Новая жизнь «Художественного», или Как реставрировали один из старейших кинотеатров в мире

image

12.04.2021 5716

Маски на фасаде, барельефы в кинозале, фонтан в фойе… Фасад кинотеатра «Художественный» стал таким, каким его видел Федор Шехтель.

После семилетней паузы «Художественный электро-театр» вновь встречает поклонников кинематографа. 9 апреля здесь показали фильмы, номинированные на премию «Оскар», и ряд других кинокартин.

До недавнего времени старинное здание находилось в плачевном состоянии, а в 2019-м за его реставрацию взялись специалисты нескольких архитектурных бюро. Им удалось воссоздать задумки Федора Шехтеля, по проекту которого здание перестраивали в 1912–1913 годах. Новый «Художественный» — не ремейк старого, а его логичное продолжение. О том, что скрывается за стенами главного кинозала, как спасали балкон и до чего не додумался даже гениальный Шехтель, mos.ru рассказали реставраторы.

Цвет и свет

Серый со сверкающей слюдой фасад «Художественного» вновь украшают белые колонны, над входом и выходом — барельефы в античном стиле в виде голов мужчины и женщины, а в нишах под крышей — кони, мчащие колесницу с богом солнца Гелиосом, и быки, неспешно везущие колесницу с богиней луны Селеной. Здесь же красуется надпись «Художественный электро-театръ» — такая же, как во времена Федора Шехтеля.

 

Сложнее всего, по мнению реставратора, было вернуть шехтелевский цвет фасада. Приходилось смешивать разные оттенки, ждать химической реакции 20 дней, затем сверять получившуюся краску с описанной в расходных книгах строительной бригады Шехтеля.

 

На фасаде снова появились четыре окна вестибюля: в советское время их заложили кирпичом. Без этих окон нарушалась запланированная архитектором система освещения. Сейчас же света в кинотеатре даже больше, чем задумал Шехтель. Потолок над вестибюлем стал стеклянным. Он спускается на волнообразную, будто движущуюся (в стиле Шехтеля) винтовую лестницу.

Нельзя не заметить и авангардную конструкцию на потолке, реставраторы называют ее «фонарь». «“Фонарь” и лестница — наше самое серьезное вторжение в историческое здание», — говорит Дарья Парамонова.

При Федоре Шехтеле и в советскую эпоху над вестибюлем располагался пустой чердак под оцинкованной крышей. Лестницы не существовало. Проектировщики, занимавшиеся приспособлением к современному использованию, решили это исправить.

«В современном кинотеатре нужно использовать каждый миллиметр. К тому же должно быть несколько кинозалов, а для них не нашлось места на первом этаже. Поэтому мы решили переделать чердак в этаж. Чтобы не менять уровень кровли, не искажать внешний облик здания, не нарушать четкую шехтелевскую симметрию, мы построили в центре вестибюля лестницу, а второй этаж сделали в виде галереи с двумя малыми кинозалами. Кроме того, чтобы не оставлять неиспользованное пространство, мы трансформировали бывшее служебное помещение рядом с правым фойе балкона в камерный зал, а в каждом фойе теперь свое кафе», — объясняет консультант по архитектурному проекту.

О чем не знали зрители

Когда реставраторы приступили к работе в главном фойе кинотеатра, за его потолком обнаружилось тоже что-то вроде чердака. Этот гипсовый потолок — наследие советских времен. Он закрывал спроектированные Шехтелем два лепных карниза и алебастровые вентиляционные решетки, будто сплетенные из стеблей и цветов. Карнизы полностью восстановили, вылепив новые элементы по образцам уцелевших.

«Решетки не входят в состав предмета охраны, но они довольно любопытные. Сохранить оригинальную версию не удалось, поскольку алебастр хрупкий, к нему прилипла пыль и грязь, прутья расслоились. Мы заменили решетки на металлические, воссоздав рисунок Шехтеля», — рассказывает Денис Писарев.

Фальшпотолок загораживал еще одну важную деталь — оконный витраж. Это деревянная решетка во всю стену со стеклами в ячейках, как на веранде. В советское время витраж поменяли на обычное пластиковое окно. Сейчас он вернулся на прежнее место. А перед ним установили фонтан. До закрытия «Художественного» здесь была мини-сцена.

«Фонтан был отмечен на исходном чертеже Федора Шехтеля, правда, без каких-либо уточнений: полукруг и надпись “Фонтан”. Хотя, когда вскрыли полы, нашли основание для фонтана. Каким его задумал и реализовал Шехтель, мы уже не узнаем, так как фонтан был утерян. Наши коллеги придумали свою оригинальную инсталляцию на тему воды», — объясняет Денис Писарев.

Новый фонтан гармонирует с витражом. Это система металлических прутьев, колб и стеклянных шаров, через которые течет вода. Между ними горшки с живыми цветами-вьюнками. Оранжерея — еще одна задумка Шехтеля, которая была уничтожена в советское время.

«При Шехтеле здесь росли пальмы. Мы на данный момент ограничились инсталляцией. Кроме того, к теме растительности нас отсылают рисунки на настенных панно», — добавляет Дарья Парамонова.

Вдоль стен фойе тянется, как кинопленка, лента из панно с серо-зелеными деревьями. Эти элементы съемные. Их можно легко заменить плакатами, афишами или фотографиями актеров.

Фарфор Гарднера и Кузнецова: что еще обнаружили при реставрации кинотеатра «Художественный» Открылась фотовыставка об археологическом наследии Москвы

Балконная драма

Из фойе попадаем в главный кинозал «Художественного». История реставрации этого помещения напоминает детектив.

«Верхнюю часть зала занимает балкон, который держится на колоннах. По всем правилам эту конструкцию нужно было убрать. Во-первых, колонны закрывали обзор экрана. Во-вторых, пол времен Шехтеля был ровным, что недопустимо в современных кинотеатрах, а балкон не позволял поднять его, сделать наклонным: зрители верхних рядов упирались бы в этот балкон. Но мы понимали, что балкон и колонны нужно сохранить», — вспоминает Дарья Парамонова.

Реставраторы, по их собственному утверждению, бились за композицию «до последней штукатурки». Пол в итоге не подняли относительно экрана, а сделали ниже. «Если вы посмотрите на боковые двери, через которые раньше заходили зрители, то увидите, что они как бы висят над полом. На самом деле они остались на своих местах. Это пол ушел вниз», — объясняют реставраторы.

Колонны находились в аварийном состоянии. Их пришлось заменить. Инженеры создали металлические опоры, которые поставили под балкон, а тем временем соорудили новые колонны. Их верхние части — капители — родные, времен Шехтеля: архитектор, любитель античной мифологии, изобразил голову бога Диониса и акантовые листья.

«Вдоль балкона мы положили дубовый шпон на исторический поручень из сосны. Обнаружили этот поручень под слоями ДСП. Заднюю и переднюю часть балкона не меняли, сделали лишь локальное вскрытие, чтобы выяснить, как он устроен. Под штукатуркой оказались кованые кронштейны, на которые по вертикали набиты деревянные бруски изогнутой формы. Поверх штукатурки расчистили элементы декора: стрелы, факелы, ленты. Очистили их от краски и пыли. До ремонта они казались бесформенными», — говорит Денис Писарев.

В операторской за балконом реставраторы нашли фрагменты шехтелевского кессонного потолка: такой был над всем залом, но в 1950-е годы его заменили на обычный, с побелкой. Под слоем краски спряталась и решетка, на которой держалась люстра. Сейчас потолок, состоящий из фиброцемента, как и витраж в фойе, изготовили заново с намеком на кессоны Шехтеля, а решетку расчистили. Оказалось, ее вершины увиты акантовыми листьями.

Кессонный потолок не просто дань памяти архитектуре Шехтеля. Рамки играют особую роль: между ними вмонтирована звуковая техника.

«Обычно кинозалы увешаны колонками. Это необходимо. Но в исторический антураж они не вписываются. И наша команда специально летала в Лондон на встречу со специалистами по звуку, которые спроектировали 54 колонки для этого зала. Часть техники спрятана под потолком, а часть — за стенами», — объясняет Дарья Парамонова.

Со стенами связана отдельная история. В первоначальном варианте они были просто отштукатурены. Разумеется, звукоизоляции не было. Современные нормы строительства кинотеатров обязывают покрывать стены залов минеральной ватой или другими аналогами, чтобы звуки не проникали наружу. Такой материал по своему внешнему виду далек от дизайна Шехтеля.

«Мы решили выложить стены акустической штукатуркой. Она состоит из множества шариков, которые наносят в несколько слоев. Полости между ними глушат шум. Сделали из этой штукатурки русты — стилизованные камни по чертежам Шехтеля. То есть применили технологию на стыке реставрации и приспособления», — уточняет Дарья.

Правда, из-за наложения акустической штукатурки пришлось законсервировать барельефы-венки над бывшими входами в кинозал. Оригиналы оказались внутри стен, а поверх штукатурки нанесли их реплики. Зато барельефы над дверями, изображающие битвы кентавров с лапифами, удалось сохранить.

«Кентавры пережили советское время. Их даже реставрировали. Но, к сожалению, использовали для реставрации обычный цемент. Мы его отколупывали с носов, пальцев, мечей лапифов», — вспоминает Денис Писарев.

Еще одно изменение в кинозале — барельеф над экраном, изображающий двух симметричных морских коней с рыбьими хвостами (гиппокампов), которые держат вывеску с датой «1912» — годом перестройки кинотеатра по проекту Шехтеля. В советскую эпоху оригинал снесли. Реставраторы воссоздали барельеф по фотографиям и аналогам.

Продолжение Шехтеля

Весь интерьер «Художественного» наполнен идеями Шехтеля. В правом фойе, ведущем на балкон, стоят стеллажи, напоминающие оконный витраж и кессонный потолок. В серо-голубых стенах северного фойе — ниши, будто предназначенные для барельефов, а белые кресла повторяют изгибы шехтелевской лестницы.

«Лестница, ведущая в северное фойе, историческая, спроектирована Федором Шехтелем. От оригинала остались лишь две ступеньки. Остальные мы перебрали, скомпоновали. Но в целом дизайн лестницы остался прежним. Деревянный поручень тоже изготовлен по проекту Шехтеля. Мы взяли аналогичный из дома на Большой Садовой, где жил архитектор, и сделали реплику», — раскрывает секреты Денис Писарев.

Кстати, в северное фойе теперь можно попасть и с улицы. Поскольку главный кинозал превратился в амфитеатр с понижающимся полом, в самом низу стены реставраторам удалось сделать дверные проемы, которые не видно снаружи. Таким образом, попасть в «Художественный» могут не только посетители киносеансов, но и те, кто хочет посидеть в историческом месте за чашечкой кофе.

«Все, что можно было восстановить, мы восстановили. Все, что осталось за кадром, было неизвестно, не закончено, — создали. Наша концепция — не имитировать дизайн Шехтеля, а разрабатывать новый, современный стиль, который вписался бы в шехтелевский», — говорит Дарья Парамонова.

По словам специалистов, реставрация заканчивается там, где начинается фантазия. В «Художественном» работы проводили, опираясь не на фантазию, а на мастерство и понимание идей гениального зодчего.

Архитектурный дебют Шехтеля: эксперты подтвердили ценность скоропечатни Левенсона Кинотеатр, речной вокзал и шедевр конструктивизма: что отреставрировали в 2020-мДома-сказки: невыдуманные истории московских зданий на рубеже веков

Источник : Ссылка

   


Другие публикации в этой рубрике: Новости
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"
Нефопам р-р д/ инфузий и внутримышечного введения 10мг/мл 2мл №2 шприц-тюбик (аналог Акупан)

Пространство дискуссий

image
Двадцать человек пойдут под суд за ввоз в Россию и продажу незарегистрированных лекарств на миллиард рублей
image
И от давления, и от облысения: как побочные эффекты одних лекарств помогают создавать другие препараты
image
Как не попасть на удочку нутрициолога-недоучки и сохранить здоровье
image
Россиян пугают пандемией холеры
image
Когда государство займется проблемой профориентирования школьников?
image
Донорам крови хотят дать новые льготы и преференции
image
Стакан наполовину пуст или полон: почему россияне не бросают пить и курить
image
Росздравнадзор получил больше возможностей для проверок аптек и клиник

Медицинский видеолекторий

image
Синдром дырявого кишечника
image
Инсулинорезистентность: особенности заболевания и возможности коррекции
image
Главное правило долгожителей и просто здоровых людей – пить много воды, но обязательно учитывать коэффициент диссимметрии
image
Преждевременное старение и какое влияние на этот процесс оказывают AGEs (конечные продукты гликирования)

PROздоровье

image
Дерматолог Андрян: у любителей позагорать кожа стареет быстрее
image
Россиян предупредили о скрытых угрозах шашлыка
image
Что положить в косметичку весной и какие средства точно под запретом: правила врача
image
Диетологи назвали 13 самых вредных продуктов для завтрака. А что вы едите по утрам?
image
Врач Шелепов объяснил, почему на теле без причины появляются синяки
image
Ошибка при варке яиц, которая превращает их в отраву
image
«Как в узкой горной реке»: флеболог образно объяснил, что означает термин «густая кровь»
image
Борное мыло и плотная одежда: этот способ спасет от ожога борщевиком
image
Врач объяснила, как без вреда для здоровья выходить из Великого поста
image
Врач рассказал, как избежать травм в саду и огороде
image
Дерматолог пояснила, чем опасно солнце
image
Названы симптомы, при которых нужно срочно провериться на диабет
image
Эндокринолог Павлова: для похудения можно «активировать» в теле бурый жир
image
Врач рассказала, почему рыба к молоку подходит, а кофе нет
image
Ученые выяснили, чем полезны поездки на дачу
image
Россиянам объяснили, что делать, если обжегся на шашлыках

Новости

image
В новый список антироссийских санкций попали два дистрибьютора медизделий
image
Минпромторг намерен упростить импорт маркированных товаров
image
ВОЗ рекомендовала новый состав вакцин от коронавируса
image
Врачи Долгопрудненской больницы предупреждают: ковыряться в ухе - опасная затея
image
Главный педиатр Подмосковья призвала не давать детям магазинные куличи из-за их состава
image
Более 3,5 тыс. звонков обработала «горячая линия» по паллиативной помощи в Подмосковье с начала года
image
Почти 4 тыс. подмосковных педиатров прошли тренинги по профилактике профессионального и эмоционального выгорания
image
Сергей Собянин рассказал, как нейросети помогают московским врачам
image
Производитель отозвал регистрацию детской вакцины «Инфанрикс»
image
Передача данных о БАД через ЭДО стала обязательной
image
Правительство утвердило стандарт целевого обучения
image
Лицензирование назвали заслоном от недобросовестных поставщиков в сфере ДПО
image
Названы побочные эффекты препаратов при лечении COVID-19 в России
image
Правительство уточнило механизм формирования запаса лекарств для подопечных «Круга добра»
image
Серпуховские врачи провели уретропластику 69-летнему мужчине, взяв материал с внутренней стороны щеки
image
Учебный центр НИКИ детства проводит арт-терапевтические тренинги для врачей

Контакты

...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 730-55-50   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница