Красный флаг и музыка Шостаковича. Все о фильме «Броненосец “Потемкин”»

image

18.01.2021 3446

Рассказываем, как появилась самая знаменитая картина Сергея Эйзенштейна и как она завоевала весь мир.

Сегодня исполняется 95 лет со дня премьеры немого черно-белого кино «Броненосец “Потемкин”», который входит в список лучших фильмов всех времен и народов. История о бунте матросов, созданная с помощью особого режиссерского метода, мгновенно сделала Сергея Эйзенштейна звездой мировой величины.

Громкая премьера

18 января 1926 года 1-й Госкинотеатр (ныне «Художественный») выглядел очень празднично: фасад скрыли за огромным макетом броненосца, украшенным ярко-красным флагом, мачтами и знаменами. Это здание изначально задумывалось как кинотеатр, поэтому фасад сделали пустым, чтобы была возможность вывешивать туда актуальные афиши.

Соответствующую атмосферу поддержали и внутри: билетеры и остальные сотрудники надели матросскую форму, перед началом показа прозвучал гимн восстания.

Впереди зрителей ждало захватывающее приключение: картина продолжительностью всего чуть больше часа поразит своей масштабностью, новаторскими режиссерскими решениями и глубиной. Уже в первые два дня проката «Броненосец “Потемкин”» затмил собой «Робина Гуда» с Дугласом Фэрбенксом — советскую новинку посмотрели больше 300 тысяч человек. Титры на экране читали хором, всем зрительским залом.

Критики тоже были в восторге: после премьеры они писали хвалебные статьи, наперебой называя фильм «победой советской кинематографии», «произведением современного киноискусства» — список можно продолжать долго. Говорили, что сравниться с «Броненосцем» не может ни одна из голливудских картин, а Сергея Эйзенштейна превозносили до небес — как гения, сотворившего чудо.

Историческая отсылка

События фильма разворачиваются в июне 1905 года. На броненосце «Потемкин» происходит страшное: матросов пытаются накормить мясом, кишащим червями, как будто это в порядке вещей. Матросы такого отношения не терпят и устраивают бунт: офицеров выбрасывают в воду, лидер восстания Вакуленчук гибнет.

Его тело везут в порт Одессы, чтобы там похоронить. Судно встречают жители, сочувствующие трагедии, — их настолько много, что они не помещаются на причале и вынуждены занять лестницу у памятника Ришелье, соединяющую порт и город. Царское правительство велит войскам разогнать митинг, в результате гибнут невинные. В панике люди бегут вниз по лестнице, пытаясь спастись от смертельных выстрелов.

Сергей Эйзенштейн рассказывал: эта тяжелая сцена — отсылка к событиям Кровавого воскресенья в Санкт-Петербурге, когда расстреляли демонстрантов, направляющихся с петицией к царю (1905 год). И это только одна из исторических отсылок.

Сначала задумывалось, что фильм будет состоять из снятых в разных городах шести частей, рассказывающих о том или ином событии. Но из-за нехватки времени осуществить это оказалось невозможным. Комиссия ВЦИК, поручившая сделать фильм к 20-летию Первой русской революции, поставила перед фактом, что предпоказ должен состояться на торжественном заседании в Большом театре в декабре 1925 года. До назначенной даты оставалось всего несколько месяцев.

Поэтому режиссер сделал фильм только об одном историческом событии — восстании, которое в 1905-м произошло на реально существующем корабле «Князь Потемкин-Таврический». Причина была та же — некачественная пища для матросов. Бунт также закончился захватом власти и смертью нескольких офицеров. Сценарий написала Нина Агаджанова, член Союза кинематографистов СССР.

«Симфония туманов» и много импровизации

Ученик Всеволода Мейерхольда Сергей Эйзенштейн, которому на тот момент было 27 лет, чуть ранее снял историко-революционный агитационный фильм «Стачка», вызвавший фурор. На Всемирной выставке в Париже он получил за него золотую медаль. Молодой человек надеялся, что и новая картина повторит успех, послужит революционной идее, в которую он очень верил. Режиссер подошел к новой работе воодушевленно и очень ответственно.

Съемки начались в Ленинграде, продолжились в Одессе. С погодой не везло: и в том, и в другом городе было пасмурно, постоянные туманы. Правда, эта «симфония туманов», как ее окрестили критики, впоследствии только добавила картине атмосферности. Сцены на корабле сначала хотели снимать на настоящем броненосце «Князь Потемкин-Таврический», но оказалось, что он для этого в слишком плохом состоянии. Поэтому судно «Двенадцать апостолов» задействовали, когда нужны были кадры внешнего вида броненосца, а внутренние сцены снимали на крейсере «Коминтерн».

Все делалось на одном дыхании, но с большим вдохновением, поэтому в фильме появились эпизоды, придуманные на ходу, которых не было в сценарии. Например, сцену на знаменитой одесской лестнице придумали так: режиссер сидел на ней и ел вишни, а косточки пускал вниз. Он наблюдал, как быстро они скачут, словно убегая от кого-то. В следующую минуту он уже знал, как будет выглядеть разгон митинга. Потом, гуляя по улицам, он присматривался к случайным прохожим, представляя, как вели бы себя обыкновенные люди, окажись они под тем чудовищным обстрелом.

Режиссер настоял, чтобы в фильме не было узнаваемых актеров — он хотел видеть «подлинных людей» и чтобы у зрителей не возникало ассоциаций с прошлыми ролями профессиональных артистов. Роль трагически погибшего Вакулинчука, например, исполнил актер Театра Пролеткульта Александр Антонов, лейтенанта Гиляровского — Григорий Александров (он же был вторым режиссером). Эти артисты прославятся немного позже.

Мальчика, затоптанного на лестнице, сыграл одессит — кто-то из съемочной группы заметил его, когда тот играл с приятелями в футбол. Правда, со своей актерской задачей он справился не сразу, то и дело слизывая с лица «кровь» (на самом деле вишневый сироп). С маленьким актером обращались очень бережно, и артист, герой которого по сюжету в панике затоптал мальчика на лестнице, на самом деле опирался руками на брус, перебирая в воздухе ногами и лишь слегка касаясь ребенка.

«В “Броненосце “Потемкин” актеров нет, в этом фильме есть только подлинные люди, и задачей его постановщика было найти подходящих людей. Решали не творчески выявленные способности, а физический облик. Возможность работать так имеется, конечно, лишь в России, где все является государственным делом. Лозунг “Все за одного — один за всех!” стоял не только на экране. Если мы снимаем морской фильм, к нашим услугам весь флот, если мы снимаем батальный — с нами всюду Красная армия. Если речь идет о сельскохозяйственном фильме — помогают соответствующие учреждения. Дело в том, что мы снимаем не для себя, не для других, не для того и не для этого, а для всех нас». (Из статьи «С. Эйзенштейн о С. Эйзенштейне, режиссере кинофильма “Броненосец “Потемкин”». Цит. по: Эйзенштейн С.М. Избранные произведения. М.: Искусство, 1964–1971.)

Красный цвет и монтаж аттракционов

Во время съемок Эйзенштейн столкнулся с существенной проблемой. По сюжету матросы на корабле поднимают красный флаг, но как передать нужный цвет в черно-белом фильме? Использовать красный флаг, конечно, бесполезно — в кадре он будет выглядеть черным. Поэтому решено было поднять полотно белого цвета, а потом вручную раскрасить его в нужный оттенок — на всех кадрах.

Так в отечественном кино впервые появился яркий цвет. Результат стоил усилий: во время премьеры этот прием произвел оглушительный успех, зрители не могли поверить, что такое вообще возможно, зал ревел от восторга.

Кроме того, в «Броненосце “Потемкине”» режиссер представил еще одно свое новшество — монтаж аттракционов. Он нарезал отснятый материал на отдельные фрагменты, а потом склеил лучшие в нужном ему порядке. Он считал, что так можно наиболее сильно воздействовать на эмоции зрителя. Этот метод и сегодня изучают в киношколах.

Звуки немого кино

Изначально в «Броненосце “Потемкине”» звучали фрагменты произведений Бетховена. В Германии, куда чуть позднее продали негативы, сделали перемонтаж, а также наложили музыку Эдмунда Майзеля. Композитор использовал русские песни, под которые проходил съемочный процесс, и включил туда различные шумы. Результат очень понравился Эйзенштейну.

В 1950 году, когда негативы вернулись в СССР, фильм решили запустить в повторный прокат. За музыкальное оформление взялся лауреат двух Сталинских премий первой степени Николай Крюков.

Но самое знаменитое музыкальное сопровождение создал Дмитрий Шостакович в 1965 году. Оно осталось, когда в 1976-м фильм перенесли на более качественную пленку.

Один из лучших в мире

Будучи агитационным фильмом, «Броненосец “Потемкин”» время от времени подвергался редактуре и критике. В СССР после премьеры из пролога вырезали цитату Льва Троцкого и заменили ее цитатой Владимира Ленина, но потом вернули назад. В Германии и других европейских странах убирали неугодные кадры, вставляли свои титры — только при этих условиях его допускали к показу.

«Меня упрекают в том, что “Броненосец” слишком патетичен. Кстати, в том виде, в котором он был показан немецкому зрителю, сила его политической направленности была очень ослаблена. Но разве мы не люди, разве у нас нет темперамента, разве у нас нет страстей, разве у нас нет задач и целей? Успех фильма в Берлине и во всей послевоенной Европе, погруженной в сумерки неустойчивого status quo, должен был прозвучать призывом к существованию, достойному человечества. Разве такой пафос не оправдан? Надо поднять голову и учиться чувствовать себя людьми, нужно быть человеком, стать человеком — ни большего и ни меньшего требует направленность этого фильма. (Из статьи «С. Эйзенштейн о С. Эйзенштейне, режиссере кинофильма “Броненосец “Потемкин”». Цит. по: Эйзенштейн С.М. Избранные произведения. М.: Искусство, 1964–1971.)

Тем не менее картину полюбили и ни в какой из стран не умаляли таланта режиссера. В 1926 году фильм высоко оценила Американская киноакадемия, а вскоре он получил приз на Всемирной выставке в Париже, повторив успех прошлой работы Эйзенштейна.

В 1958 году «Броненосец “Потемкин”» вошел в число 12 лучших фильмов всех времен и народов, в 1978-м он занял первую строчку в списке ста лучших фильмов по опросу киноведов мира. В газетах писали, что революционный дух в этой ленте настолько силен, что за героями можно пойти не задумываясь — настолько все происходящее на экране убедительно и натуралистично.

Огромное впечатление кино произвело и на коллег Эйзенштейна по цеху. Например, актер и режиссер Чарли Чаплин отзывался о «Броненосце “Потемкине”» как о лучшей картине в мире.

Источник : Ссылка

   


Другие публикации в этой рубрике: Новости
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"
Игла спинальная Pencil P. 22Gx120 с проводн. МЕДАРГО

Пространство дискуссий

image
ВОЗ предупредила об эпидемии деменции
image
Минздрав составил список запрещенных и опасных для водителей лекарств
image
Илона Броневицкая: «Там, где плохо с собаками, плохо и со всем остальным»
image
Двадцать человек пойдут под суд за ввоз в Россию и продажу незарегистрированных лекарств на миллиард рублей
image
И от давления, и от облысения: как побочные эффекты одних лекарств помогают создавать другие препараты
image
Как не попасть на удочку нутрициолога-недоучки и сохранить здоровье
image
Россиян пугают пандемией холеры
image
Когда государство займется проблемой профориентирования школьников?

Медицинский видеолекторий

image
Синдром дырявого кишечника
image
Инсулинорезистентность: особенности заболевания и возможности коррекции
image
Главное правило долгожителей и просто здоровых людей – пить много воды, но обязательно учитывать коэффициент диссимметрии
image
Преждевременное старение и какое влияние на этот процесс оказывают AGEs (конечные продукты гликирования)

PROздоровье

image
Врач рассказала, сколько есть клубники для сохранения молодости
image
Когда и как вводить в рацион ребенка мясные продукты
image
Что делать, если у беременной медленно растет ХГЧ
image
Врач объяснил, что чаще всего вызывает аллергию
image
Эксперт объяснил, кому витамин D надо пить круглый год
image
Врач рассказала, какими признаками проявляет себя стресс
image
Эксперт объяснила, в каких продуктах бывает смертельная инфекция
image
Невролог рассказала, сколько раз в неделю можно пить обезболивающие
image
Врач предупредила о неожиданной опасности гематогена
image
Какие продукты помогут детям заснуть жаркой ночью?
image
Кардиолог рассказал, у кого чаще бывает гипертония
image
Врач объяснил, когда детям обязательно нужны солнечные очки
image
Остеопат рассказал о рисках синдрома «конского хвоста»
image
Врач рассказал, в каких регионах РФ клещи особенно опасны
image
Учимся читать общий анализ крови: подробная инструкция от терапевта
image
Диетологи назвали два напитка для ускорения метаболизма и похудения

Новости

image
Минздрав России зарегистрировал отечественный каспофунгин производства «ПСК Фарма»
image
Минздрав одобрил первый дженерик антидота миорелаксантов
image
Достижения подмосковных медучреждений отметили на Всероссийском форуме «Здоровье нации – основа процветания России»
image
Люберецкие врачи рассказали, к чему приводят прогулки по полю и фотосессии со змеями
image
Видновские врачи спасли пациентку после неудачной пластической операции
image
С начала года профосмотры прошли уже почти 500 тыс. детей
image
Мужчину с ножевым ранением живота прооперировали балашихинские врачи
image
Голикова сообщила, что процедурами ЭКО в РФ охвачены более 50 тыс. женщин
image
Минздрав перерегистрировал предельную отпускную цену на вакцину «Пентаксим»
image
Госдума ждет от Минздрава четкий список запрещенных для водителей лекарств
image
FDA одобрило четвертое показание T-клеточной терапии Breyanzi
image
Центр лекобеспечения закупит девять препаратов для «Круга добра»
image
Правительство изменило правила повышения предельных цен на лекарства при риске дефектуры
image
Росздравнадзор намерен изменить порядок проведения мониторинга безопасности БМКП
image
Минпромторг собирается изменить перечень медизделий для получения налоговых льгот
image
Нарколог рассказал, как курение и алкоголь влияют на давление

Контакты

...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 730-55-50   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница