«Люди они хорошие, финансовый вопрос только испортил их...» Продолжение интервью с членом Общественной палаты Московской области, полковником милиции в отставке, заслуженным юристом РФ, адвокатом, членом Ассоциации юристов Людмилой Тропиной

image

28.10.2021 4782

О проблемах людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и возможностях их решения в беседе председателя редакционного совета «Бизнес-Диалог Медиа» Вадима ВИНОКУРОВА с правозащитницей в сфере защиты прав семьи и детства, бездомных, членом Общественной палаты Московской области, полковником милиции в отставке, заслуженным юристом РФ, адвокатом, членом ассоциации юристов Людмилой ТРОПИНОЙ. Часть II

Часть I     Ссылка


Вадим ВИНОКУРОВ: Людмила Ивановна, когда мы стали задумываться на эту тему, у нас сложился некий план: что бы можно было сделать. И первый пункт этого «плана» - создание некоей системы регистрации бездомных, в которой должны участвовать не столько государственные органы, а прежде всего НКО. Тогда, по крайней мере, будет хотя бы понятно, кто с ними работает в реальной жизни. Но поскольку речь идёт об идентификации личности, естественно нужна и помощь правоохранительных органов. 
Людмила ТРОПИНА: Вы имеете в виду, что каждая организация регистрирует у себя? Это же должно быть единое окно!..

Вадим ВИНОКУРОВ: Нет-нет, «окно» действительно единое, но информацию в него поставляют НКО.
Людмила ТРОПИНА: Не только НКО, но и граждане, которые выявили...

Вадим ВИНОКУРОВ: Да, и граждане. Поэтому и возникла мысль, что власть должна создать такую систему регистрации и обязать МВД в ней участвовать, но сбор этой информации возложить на НКО и на граждан. 
Это первый шаг. Предположим, что проблема некое «цифровое наполнение» получила, её масштаб стал понятен. Что дальше? Всё-таки методы Советского Союза - я имею в виду уголовное преследование за бродяжничество, - в настоящий момент уже не пройдут. Ни в каком виде. Для этого надо конституцию менять. Но - опыт ковида показал, что в рамках санитарно-эпидемической безопасности некоторые ограничения всё-таки могут и даже должны действовать. В этом отношении вы правы абсолютно: кроме ковида и туберкулеза есть ещё целая прорва болезней, которые могут таким образом распространяться, поэтому об определенной степени изоляции таких граждан, даже в рамках существующих законов можно говорить.. Но вопрос: куда их направлять? Тут я должен признаться, что не очень верю в доброту наших государственных органов, при всем к ним уважении. У них почему-то всё всегда получается достаточно формализовано. Поэтому мне представляется, что в этом случае «поставщиками» вот этой услуги - адаптации выявленных бездомных - могли бы выступать именно такие организации, как «Ной». И получать на эти цели определенные государственные гранты.
Людмила ТРОПИНА: Да, но не забывайте, что к поставщикам государственных услуг предъявляются определенные, в том числе санитарные требования, которые и не позволяют многим организациям стать такими поставщиками. Я согласна с тем, что на улице-то условия намного хуже, чем там, куда привозят этих людей, но никто не хочет с этим разбираться...

Вадим ВИНОКУРОВ: Людмила Ивановна, мы же с вами понимаем, что изменить конституцию значительно сложнее, чем изменить СанПиНы. Похожая проблема была, когда в Московской области возникли огромные очереди в детские сады, и довольно много мамочек сидело с детьми. Гуляя вместе на площадке, они приходили к выводу, что достаточно и одной, которая следила бы за всеми. Так возникали группа временного сопровождения детей, у которых на начальном этапе тоже была масса проблем, связанных с различными законодательными требованиями. Но, в конечном счете, некое компромиссное решение удалось найти. Это как бы - «меньшее зло». Как Вы считаете, осуществим ли такой подход в ситуации с бездомными?
Людмила ТРОПИНА: Да, при желании он осуществим, но - предпочтения никому не должны отдаваться. Это тоже всегда чревато... Поэтому координация - за государством. Поручения - «Ною», другим каким-то организациям - по согласованию. Жизнь покажет. Бесконтрольно всё равно ничего не может быть.

Вадим ВИНОКУРОВ: Мне в этом отношении близка германская модель, когда НКО делают, а государство их контролирует. 
Людмила ТРОПИНА: Это нормально.

Вадим ВИНОКУРОВ: Мы хотим попробовать всё это провести, но выясняется, что это совсем не легко, потому что НКО, которые занимаются бездомными, - сильно разные, и выработать коллективную позицию очень трудно.
Людмила ТРОПИНА: Такие попытки были. Неоднократно и у многих. Поэтому я считаю, что если брать Московскую область, то неким гарантом, «локомотивом», координатором этой работы должен выступить губернатор. Я же не из космоса. Я была единственным в России освобожденным председателем комиссии по делам несовершеннолетних, по защите их прав...

Вадим ВИНОКУРОВ: Никто не мешает нам к нему обратиться. Или к мэру Москвы, или к президенту...
Людмила ТРОПИНА: Обратиться и сказать, что, во-первых, Москва и область - это единый регион, что одни и те же, часто заражённые, люди здесь «ходють». Более того, я писала Мишустину, не только как к премьер-министру, но и как к председателю комиссии по ковиду: «Ну, обсудите там! Что это и эпидемиологическая, и криминогенная опасность! Начните это хотя бы обсуждать!»

Вадим ВИНОКУРОВ: Ещё раз! Взывание к совести отдельно взятых чиновников, на мой взгляд, дело бесперспективное.
Людмила ТРОПИНА: Я не к совести взываю, я требую, чтобы исполнялся закон!

Вадим ВИНОКУРОВ: Вы не хуже меня знаете, как устроена власть. У неё очень много дел. Все выполнить - невозможно... Поэтому наступает «эпоха приоритетов».
Людмила ТРОПИНА: Я категорически с Вами не согласна. Это не та тема, которую можно игнорировать. Это не «пятое колесо в телеге». Это тема №1.

Вадим ВИНОКУРОВ: Тогда вопрос: почему за 30 лет система работы с бездомными так и не сложилась?
Людмила ТРОПИНА: Попытки были... Просто во власти с каждым годом всё меньше и меньше профессионалов.

Вадим ВИНОКУРОВ: Вы хотите и считаете возможным изменить ситуацию за два дня?
Людмила ТРОПИНА: Я хочу, чтобы прокуратура «включила мозги» и проанализировала, как у нас осуществляется защита прав человека!

Вадим ВИНОКУРОВ: Я не спорю, что такое может произойти. Но боюсь, что в «списке дел» оно окажется в самом конце.
Людмила ТРОПИНА: Такого не должно быть! Я вспоминаю 2002 год: уже три года, как принят закон «Об основах систем профилактики...», но все видят в переполненных метро беспризорников. Доложили президенту (я просто знаю тех людей, которые работали тогда в его администрации), он собрал экспертов - не волонтеров и не тех, что скачут из одной комиссии в другую, а людей, которые знают тему. Я сама была на этой встрече. И на следующий день началась «движуха». Только после такой встречи. К сожалению, у нас вот так...

Вадим ВИНОКУРОВ: Уже давно не так.
Людмила ТРОПИНА: Я буду продолжать! Я буду требовать - и с губернатора, с президента. Насколько смогу, пока являюсь членом Общественной палаты Московской области. 

Вадим ВИНОКУРОВ: Если Вы, как гражданин, считаете нужным написать президенту, губернатору, - это ваше право, Я нисколько не пытаюсь Вас остановить. Наоборот. Это очень правильно, это надо делать. Но, на мой взгляд, ситуацию можно переломить, только если этот «писк» отдельно взятых НКО всё-таки объединится хоть во что-то более-менее громкое.
Людмила ТРОПИНА: Это невозможно. Кто их объединит? Их собрать-то вместе нельзя! Каждый считает, что он здесь самый главный, самый важный. То же самое, кстати, происходит и в родительских общественных организациях, и в тех, что занимаются инвалидами. Каким из них органы власти уделяют больше внимания? - Более лояльным. Именно таким: гранты, субсидии, всё. Именно таких начинают везде демонстрировать. А я считаю, что власть надо «пинать», надо стучаться во все кабинеты, в которых за это отвечают.
Что же касается организаций, которые занимаются бездомными, - а я ведь, особенно последние три года, бываю на всех практически мероприятиях по этой теме, - там такое неприятие друг друга!.. Ведь это же связано, в том числе, и с финансированием... 

Вадим ВИНОКУРОВ: Неприятие, Вы имеете в виду, между НКО?
Людмила ТРОПИНА: Да. Просто категорическое! И за каждым стоит какой-то человек из органов власти. И начинается, простите, «грызня»: «Я прав!», «Нет, я прав!» и т.д. 

Вадим ВИНОКУРОВ: Как Вы считаете: почему всё-таки такое возникает? Я не думаю, что люди, которые пришли в эту деятельность, сделали это из каких-то корыстных целей. Я сам - предприниматель, поэтому понимаю, что много заработать там, честно говоря, невозможно. Почему же такое неприятие? Почему не возникает общей цели? Я не думаю, что там плохие люди. Люди там все хорошие. 
Людмила ТРОПИНА: Люди хорошие, безусловно, но у каждого свое понимание. И всё равно - хоть ты тресни! - идут туда, где ближе к финансированию. От меня же финансирование не зависит...
Вы понимаете, в чем трагедия? Не только при работе с бездомными, а например, с теми, с кем я работаю по проблемам семьи и детства? - Каждый, выходя на это поле, предъявляет - себя, свою организацию, а не тему. Это у меня нет здесь личной заинтересованности, мне гранты не нужны, я просто - «вредная по жизни»: хочу добиться, чтобы было у нас нормальное законодательство. А там... - этот своё название продвигает, этот своё. Но важно-то не название НКО, а человек! Человек должен быть в центре. В советское время, - опять же ничего не идеализируя, - мы работали так: собирается комиссия по делам несовершеннолетних и думает: как помочь? А сейчас, как мне видится, ведомства думают лишь о том, как уйти от ответственности. А НКО - о том, где большие гранты. А все эти гранты тоже «завязаны» на какие-то ведомства, на каких-то людей. И ничего не прозрачно, абсолютно...

Вадим ВИНОКУРОВ: И все-таки: 30 лет назад, когда все эти процессы в нашей стране только начались, когда начинались и поиски альтернативы, ведь этот поиск шёл в сторону НКО, другого варианта не было. Или вы считаете, что должна была быть создана какая-то другая - государственная машина?
Людмила ТРОПИНА: Вы знаете, я и сама вышла из общественников. С 9-го класса была шефом над трудными подростками, потому что книжку прочитала... Поэтому я всё это знаю-понимаю. Для меня общественная работа - это альтруизм. Сегодня, извините, «общественники» в большинстве своём - те же бюджетники, они работают за деньги, за бюджет. Не очень-то много я вижу альтруистов.

Вадим ВИНОКУРОВ: То есть, Вы считаете, что это превратилось в, своего рода, бизнес?
Людмила ТРОПИНА: Где-то бизнес, где-то самоутверждение, где-то - рабочее место для себя и для своей семьи. Это тоже нужно признать. Поэтому я категорически настаиваю, что в НКО должны быть общественники. Кстати, должна Вам сказать, что на встрече с президентом в 2002 году я была, как успешный руководитель органов внутренних дел, взаимодействующих с гражданским обществом. Попала я туда не административным путём, меня туда как раз общественники и «занесли».
Работа каждой такой организации должна быть прозрачна, а это возможно только при наличии некоего координирующего органа. Когда одна организация будет знать о деятельности другой, станет понятно, например, где есть места, а где нет, станет возможной необходимая помощь друг другу, между ними возникнет, можно сказать, «вынужденная дружба».

Вадим ВИНОКУРОВ: Нет, они могут только конкурировать. Понимаете: схема - она другая: выявляется бездомный, он заносится в реестр, то есть появляется на учёте в органах соцопеки, которые его, условно говоря, передают НКО и выделяет на работу с ним некую субсидию. То есть, на мой взгляд, эта система должна быть схожа той, по которой субсидии выделяются на места в детском саду: сад может быть и частным, но частичную субсидию от государства получать. 
Людмила ТРОПИНА: Здесь я Вас вполне поддерживаю.

Вадим ВИНОКУРОВ: Но тогда они будут конкурировать друг с другом, ведь это уже будет вопрос: кто получит « кусок пирога».
Людмила ТРОПИНА: А значит у этого координатора - государственного, социального - должна быть полная информация о каждой такой организации.

Вадим ВИНОКУРОВ: Согласен.
Людмила ТРОПИНА: Потому что сегодня ни одна организация, собирая людей, ответственности за них не несёт. Где ответственность за каждого, в том же «Ное», с которым я активно взаимодействую, которому помогаю, руководство которого очень уважаю, потому что они действительно работают, но... Нет этой ответственности. Вот в чем дело. И ещё: принимая человека, нужно всё-таки, чтобы нормы санитарные и прочие были соблюдены. Другое дело, что нормы эти сегодня просто не выполнимые, если не сказать «идиотские».

2 Понимаете, государство ведь тоже, честно говоря, ответственности за каждого человека не несёт... Оно лишь создаёт инструменты с помощью которых человек мог бы сам нести ответственность за свое существование.
Людмила ТРОПИНА: Согласна. Это опять вопрос к власти, вопрос о необходимости создания некой «инфраструктуры помощи». Должны быть четкость и алгоритм. Но создаётся такое впечатление, что вот этой четкости боятся и государство, и НКО.

Вадим ВИНОКУРОВ: Это мы тоже поняли. Но думаю, что по-другому нельзя, потому что пока каждая из сторон будет заниматься чем хочет, ничего хорошего не получится.
Людмила ТРОПИНА: Да, то есть «я», как организация не должно быть на первом месте.

Вадим ВИНОКУРОВ: Но проблема не только в этом «якании». На самом деле оно в какой-то степени и неплохо - людям тоже надо как-то себя «самовыражать». Проблема, на мой взгляд, в другом... Мы же с вами родились в Советском Союзе и помним прекрасно, что это такое. Я в свое время трудился в комсомоле, был зам секретаря МФТИ, а потому знаю, как были устроены общественные организации в СССР.
Людмила ТРОПИНА: По-разному...

Вадим ВИНОКУРОВ: Давайте сейчас про комсомол: было в его отношении и определенное делегирование прав, были и обязанности. Меня беспокоит то, что к тем общественным институтам, которые создаются сегодня, - а НКО тоже можно в какой-то степени считать общественным институтом, - к ним не идёт ни делегация прав, ни требование ответственности. А этот процесс должен бы быть одновременным. Проблема наших государственных структур, на мой взгляд, состоит в том, что там сейчас, к сожалению, очень мало людей, которые понимают, как работать с общественными институтами. С этим я столкнулся и в своей практике, когда довольно долго был вице-президентом Торгово-промышленной Палаты Московской области. Когда речь шла о том, чтобы те или иные государственные функции в рамках аукциона или ещё каким-то образом передать общественным организациям, что в итоге и для бюджета было бы на порядок выгоднее, чиновники отвечали: «Нет. Мы не можем, потому что у нас - система: мы дали поручение, получили отчёт о выполнении, а что взять с вас, с общественников? - Вам дали поручение, а вы не отчитались...» 
Людмила ТРОПИНА: Поэтому - «дадим каким-нибудь своим?

Вадим ВИНОКУРОВ: Нет, даже не своим. Им проще создать какое-то казённое предприятие или муниципальное, то есть - ту или иную «машину», которая встроена в государственную власть и которая действует по каким-то стандартным для них принципам. А вот в режиме некоего договора, контракта - не получается...
Людмила ТРОПИНА: Вы знаете, но ведь это возможно! Просто для этого в органах власти должны работать люди, прошедшие в какой-то теме «от сохи», а не просто боящиеся тех же общественников, как каких-то «инакомыслящих». Всё это - от непрофессионализма.

Вадим ВИНОКУРОВ: Власть ведь тоже - часть общества. Какое общество, такие и чиновники, не из космоса же они к нам прилетели.

Продолжение следует
 

   


Другие публикации в этой рубрике: Новости
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"
Прозерин р-р д/и 0.5мг/мл 1мл амп  №10

Пространство дискуссий

image
Илона Броневицкая: «Там, где плохо с собаками, плохо и со всем остальным»
image
Двадцать человек пойдут под суд за ввоз в Россию и продажу незарегистрированных лекарств на миллиард рублей
image
И от давления, и от облысения: как побочные эффекты одних лекарств помогают создавать другие препараты
image
Как не попасть на удочку нутрициолога-недоучки и сохранить здоровье
image
Россиян пугают пандемией холеры
image
Когда государство займется проблемой профориентирования школьников?
image
Донорам крови хотят дать новые льготы и преференции
image
Стакан наполовину пуст или полон: почему россияне не бросают пить и курить

Медицинский видеолекторий

image
Синдром дырявого кишечника
image
Инсулинорезистентность: особенности заболевания и возможности коррекции
image
Главное правило долгожителей и просто здоровых людей – пить много воды, но обязательно учитывать коэффициент диссимметрии
image
Преждевременное старение и какое влияние на этот процесс оказывают AGEs (конечные продукты гликирования)

PROздоровье

image
Эндокринолог развеяла пять главных мифов о питании детей
image
Панические атаки при подготовке к экзаменам: как помочь ребенку?
image
Россиян предупредили о главных факторах риска развития меланомы
image
Геронтолог Конев: После 75 лет за руль садиться категорически нельзя
image
Врач рассказал, для каких людей стресс наиболее опасен
image
В чем польза чабреца?
image
Названо заболевание челюсти, на которое могут указывать головные боли
image
Эксперт по коже рассказала, как избежать раздражения после бритья
image
Стало известно, как ожирение может предотвратить деменцию
image
Врач рассказала, какие витамины надо пить не только зимой
image
Названы продукты, снижающие воспаление в организме пожилых людей
image
Россиянам рассказали о серьезной болезни, которая возникает из-за неудобной позы за рулем
image
5 причин есть овсянку на завтрак каждый день
image
Врач объяснил, могут ли народные средства вылечить астму
image
Трихолог пояснила, можно ли беременным красить волосы
image
Можно ли простудиться, если мыть голову холодной водой?

Новости

image
Депутаты предложили ограничить размер штрафа за нарушение прав потребителей
image
В России количество новых международных КИ упало на 85%
image
Минздрав намерен обновить порядок разработки фармакопейных статей
image
Жуковские врачи спасли жизнь пациенту с насморком, которым оказалась жидкость, вытекающая из головного мозга
image
Более 140 аппаратов ИВЛ закупят для подмосковных больниц в этом году
image
Лобненские врачи спасли жизнь 48-летнему мужчине с ножевым ранением сердца
image
Почти 150 тыс. ЭКГ дистанционно расшифровали сотрудники кардиопульта областной станции скорой помощи с начала года
image
Биохимики разработали универсальную вакцину от коронавирусов на базе наноконтейнеров
image
В России раскрыли различия в "упаковке" ДНК разных типов клеток мозга
image
Более 4 тыс. раз жители Подмосковья узнали о самочувствии родственника в больнице по номеру 122
image
В Долгопрудном врачи спасли мужчину, который едва не сломал шею, упав с лестницы
image
Стяги, звезды и стелы: как украсили Москву ко Дню Победы
image
Минздрав обновит порядок и сроки размещения на сайте данных о регистрации лекарств
image
Минздрав зарегистрировал вакцину «Бэби-Хиб» от гемофильной инфекции
image
Перечень закупаемых «Кругом добра» препаратов пополнили белумосудил и алпелисиб
image
Минздрав сообщил о новых побочных эффектах ибупрофена

Контакты

...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 730-55-50   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница