26.10.2021 4884
Проблема бездомности... Можно ли её решить без «руководящей и направляющей силы» в лице государственных органов. Могут ли общественные организации, которые занимаются этой проблемой не по должностным обязанностям, а по зову сердца, объединиться, если не в средствах, то в цели. Об этом в беседе председателя редакционного совета «Бизнес-Диалог Медиа» Вадима ВИНОКУРОВА с правозащитницей в сфере защиты прав семьи и детства, бездомных, членом Общественной палаты Московской области, полковником милиции в отставке, заслуженным юристом РФ, адвокатом, членом Ассоциации юристов Людмилой ТРОПИНОЙ. Часть I
«У семи комиссий... человек без дома»
Вадим ВИНОКУРОВ: Людмила Ивановна, говорят, что у двух юристов - три мнения. В беседах с людьми, которых проблема бездомных не просто беспокоит, но и заставляет их этим вопросом заниматься, мы поняли, что в этом случае мнений даже больше, чем у юристов...
Людмила ТРОПИНА: Потому что у нас нет чётких законов.
Вадим ВИНОКУРОВ: Это само собой, но дело даже не в законах, а в концепции. Кто-то из них считает, что для бездомных надо организовывать медицинскую помощь, что надо их в какой-то степени подкармливать, одевать и т.д. Другая «картина» вырисовывается, например, в домах трудолюбия «Ной». Там, прежде всего - труд, создание неких общин. Более того: они стоят на позиции, что все эти бесплатные раздачи помощи бездомным - только вредят им.
Людмила ТРОПИНА: Я тоже так считаю.
Вадим ВИНОКУРОВ: Поэтому первый вопрос такой: каково Ваше видение этой проблемы, какие у неё корни, и какими всё-таки должны быть, на ваш взгляд, инструменты, если и не борьбы с этой ситуацией, то во всяком случае, её «лечения»?
Людмила ТРОПИНА: Вы зрите в корень: для того чтобы двигаться вперед и решать проблему, нужно знать историю вопроса. А её в большинстве случаев никто не знает и не хочет знать.
До 90-х годов у нас вообще существовала уголовная ответственность за бродяжничество и тунеядство. Потом произошла декриминализация, гуманизация. Это замечательно, это правильно, но... До настоящего времени, практически за 30 лет, никакой альтернативы так и не придумали. Поэтому иногда я думаю, что в советские годы эта категория людей была даже более защищена, чем сегодня: у них тогда были гарантированы и крыша над головой, и медицинское обслуживание, и кусок хлеба. А не так, как, помните, в рассказе О`Генри про человека, который стремился попасть в тюрьму...
Но какие-то попытки решить проблему бездомных на самом деле предпринимались: был и Указ президента от 2 ноября 1993 года «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества», который предписывал органам власти осуществлять реорганизацию приемников-распределителей, медицинское освидетельствование, трудоустройство задержанных за бродяжничество и попрошайничество. Этот указ утратил свою силу в 2004 году. В 1996 году правительство создавало межведомственную комиссию по проблемам профилактики бродяжничества, в задачи которой входила координация деятельности органов власти по данному вопросу и, конечно, - анализ причин и условий, ведь если нет такого анализа, а есть просто разговоры-рассказы о каких-то печальных историях, то это не выход. Были и другие законы и законопроекты. У многих, и у меня в том числе, были и мечты о том, чтобы как-то прописать вообще всю систему профилактики...
На сегодняшний день у нас есть два основных закона, которые регулируют эту деятельность: первый - это 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», а второй - 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», но его даже из правоприменителей, практически, никто не знает. Он не то что «рамочный», он просто - «ни о чём». Там даже не прописаны чётко так называемые «субъекты систем профилактики». То есть, кто, чем занимается. В этом законе говорится о координирующем органе. Такой орган, в принципе в каждом муниципальном образовании есть, называется он «Комиссия по профилактике правонарушений». Других пока не существует, но нельзя же, простите, создавать их под каждую проблему! У нас и так куча всяческих комиссий, советов, палат, в которых одни и те же люди ходят по кругу. Как «прозаседавшиеся»... Вообще, главная проблема законодательства последнего времени: написали в законе «что», но не сказали, «как»... А надо ведь одновременно с принятием закона, - если не раньше, - понять, как он будет исполняться. Этого сделано не было. Поэтому и начинают всё это обсуждать в режиме разных комиссий.
Не нужно плодить кучу законов, нужно в уже действующих сделать отдельные разделы, в которых конкретизировать нормы по работе с лицами без определенного места жительства. Но многие требуют для этого понятия - «бездомный» - отдельного закона.
Вот Вы сказали, что позиции разные, что каждый прав по-своему, что у каждого свой опыт, но почему никто из органов власти, законодателей не посадит этих людей за один стол переговоров для того, чтобы не просто произносить «Моя модель самая лучшая!», а сделать своего рода таблицу: «Проблемы», «Пути решения», «Обоснования». Только после этого можно будет сказать: «Да, здесь мы согласны, а здесь - нет». Вот это было бы правильно.
Я являюсь руководителем рабочей группы Общественной палаты Московской области по выявлению и жизнеустройству лиц без определенного места жительства, находящихся в трудной жизненной ситуации. Мне эта тема «нечаянно упала», потому что вообще-то я занимаюсь вопросами защиты семьи и детства. С 2019 года я пишу -президенту, губернатору, уполномоченному представителю ЦФО, премьер-министру Мишустину... Но посылаешь письма им, а отвечает какой-нибудь «начальник ЖЭКа» из министерства соцзащиты. Отписки присылают! Хорошо, что у меня есть возможность общаться с министрами, с их заместителями. Но кардинально вопросы не решаются. А ведь XXI век на дворе! Неужели так трудно сделать, например, «горячую линию»? Или социальный патруль? Или Центр социальной адаптации? Я согласна с «Ноем»: мне кажется, что и «козе понятно», что люди должны не просто есть и пить, они вообще-то должны ещё и работать. У нас же раньше даже инвалиды что-то делали - им на дом привозили какую-то работу.
Если бы губернатор рассмотрел вопрос на постоянно действующем координационном совещании и поставил бы задачу - всё, вопросы начали бы решаться. А пока... Этот вопрос внесен у нас в ежегодный доклад Общественной палаты, который должен рассматриваться на Правительстве, в Мособлдуме, отправили мы его и в Мособлсуд, и прокурору... И что думаете: есть какая-то суперреакция? Нет, работает всё только в ручном режиме.
Год назад, в июле 2020 года на правительственной комиссии по профилактике правонарушений все-таки рассматривался вопрос «О реализации мер, направленных на социальную адаптацию лиц без определенного места жительства». Там был указан срок - до 30 декабря, в течение которого надо было «проработать с заинтересованными ведомствами...» Но с какими? Нет их перечня!
И последний момент, на который я обращаю Ваше внимание: мы слышим, да и в СМИ тиражируется, что вопрос о бездомных обсуждался на совете при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, мы получили протокол... заочного заседания! Они даже не потрудились вместе встретиться. Так проблемы не решаются. Должен быть порядок взаимодействия ведомств.
Но, я вам скажу: даже в рамках сегодняшнего, вот такого «недоделанного» законодательства можно людям помогать. Но у нас как? - Импульс должен прийти сверху. Этого импульса я не вижу...
«Человек должен почувствовать себя человеком»
Вадим ВИНОКУРОВ: Из Ваших, Людмила Ивановна, слов возникает несколько заключений. У меня, во всяком случае. И первое из них: эта проблема всерьёз никого не волнует. Ни общество, ни власть, ни даже социальные институты, которые существуют в этом обществе...
Людмила ТРОПИНА: Нет, общество - волнует. Граждане очень даже на эту проблему откликаются. У меня, например, очень много знакомых, которые таких людей даже к себе домой берут, не боясь, что могут в период пандемии от них заразиться. Это, на самом деле, конечно же не выход, но они не знают больше, куда обратиться!
Вадим ВИНОКУРОВ: Этот момент очень примечательный. Есть такая точка зрения, - может быть, Вы с ней не согласитесь, - что люди оказывают помощь, занимаются благотворительностью - «для себя», а не для объекта, для которого они вроде бы это делают. Люди как бы сами себе доказывают, что они хорошие. Всерьёз не задумываясь о том, к чему ведут совершаемые ими действия. Давайте я выскажу такую «циничную» позицию: если бы люди не помогали бездомным, их бы на улице не было. Они просто бы не выжили.
Людмила ТРОПИНА: Не выжили бы, конечно. Но, надо понимать, что у нас большинство бездомных - вполне себе «домные»...
Вадим ВИНОКУРОВ: Да, это мы тоже поняли. Далее: если транслировать эту позицию на власть, то получается, что такая система, когда власть создает центры социальной адаптации, в которых бездомных кормят и лечат, после чего эти люди опять уходят бродяжничать, - эта система не лечит это явление, а наоборот - его поддерживает. Но как же тогда его нужно лечить? Методы Советского Союза на сегодняшний момент не соответствуют действующей конституции. Что тогда может и должно быть взамен?
Людмила ТРОПИНА: Под методами Советского Союза Вы имеете в виду уголовное преследование?
Вадим ВИНОКУРОВ: Да.
Людмила ТРОПИНА: Нет, я не считаю, что должна вернуться именно уголовная ответственность, но... Когда все меры помощи и государственной поддержки исчерпаны, а человек, если он здоров, всё равно продолжает вести такой образ жизни - не желает работать, бродяжничает и т.д., - я думаю, что должна быть альтернатива уголовной ответственности в виде общественных работ.
Вадим ВИНОКУРОВ: То есть принуждение к таким работам?
Людмила ТРОПИНА: Принуждение, однозначно! Разве это нормально, когда человек пьян, лежит на улице... Вот сегодня вроде бы говорят о возрождении вытрезвителей, но никто не понимает, как это будет выглядеть. Какое-то «частно-государственное партнерство»... Опять вместо дела какие-то лозунги! Где они, эти вытрезвители? Поэтому таких людей привозят в больницы, подвергая опасности докторов и других пациентов.
Давайте расскажу своё понимание того, как такую работу можно реально организовать на практике. Это возможно.
В конце 90-х я была начальником подразделения по делам несовершеннолетних Московской области, занималась, в том числе, и беспризорниками. После принятия закона 1999 года «Об основах системы профилактики, эту категорию перестали доставлять в приемники-распределители из-за одной только внесённой в этот закон фразы, а именно: что он - «для правонарушителей». И я помню, я знаю, что для того, чтобы этих детей спасти, на них... составляли протоколы. Например, «за переход улицы в неустановленном месте». Тогда появлялось основание «привлечь их к административной ответственности», а фактически - просто спасти, поместив в этот приемник-распределитель, который действительно был в какой-то степени истинным «социальным учреждением», Там и выясняли, кто эти подростки и откуда, не стали ли они, допустим, не только субъектами, но и объектами преступлений. Я же все эти подвалы, помойки, вокзалы объехала с коллегами. Мы спасали детей.
В то время нам и сказали, что милиция - это карательный орган, а «вот сейчас зарождается профессия «социальный работник», и именно эти люди всех спасут». А вы, мол, занимайтесь своим делом и не мешайте им! Но, на мой взгляд, органы социальной защиты и до сих пор не готовы с этой категорией людей работать. А дети те сегодня уже выросли, может быть, создали семьи, а может, продолжают жить так, как привыкли это делать подростками. И мы видим то, что видим...
Кстати, в Москове и Подмосковье «своих» бездомных не больше 10 процентов, в основном это жители других регионов. Но масштаб проблемы не оценил никто, и когда общественные организации берут к себе этих людей, они им, безусловно, помогают очень много, но я всегда прошу, чтобы они все-таки сразу же информировали органы внутренних дел о том, что тот или иной человек находится у них. Власть на федеральном уровне должна знать, из каких регионов большее количество приезжих. Знать, чтобы «по мозгам дать» губернаторам этих регионов, чтобы решали они вопросы с трудоустройством или с созданием тех же социальных центров у себя.
Как должно быть? - Видите вы на улице или просто знаете о человеке, у которого есть такая проблема - которого, например, выписали по суду. Ведь далеко не все бездомные - маргиналы, более того: бездомными становятся всё больше, скажем так, «приличных людей». Потому что бывают случаи, когда даже многодетные семьи снимают с регистрационного учета и выселяют в никуда. А где у нас арендное жильё? Где у нас кризисные центры? - Нет ничего.
Выявили мы с вами каким-то образом такого человека. Нам очень хочется ему помочь. Конечно, можно его просто, как собачку, накормить и отправить «гулять» дальше. Но - нужно узнать, нужна ли человеку помощь, и если нужна, позвонить на какой-то единый номер. Нам сейчас пытаются сказать, что этот номер - «112», но... Оператор на другом конце начинает выяснять: «а сколько ему лет, а чем он болен?» и ещё что-то... Да, вы давайте, быстро приезжайте и выясняйте это на месте! С помощью полиции, «социального патруля» и т.д.
Дальше: его надо привезти в какое-то место, где оценят его здоровье - проведут диспансеризацию, сделают тесты и т.д., что особенно важно в период ковида. Где сразу же установят его личность. Выяснили - проверяют по учетам: не находится ли он в розыске, не ищут ли его родственники, а потом уже решают вопрос: куда и на какой-то период его поместить или же - отправить по месту жительства.
Проблема в том, что у многих из них нет документов, по 30 лет люди ходят без паспортов! Опять же - не все они делают это умышленно. Знаю я случай, когда мужчина - не маргинал, не тунеядец, а очень даже работящий, получил несколько лет назад какую-то травму головы и теперь не помнит, кто он. Можете себе представить? И снова: я пишу на «прямую линию» президента, прошу, чтобы Совет безопасности подключился к этой теме, потому что она очень серьёзная. И сам этот человек надеется... А отвечает мне опять «начальник ЖЭКа», опять меня отправляют в министерство социальной защиты, а его помещают в центр социальной адаптации в Клину, где в основном люди немощные. Он там пытается всем помогать и т.д., но - у него даже на сигареты нет денег. Что ему делать? Пойти преступление совершить? Слава Богу, что это человек сильный. И хорошо, что всё-таки нашлись люди, которые его взяли.
Поэтому я считаю, что если уж есть вот эти комиссии по профилактике правонарушений то именно они и должны координировать такую работу, других структур на сегодняшний день нет. Координировать, чтобы не бегали все одновременно, прочитав про кого-то в соцсетях. Информация должна пойти туда, как в «единое окно». Потому что, как правило, эти люди в итоге становятся или объектами, или субъектами преступлений.
Человек должен почувствовать себя человеком, он должен иметь работу, он должен вернуться к родственникам, если есть такая возможность и т.д. То есть нужно персонально заниматься социализацией. Но где у нас реабилитационные центры, например, для алкоголиков и наркоманов? Где те же вытрезвители? Вопрос опять повисает в воздухе.
Одну из форм работы с такими людьми предлагает, например, «Ной» - организация, которую я абсолютно не идеализирую, и они это знают. Но! - Они действительно помогают тогда, когда уже никто не может или не хочет помочь. Никто не берет человека, а они берут. Бывает, что и скорая помощь от человека отказывается, бывает, что мы пытаемся что-то по ночам решать, и я им говорю: «Подождите, пусть государство выполнит свою роль!» Но они не ждут, поможет ли государство, они берут этого человека к себе.
Но что дальше? Да, наверное, вот это общинное проживание имеет право на существование. Не - наверное, а имеет. Но это тогда, когда исчерпаны все остальные меры.
Вадим ВИНОКУРОВ: Людмила Ивановна, но ведь Вы же работали в этой системе - в правоохранительной?
Людмила ТРОПИНА: Я работала ещё в советской системе, ушла в 2002 году.
Вадим ВИНОКУРОВ: Я не работал, но сталкивался, поэтому иллюзий не испытываю...
Людмила ТРОПИНА: Все люди разные. И тогда, и сейчас. Я ничего не идеализирую, но обобщать всё-таки не советовала бы. Мы шли туда по призванию. А это совершенно другая история. Сегодня и я иногда не знаю, где их набирают... И люди боятся. Вы знаете, бывает, что разговариваю с участковыми, особенно с теми, кто помоложе, они мне всё расскажут, а потом просят: «Только, пожалуйста, это всё между нами...» И это мне говорят люди из органов власти, понимаете!? То есть, приходится вот такими «партизанскими» методами действовать. Вот что ужасно.
Продолжение следует
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 730-55-50 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница