Ура, каникулы! Для чего они нужны на самом деле

image

07.06.2021 6534

Часто родители хотят использовать летний период либо для того, чтобы «наверстать упущенное» за прошедший учебный год, либо, чтобы по максимуму подготовиться к следующему. А что в действительности нужно ребенку, да и самому взрослому, во время отдыха? Разбираемся вместе с детским нейропсихологом Наталией Романовой-Африкантовой.

Работа над ошибками

Было бы странно представить, что, уходя с работы в отпуск, вы получали бы от начальника задание: доделать то, что не успели, подготовиться к будущему важному проекту или пройти курсы повышения квалификации. Какие чувства у вас вызвала бы подобная ситуация?

Часто мы, взрослые, поступаем со своими детьми, как этот начальник. Многие родители говорят детям: «Год закончился, это хорошо, но у тебя плохо было то и то, поэтому ты будешь это подтягивать. Еще у тебя в будущем году будет шесть ВПР, поэтому к ним надо начинать готовиться прямо с июня, а не с сентября». Или: «Наконец появилось время на занятия с репетитором». Как вы думаете, пробудят ли в ребенке такие высказывания желание учиться?

Мотивация всегда рождается изнутри, из детского «хочу», не из родительского. Родительское «хочу» может быть только стимуляцией, а стимуляция — вещь крайне хрупкая, она быстро заканчивает свое действие и редко превращается в мотивацию.

Нужен отдых!

Школа всегда забирает ресурс — у всех: у отличников, у двоечников, у тех, кто любит школу, и у тех, кто ее не любит. Отдых требуется в любом случае. Может, у ребенка нет школьных трудностей, а мама не полностью погружена в то, что у него происходит в школе, но в течение учебного года тратится ресурс и ученика, и родителя: контроль, организация процесса, ожидание, тревога.

Для чего же придуманы каникулы? Ответ очевиден: задача любого отдыха — восполнение ресурса. Представьте, что вы на войне. Вы расстреляли все патроны, и, чтобы продолжить борьбу, нужно уйти в тыл и пополнить запасы.

Что нужно восполнить во время каникул?

1. Родительский ресурс. Во время учебного года он тратится на отслеживание процесса, переживания, беспокойство. Дайте самим себе отдых от контроля. Уменьшите его до минимума, который только можете себе позволить, снимите ожидания. Во время учебного года мы так или иначе чего-то ждем — оценок, результатов. Лето — хороший повод ничего не ждать, прожить без ожиданий. Давайте попробуем во время каникул потренироваться справляться со своей тревогой. В течение учебного года это было сделать сложно. Нужно взять и разрешить ребенку ничего не делать. А потом подумать: изменились ли за эту неделю шансы ребенка сдать ЕГЭ кардинально? Так вы сможете сделать вывод про свою тревогу, которая связана с несовпадением ожиданий и тем, как все происходит на самом деле.

2. Детский ресурс. В период учебы силы ребенка часто уходят на разрешение конфликтных ситуаций с родителем и учителями из-за домашних заданий, плохих оценок, трудностей в обучении. На каникулах конфликт можно приостановить, но, как правило, родители придумывают еще какие-нибудь занятия, которые ребенок должен выполнять.

Вместо того чтобы холить и лелеять хрупкий мир между нами и ребенком, мы своими же руками создаем новые конфликтные ситуации, навязывая ребенку то, что кажется нам полезным и правильным. 

Между тем, задача на каникулы — восстановить ресурс, наполниться силами, отдохнуть, подойти к 1 сентября в максимально эффективной форме. Это означает: хорошо отдохнувшие и восстановившие свои ресурсы мама и ребенок и теплые бесконфликтные отношения между ними. В этих отношениях есть язык любви в результате совместно проведенного времени.

Отдыхать — не работать

Чем в первую очередь отличается работа от отдыха? Тем, что во время отдыха ты делаешь то, что хочешь делать сейчас, и только потому, что ты хочешь это делать.

Отдых может быть разной степени активности — можно спать, читать книжку, готовить. Восполнение ресурса и отдых происходят тогда, когда мы делаем то, что хотим. Здесь главное, чтобы у ребенка появилось его личное «хочу». Если родитель организовал каникулы своего чада так, как посчитал нужным, а потом ребенок делает так, как хочет родитель, это не обязательно приведет к восполнению ресурса.

Как помочь ребенку

1. Поддержите ребенка на финише независимо от того, что происходило у него в учебном году. В мае устают все, поэтому не давите на ребенка — гладьте, целуйте, приглашайте его гулять по вечерам. Говорите, что вы ребенка любите.

2. Поздравьте ребенка с окончанием учебного года вне зависимости от результата. Поздравьте с тем, что очередной этап завершен, — хорошо или плохо, не важно. Поздравьте с фактом, не оценивая его. Отметьте конец года и покажите, что для всей семьи это важно. В зависимости от традиций семьи окончание учебы можно отпраздновать общим ужином, пиццей, пирогом, киносеансом. Важно, чтобы ребенок получил удовольствие от завершенности этапа. И тем более нужно все это сделать, если ребенок окончил учебный год плохо, — ему нужна какая-то «сладкая пилюля». Он смог преодолеть еще один этап, несмотря на то, что ему было очень трудно. Иначе мотивация у ребенка пропадает окончательно и не появится к новому учебному году.

Мотивация не работает от отрицательного воздействия, она работает только от положительного подкрепления.

3. Обсудите с ребенком окончание года, но только без осуждения: «А я вот в твоем возрасте…», «Ты мог бы лучше», «Это все потому, что ты не…». Обговорите степень удовлетворенности ребенка от окончания учебного года и его чувства по этому поводу. Тут ключевое понятие — чувства ребенка: «Ты рад тому, как ты закончил?». Если ребенок говорит, что не рад, поддержите его. В ситуации поражения ему требуется опора. Поддержите ребенка и дайте возможность выразить свои чувства, контейнировать эмоции. Если вы с порога заявите ему свою версию, насколько вы довольны или не довольны, то вы никогда не услышите и не узнаете его версию, потому что у него включится защитная реакция. Тогда поговорить, исходя из его чувств и желаний, будет невозможно.

Если в первую очередь вы показываете свои чувства и желания, то собственная мотивация ребенка доподросткового возраста заменяется на мотивацию «не расстроить маму с папой». Мотивация хрупкая, а привязанность крепкая. Ребенку ваше отношение к его учебе и мотивация не расстраивать маму становятся важнее, чем та мотивация, которая у него была до этого. Это неправильно, это хрупкая структура. В подростковом возрасте она естественным образом сломается.

4. Попробуйте с ребенком написать список вещей, которые надо сделать летом. Тут может быть масса вариантов — можно найти их в интернете. Вместе с ребенком обсудите, чего бы ему хотелось, помечтайте с ним вдвоем. Что-то обязательно найдется вместо того, чтобы «тупить в телефоне». Наша задача — дать ребенку альтернативу, помочь найти то, что его заинтересует. Напишите вместе с ребенком свой план на лето — то, что хочется именно ему.

5. После составления списка желаний начинайте планировать, предвкушайте удовольствие вместе с ребенком. Наш мозг не сильно различает удовольствие в процессе ожидания и удовольствие от реализации задуманного. Предвкушение — тоже удовольствие. В этот период можно научить ребенка хотеть, мечтать и планировать. Предложите ребенку по каждому пункту списка составить отдельный план. Например, пойти в поход: что для этого нужно? Когда, с кем, что собрать дома? Определить место и т. д. Покажите ребенку процесс, учите его планировать — разделите по пунктам летние месяцы, заполните вместе с ним планнер и т. д. Это хороший инструмент для того, чтобы научить ребенка организации, в том числе и применительно к учебной деятельности.

Источник: ( Ссылка

   


Другие публикации в этой рубрике: PROздоровье
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Пространство дискуссий

image
Мирный атом: в чем сила лекарств, которые живут считанные часы
image
Устали расхлебывать: прокурор обвинил производителей продуктов питания в обмане покупателей
image
Положено бесплатно: когда не стоит спешить с покупкой лекарств
image
Лекарства стратегического значения: новая передышка
image
Доктор будущего из “человейника”: о чем говорили на конгрессе пациентов
image
Тихая война XXI века: бактерии, которые мы сами сделали неуязвимыми
image
С молоком матери: Минздрав намерен повысить охват “грудничков” естественным вскармливанием
image
Что стар, что мал: в России построят отдельные клиники для пожилых пациентов?

Медицинский видеолекторий

image
Какую обувь выбрать на лето - советы подиатра
image
Программа 5R для нормализации функций ЖКТ
image
Семейное образование: сохранение здоровья, целенаправленность обучения и воспитания
image
Пищевая непереносимость, как она сказываются на качестве жизни и течении хронических заболеваний

PROздоровье

image
Врач рассказал об опасности постоянно высокого давления
image
Что лучше — кефир или аптечные пробиотики: мнение эксперта
image
Врач рассказал, как питание влияет на здоровье в дни магнитных бурь
image
Врач назвал полезное мясо с самым высоким содержанием белка и железа
image
Врач рассказала о вреде сосисок
image
Врач рассказала, в каких продуктах содержится скрытая соль
image
Диетолог назвала лучший согревающий напиток
image
Сколько нужно спать днем: мнение специалиста
image
Врач рассказал, как проявляется аллергия на кофе
image
Дерматолог рассказала, как защитить кожу зимой
image
Полезнее ли морская соль, чем обычная: мнение эксперта
image
Врач назвал полезные крупы для организма человека
image
Нейробиолог предупредил об опасности светодиодных ламп
image
Названо предельно допустимое содержание сахара в любом продукте
image
Существование правильного питания опровергли
image
Врач назвала блюда, которые лучше выбирать на завтрак

Новости

image
Минздрав России приостановил применение трех антибиотиков
image
«Лекмедобращение» просит запустить «второго лишнего» для перечня СЗЛС с начала года
image
Союз производителей БАД предложил запретить пересылку биодобавок международной почтой
image
FDA одобрило биопрепарат для восстановления поврежденных периферических нервов
image
Запуск балльной системы оценки локализации лекарств перенесут
image
Подмосковный нарколог объяснил, чем грозит покупка алкоголя «с рук»
image
Более 1,1 тыс. участников «Активного долголетия» прошли обучение по использованию телемедицины
image
Более 35 тыс. человек в Подмосковье получили медпомощь в стационарах кратковременного пребывания
image
Почти 400 тыс. электронных рецептов продлили с помощью телемедицины в Подмосковье
image
Около трех тысяч волонтеров помогают столичным пожарным и спасателям
image
Более 100 рентген-аппаратов и флюорографов заработали в Подмосковье в этом году
image
Сергей Собянин рассказал о возможностях для зимнего отдыха в Москве
image
Минздрав России одобрил проведение третьей фазы международного исследования бирелентиниба
image
Правительство России одобрило проведение переговоров Минздрава РФ с Сирией
image
Минздрав РФ снова сдвинет сроки включения вакцин в Нацкалендарь прививок
image
Для пациентов с множественной миеломой закупят препарат на сумму 13,8 млрд рублей

Контакты

...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 198-70-20   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница