28.09.2023 8104
Комитет по конкурентной политике Московской области представил обзор изменений законодательства за период 18.09.2023 – 22.09.2023 (ЗИТ)
ПРАВОВОЙ ОБЗОР
18.09.2023 – 22.09.2023
Содержание:
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
1.1. На сайте официальных правовых актов опубликован Указ Президента Российской Федерации от 18.09.2023 № 695 "О представлении сведений, содержащихся в документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, с использованием информационных технологий" (далее – Указ Президента № 695)
С 18 сентября 2023 года Указом Президента № 695к предъявлению документов, удостоверяющих личность, приравнена ситуация, когда гражданин добровольно представляет информацию из них через мобильное приложение Госуслуг. Это касается и других документов от госорганов.
Применять правило пока нельзя, поскольку правительство еще должно среди прочего: 1) назвать случаи, когда вместо документов можно предъявить электронные сведения; 2) перечислить такие документы; 3) утвердить порядок использования приложения.
Юридические лица вправе получать и (или) проверять данные, которые гражданин представил таким способом. Это можно делать с момента, когда Минцифры внесет информацию об организациях и видах их деятельности в спецреестр. Министерство добавит в него сведения после того, как получит их от компаний. Порядок ведения реестра определит правительство.
Документ вступает в силу с момента официального опубликования.
1.2. На Интернет-портале Правительства
Московской области опубликовано распоряжение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 14.09.2023
№ 19РВ-359 “Об утверждении примерного положения о проведении открытого аукциона в электронной форме на право размещения нестационарного торгового объекта и признании утратившими силу некоторых распоряжений Министерства потребительского рынка и услуг Московской области” (далее – Распоряжение)
Распоряжением утверждается Примерное положение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право размещения нестационарного торгового объекта (далее – Положение).
Согласно Распоряжению, рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области разработать и утвердить соответствующие изменения в положения о проведении открытого аукциона в электронной форме на право размещения нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования Московской области руководствуясь Положением в срок до 01.10.2023.
Утратили силу:
Документ вступает в силу 16.09.2023 года.
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
2.1. Применение машиночитаемой доверенности с 1 сентября 2023 года
С 01.09.2023 вступил в силу Федеральный закон от 19.12.2022 № 536-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» в части перехода к использованию доверенности в машиночитаемом формате (МЧД).
МЧД – это новый вид документа, электронный аналог бумажной доверенности, необходимый для электронной подачи документов.
В МЧД содержатся сведения о доверителе, лице, которому выдана доверенность, и полномочиях этого лица. Сведения из машиночитаемой доверенности информационной системой или сервисом считываются автоматически.
Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляется по заявлению представителя уполномоченного лица, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено Федеральным законом.
С использованием МЧД возможно представление документов для осуществления учетно-регистрационных действий только в электронном виде.
С целью подготовки доверенности в машиночитаемом виде для предоставления её в Росреестр необходимо обратиться к нотариусу.
МЧД, сформированная в установленном законом порядке в формате XML с приложением УКЭП нотариуса, помещается в пакет документов, направляемый в Росреестр.
«Электронные доверенности повысят безопасность использования электронных подписей при сделках с недвижимостью, а также качество оказания государственных услуг Росреестра», - отметила Ольга Козлова, начальник отдела организации и контроля Управления.
2.2. Ставки на аренду государственных земельных участков будут рассчитываться по единым правилам
Председатель Правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев отметил, что подготовленный законопроект направлен на формирование единых правил для установления органами власти арендной платы за использование земельных участков.
«В настоящее время арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, может определяться тремя способами. Первый: на основании кадастровой стоимости земельных участков. Второй: в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Третий: на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности», - пояснил Владимир Груздев.
Он подчеркнул, что отсутствие единой методики определения размера арендной платы ведет к правовой неопределенности в данном вопросе, в связи с чем замедляется вовлечение в хозяйственный оборот земельных участков на правах аренды.
«Законопроект предлагает дополнить Земельный кодекс положением, в соответствии с которым арендная плата за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, будет определяться на основании кадастровой стоимости участка. Принятие закона позволит установить единые принципы и прозрачные механизмы определения размера арендной платы за государственные и муниципальные земельные участки», - рассказал председатель Правления АЮР.
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
3.1. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда Российской Федерации от 20 сентября 2023 года № 18АП-11380/2023
по делу № А07-39700/2022.
Общество с ограниченной ответственностью «Дорстройинвест» (далее – истец, ООО «Дорстройинвест») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Управлению земельно-имущественных отношений и жилищной политики Администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан (далее – ответчик, Управление) о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан в удовлетворении исковых требований отказано.
С вынесенным решением не согласился истец, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО «Дорстройинвест» просит решение суда отменить, принято по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Основанием для расторжения договоров являлось неисполнение обязательства истца по внесению оставшейся суммы арендной платы. То есть, исходя из материалов дела усматривается, что по сути истцом была оплачена арендная плата за первый год аренды, но для передачи земельных участков необходимо было произвести доначисление денежных средств.
Оснований для оставления ответчиком задатка не имелось, поскольку задаток в момент подписания договоров уже не являлся таковым, а принимался сторонами как часть арендной платы.
По мнению апеллянта, суд не усмотрел того, что ответчик, получив от истца часть арендной платы за первый год аренды земельных участков и не передав земельные участки в аренду, после расторжения договоров аренды, фактически не имел оснований для приобретения полученных денежных средств. Факт неисполнения истцом пункта 4.2 договора не освобождает ответчика от обязанности возвратить полученные от истца денежные средства в качестве арендной платы.
При таком обстоятельстве, положения ст. 381 ГК РФ не применимы в рассматриваемом случае. Вывод суда о том, что денежные средства получены ответчиком от истца в качестве обеспечительной меры при расторжении договоров по вине истца не является обоснованным.
Ввиду того, что задаток после подписания договоров стал иметь квалификацию арендных платежей, судом, после приведения норм статьи 433 ГК РФ и п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 № 165, а также подтверждения факта заключенности между сторонами договора, не подлежали упоминанию и применению положения законодательства относительно задатка
Из пункта 5 статьи 448 ГК РФ следует, что участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их. При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.
В силу пункта 1 статьи 380 ГК РФ задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 448 ГК РФ лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток.
Согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В настоящее время правоотношения по подготовке и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, урегулированы нормами статьи 39.11 ЗК РФ, а порядок его проведения - статьей 39.12 ЗК РФ.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 39.12 ЗК РФ для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок, в том числе документы, подтверждающие внесение задатка.
На основании пункта 20 статьи 39.12 ЗК РФ уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона.
В соответствии с пунктом 21 статьи 39.12 ЗК РФ задаток, внесенный лицом, признанным победителем аукциона, задаток, внесенный иным лицом, с которым договор купли-продажи или договор аренды земельного участка заключается в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 настоящей статьи, засчитываются в оплату приобретаемого земельного участка или в счет арендной платы за него. Задатки, внесенные этими лицами, не заключившими в установленном настоящей статьей порядке договора купли-продажи или договора аренды земельного участка вследствие уклонения от заключения указанных договоров, не возвращаются.
При неисполнении условий аукциона победителем торгов задаток не возвращается.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта по доводам заявителя, отклоненным по изложенным выше мотивам, не имеется.
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 730-55-50 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница