21.09.2023 5975
Комитет по конкурентной политике Московской области представил обзор изменений законодательства за период 11.09.2023 – 15.09.2023 (ЗИТ)
ПРАВОВОЙ ОБЗОР
11.09.2023–15.09.2023
Содержание:
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
III.СУДЕБНАЯПРАКТИКА
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
1.1.На официальном портале правовой информации опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 12.09.2023 № 1481 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части хранения и предоставления машиночитаемых доверенностей в электронной форме" (далее – Постановление)
( http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202309130021?index=1 )
С 21 сентября 2023 года один из ресурсов для хранения машиночитаемой доверенности, а именно информационную систему головного удостоверяющего центра) заменят на Единая система идентификации и аутентификации (далее – ЕСИА). ВЕСИА операторы остальных систем хранения станут передавать информацию о документе.
Последняя норма не действует до 1 марта 2024 года.
Перечень сведений о доверенности, в частности, дополнят ее внутренним номером и сроком действия. Тот, кто использует документ, сможет получить информацию, например, через Госуслуги. Персональные данные не предоставят.
Определят минимальный период хранения сведений о доверенности в ЕСИА – 5 лет со дня истечения срока действия документа или времени его отмены.
До 1 марта 2024 года эти новшества не применяются.
С 21 сентября 2023 года уточнят, что заявление об отмене доверенности нужно заверить квалифицированной электронной подписью.
Есть и другие изменения. Постановление вступает в силу 21.09.2023, отдельные положения вступают в силу с 01.03.2023
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
2.1. В Подмосковье изменили критерии отнесения земель к особо ценным.
Мособлдума изменила критерии отнесения земель к особо ценным. Депутаты в пятницу приняли соответствующие поправки в закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области".
Они меняют критерии, какие земли будут отнесены к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям – теперь это будут те участки, средняя кадастровая стоимость которых превышает средний уровень кадастровой стоимости по городскому округу более чем на 50%.
Согласно прежней норме особо ценными являлись земли, стоимость которых превышает средний уровень кадастровой стоимости по городскому округу более чем на 10%.
"Поскольку такие земли особо ценные, на них запрещено возводить какие-либо постройки, – например, хозяйственные постройки, гаражи и прочее. Из-за этого возникают сложности с введением таких земель в сельскохозяйственный оборот и, по сути, они используются сейчас неэффективно", – отметил председатель комитета Мособлдумы по аграрной политике и потребительскому рынку Сергей Керселян.
Кроме того, не отнесенные к особо ценным земельные участки могут быть использованы для реализации инвестпроектов, строительства жилья и других целей, добавили в Минсельхозпроде Подмосковья.
Источник: https://realty.ria.ru/20230915/zemli-1896553000.html
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
3.1. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда Российской Федерации № 18АП-11441/2023 от 11.09.2023 по делу № А47-3129/2023.
Администрация муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области(далее – администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к УФАС России (далее – Управление, Антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене решения, об отмене предписания об аннулировании аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Как следует из материалов дела, 21.02.2022 в Администрацию обратился Третье лицо с заявлением о предварительном согласовании схемы расположения земельного участка.
В адрес Администрации поступило 8 заявлений о намерении участвовать в аукционе.
12.12.2022 в Администрацию поступило заявление Третьего лица о предоставлении спорного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
16.12.2022 Администрацией принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
22.12.2022 на официальном сайте www.torgi.gov.ru Администрацией размещено извещение.
23.12.2022 в адрес Третьего лица Администрацией направлено уведомление об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов, в связи с тем, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, а также в связи с тем, что земельный участок является предметом аукциона. Также Администрацией сообщено, что в отношении земельного участка принято решение о проведении аукциона на предоставление права на заключение договора аренды.
Принимая во внимание, что Третье лицо. является инвалидом, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков, Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу о признании жалобы заявителя обоснованной и наличии в действиях Администрации нарушения п. 17 ч. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -ЗК РФ).
Администрации, УФАС по Оренбургской области выдано предписание, в соответствии с которым предписано Администрации аннулировать аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером.
Полагая, что решение и предписание антимонопольного органа от 03.02.2023 по делу №056/10/18.1-28/2023 не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и законные интересы, Администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 21.06.2023 заявленные требования удовлетворены.
УФАС по Оренбургской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить.
В обоснование доводов антимонопольным органом указано, что Администрация приняла решение о проведении торгов в отношении земельного участка несмотря на то, что имелось заявление о предоставлении земельного участка без проведения торгов, в отношении которого не было принято решение об отказе в предоставлении данного земельного участка. В связи с чем Администрацией муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области нарушены порядок и процедура проведения торгов. Отмечает, чтотретьим лицом доказан факт того, что оно является лицом, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков без проведения торгов. На момент рассмотрения дела доказательств того, что Администрацией был исследован факт наличия или отсутствия нуждаемости третьим лицом. в улучшении жилищных условий, в Комиссию Оренбургского УФАС России представлено не было. Администрация не установила факт наличия или отсутствия нуждаемости Третьим лицом на момент принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов. Кроме того, тот факт, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, не может являться законным основанием отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, поскольку решение о проведении аукциона принято после поступления заявления третьего лица о предоставлении земельного участка.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий в жилищной сфере относятся положения статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью (часть 1); на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (часть 16).
Исходя из толкования во взаимосвязи части 1 статьи 17 указанного Федерального закона, согласно которой инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и части 16 статьи 17 этого же Федерального закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с учетом цели использования земельного участка установлено в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов; соответственно, указанное право ставится в зависимость от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий.
При этом предоставление гражданину земельного участка для строительства жилого дома является основанием для снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении. Таким образом, наличие у Третьего лица. инвалидности само по себе в отсутствие установленного критерия нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий не может выступать безусловным основанием для предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Действия администрации по организации проведения аукциона в отношении спорного земельного участка проведены в соответствии с требованиями статей 39.16, 39.18 Земельного кодекса.
С учетом изложенного, судебная коллегия признает правомерным отказ Администрации в предоставлении Третьему лицу земельного участка в аренду без торгов, а довод Управления о том, что решение о проведении аукциона Администрацией принято до рассмотрения заявления третьего лица о предоставлении земельного участка без проведения торгов, подлежащим отклонению.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для признания решения и предписания УФАС по Оренбургской области от 03.02.2023 по делу № 056/10/18.1-28/2023 недействительными.
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 730-55-50 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница