image

23.05.2022 212

Для разрешения конфликтов в столичных школах применяют современные психологические методы. Они помогают участникам слышать друг друга и договариваться.

Конфликты со сверстниками — неотъемлемая часть взросления. Нередко они возникают в школах, где дети и подростки только учатся общаться и отстаивать свои границы.

Чтобы помочь подрастающему поколению, их родителям и учителям сохранить комфортную учебную атмосферу, в Москве основали школьные службы примирения. Рассказываем, как они работают и какие конфликты уже помогли решить.

Быть услышанным

Сегодня службы примирения создаются в 400 школах столицы. А в будущем такие службы будут открыты во всех школах Москвы. Разрешать споры сторонам конфликта помогают волонтеры — учителя, сами ученики старше 14 лет. При этом каждую команду возглавляет учитель-куратор.

Чтобы присоединиться к службе примирения, нужно пройти обучение на базе Городского психолого-педагогического центра, который курирует проект. Там участники узнают, как правильно решать конфликты и что для этого необходимо. Обучение уже прошли свыше тысячи человек.

«Главная задача служб примирения — сформировать в школах психологически безопасную среду. Для этого применяется восстановительный подход, в основе которого уважительное отношение к участникам конфликта. Он позволяет каждому высказаться и предложить свой выход из ситуации», — отмечает Нина Середенко, заместитель директора Городского психолого-педагогического центра.

В конфликтной ситуации волонтеры сначала встречаются с каждым из ее участников отдельно, а затем собирают их вместе, чтобы помочь обсудить разногласия и прийти к решению. Если сразу достичь согласия не удалось, участники составляют соглашение. В нем указывают, что и в какой срок готовы сделать для прекращения вражды и устранения ущерба, например в виде порванной рубашки или сломанного циркуля. Спустя время медиатор проверяет, все ли пункты соглашения выполнены и удалось ли сторонам помириться.

За помощью в службу примирения могут обратиться все: и ученики, и их родители, и даже учителя. Запросы могут быть разными: например, между детьми произошла ссора или драка или школьник почувствовал предвзятое отношение со стороны учителя. Иногда в спорах участвуют и родители, в этом случае их также приглашают на обсуждение.

Мир, дружба, медиация

О том, как важно вовремя решать школьные конфликты, рассказывает ученица десятого класса Антонина Земерева, волонтер-медиатор службы примирения Московского государственного образовательного комплекса (МГОК). Уже три года она помогает детям и подросткам находить компромисс в любой ситуации.

«Задача волонтеров — не просто помирить враждующих, но и предотвратить дальнейшие конфликты. Поэтому мы собираем детей вместе и стараемся найти причину ссоры, а потом устранить ее. При этом мы не навязываем свое мнение, а помогаем ребятам самостоятельно прийти к компромиссу», — рассказывает Антонина Земерева.

Чаще всего волонтеры МГОК работают со школьниками: разрешают споры, ликвидируют противоречия. Чтобы помочь детям решить конфликт, они задают наводящие вопросы и внимательно следят за ответами. При необходимости претензии записывают, а затем просят участников предложить свое решение проблемы. Принудительно мириться детей не заставляют, ведь в этом деле важно желание каждого.

На счету у Антонины уже шесть удачно разрешенных споров. Чаще всего причиной разногласий становились разные интересы. Один такой случай школьница запомнила особенно: два одноклассника поссорились из-за компьютерной игры и не могли поделить совместный аккаунт. Они таили друг на друга обиду и постоянно ругались, нарушая дисциплину на уроках. В службу обратился их классный руководитель. После долгого обсуждения дети пришли к компромиссу, а спустя время даже подружились.

Антонина уверена: благодаря службе примирения ученики стали дружнее и сплоченнее, а серьезные ссоры случаются все реже. В этом есть и заслуга волонтеров: они не только разрешают, но и предотвращают конфликты, организуя профилактические мероприятия.

Так, службе примирения МГОК уже не первый год помогает волонтер-медиатор Ангелина Белякова. Семиклассница проводит беседы с младшеклассниками и помогает следить за атмосферой в школе.

«Для профилактики конфликтов у нас активно развивается школьная медиация. Это не только работа в рамках службы, но и, например, выступления с презентациями. Мы рассказываем детям, почему важно уважать друг друга, как вести себя в споре и что делать, если кого-то в классе регулярно обижают. Недавно я говорила о проблеме буллинга», — рассказывает семиклассница.

Ангелина считает, что такие знания пригодятся даже самому юному школьнику. И чем раньше ученик узнает, как себя вести, тем комфортнее и дружелюбнее будут его школьные будни.

Большой вопрос для маленькой компании

Почти все о детских конфликтах знают и в школе № 625. Там уже 10 лет все спорные ситуации разрешают с помощью восстановительного подхода. Изначально мириться ученикам помогали старшеклассники под руководством кураторов в рамках ученического самоуправления. Сегодня в местную службу примирения входят 12 школьников-волонтеров и свыше 35 учителей-медиаторов. В будущем к работе планируют привлечь и активных родителей.

За помощью к медиаторам чаще обращаются ученики средних классов, отмечает Мария Королева, педагог-куратор службы примирения школы № 625. Они просят разобрать недопонимания, связанные с баловством и установлением личных границ.

«В службе всегда выслушают и обязательно помогут. Здесь можно поделиться страхами и тревогами, найти мотивацию и новых друзей», — подчеркивает Мария Королева.

Для разрешения конфликтов в службе школы № 625 используют разные техники. Больше всего ученикам нравится так называемый символ слова. Это предмет, который дети и подростки передают друг другу в процессе обсуждения. Тот, кто держит его в руках, может делиться своим мнением и не бояться, что его перебьют или не услышат. Символ слова обязывает остальных уважать говорящего. У Марии Королевой, например, таким предметом стал плюшевый медведь.

Мирить поссорившихся педагогу-куратору помогает еще один атрибут — маркерная доска или лист ватмана. На ней Мария записывает все, что объединяет школьников. Особенно полезным это становится, если поссорилась группа детей. Тогда они по очереди рассказывают о своих интересах, чувствах и ожиданиях, а их ответы фиксируют на доске. В завершение встречи школьники могут увидеть, что ответы повторяются, а значит, их интересы совпадают. Это позволяет не только помирить, но и подружить членов группы.

Самый важный результат

О службе примирения с удовольствием рассказывают и те, кому однажды понадобилась ее помощь. Своей историей поделился девятиклассник Максим Красов из школы № 1363.

Несколько месяцев назад мальчик сильно поссорился с соседом по парте. Дело даже дошло до драки. Причиной стало простое замечание, которое Максим адресовал юноше. Перепалку прекратили одноклассники, но найти общий язык им так и не удалось, поэтому они решили обратиться в службу примирения.

«Это был первый раз, когда я обратился в службу. Мне казалось, что здесь нам точно помогут и конфликт обязательно разрешится. Так и получилось. Мы проговорили все то, что волновало, принесли друг другу извинения и пообещали, что подобное больше не повторится. В тот момент я чувствовал себя безопасно и легко, ведь между нами больше не было негатива», — рассказывает Максим Красов.

С одноклассником Максим, как и пообещал, больше не ссорился. Обращение в службу позволило ему убедиться, что самое главное в общении — уважение. Теперь он точно знает, как строить диалог и что делать, если кто-то ведет себя грубо.

Новые службы в школах помогут разрешить непростые ситуации между учениками, педагогами и родителями

Источник : Ссылка

   


Другие публикации в этой рубрике: Новости
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"
Нефопам р-р д/ инфузий и внутримышечного введения 10мг/мл 2мл №2 шприц-тюбик (аналог Акупан)

Пространство дискуссий

image
И от давления, и от облысения: как побочные эффекты одних лекарств помогают создавать другие препараты
image
Как не попасть на удочку нутрициолога-недоучки и сохранить здоровье
image
Россиян пугают пандемией холеры
image
Когда государство займется проблемой профориентирования школьников?
image
Донорам крови хотят дать новые льготы и преференции
image
Стакан наполовину пуст или полон: почему россияне не бросают пить и курить
image
Росздравнадзор получил больше возможностей для проверок аптек и клиник
image
Как закон о декриминализации медицинской деятельности дискриминирует “бесплатных” пациентов

Медицинский видеолекторий

image
Синдром дырявого кишечника
image
Инсулинорезистентность: особенности заболевания и возможности коррекции
image
Главное правило долгожителей и просто здоровых людей – пить много воды, но обязательно учитывать коэффициент диссимметрии
image
Преждевременное старение и какое влияние на этот процесс оказывают AGEs (конечные продукты гликирования)

PROздоровье

image
Польза и вред чиа: разбираемся со свойствами семян и противопоказаниями
image
Врач назвал продукт, гормоны из которого могут усугубить угревую сыпь
image
Выявлена прямая связь между рационом питания, генами и здоровьем
image
Почему болит кожа головы?
image
7 причин не носить брекеты: когда они противопоказаны
image
Привычка подниматься по лестнице вместо лифта может снизить риск сердечно-сосудистых заболеваний
image
Диетолог Журавлева рассказала, кому противопоказаны диеты
image
Россиян предупредили о негативном влиянии перекусов на пищевое поведение
image
Врач предупредила об опасных болезнях, о которых говорит высокий уровень гемоглобина
image
Россиянам рассказали, сколько яиц можно съесть на Пасху без вреда для здоровья
image
Россиянам рассказали, может ли высокое давление быть вариантом нормы
image
Врач-диетолог посоветовала коктейль для помощи организму при переедании
image
Врач объяснил, почему водителям с депрессией нельзя садиться за руль
image
Врач рассказала, какой овощ поможет поддержать молодость и похудеть
image
Врач рассказал, когда при ОРВИ необходимы антибиотики
image
Дерматолог назвала продукты, которые приводят к пятнам

Новости

image
Россельхознадзор разработал порядок ввода ветпрепаратов в гражданский оборот
image
Собянин объявил о завершении реконструкции приемных отделений шести больниц
image
Подольские врачи удалили у 90-летней женщины три 1,5-сантиметровых камня из желчевыводящих путей
image
Детские врачи из Люберец спасли ребенка, вдохнувшего стик от системы нагревания табака
image
«Тревожная кнопка» появилась у бригад скорой помощи в Подмосковье
image
Операционным директором сети клиник «Будь Здоров» назначен Виталий Баранов
image
Собянин: Цифровые технологии спасают жизни и повышают качество лечения москвичей
image
Чтобы майские праздники прошли хорошо: инструкции на mos.ru, которые пригодятся в длинные выходные
image
В России зарегистрировали первый в мире препарат от болезни Бехтерева
image
В Госдуму внесен законопроект об обороте метанола
image
Росздравнадзор намерен установить порядок списания безнадежных штрафов
image
Для «Круга добра» закупят препараты «Стрензик» и «Карзиба»
image
Представлен обзор аптечных продаж диуретиков по итогам 2023 года
image
Минздрав зарегистрировал первый в мире препарат для терапии болезни Бехтерева
image
Более 1 млн телемедицинских консультаций провели в Подмосковье с начала года
image
Раменские врачи прооперировали мужчину с девятью переломами после ДТП

Контакты

...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 730-55-50   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница