
12.12.2025 335
С нежеланием ребенка учиться сталкивается немало родителей. Это может проявляться в прогулах, невыполненных домашних заданиях, плохих оценках.
Как в такой ситуации поступать, рассказывает Павел Гришель, преподаватель кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ.
В целом мотивация непостоянна и может меняться в зависимости от ситуации и содержания деятельности. Не существует людей, которые мотивированы постоянно и во всех сферах деятельности. В контексте мотивации учения, желания учиться это означает, что ребенок может хотеть изучать один предмет, но не хотеть — другой. От родителей и учителей можно слышать, что, например, Иван спит на истории, но у него загораются глаза на уроках физики, а у Маши, напротив, нет никакого интереса к математике, но есть стремление разобраться в иностранном языке и литературе.
Кроме этого, желание учиться связано с возрастом ребенка: если в начальной школе в большей степени на первом месте стоит познавательный мотив, в подростковом возрасте на первый план выходит общение со сверстниками, самопознание, а учеба уходит на второй план.
В психологии выделяют два вида мотивации: внешнюю и внутреннюю.
Внутренняя мотивация связана с получением радости от самого процесса деятельности. Иными словами, человек занимается чем-то, потому что ему это интересно, выполняет задания из личного интереса. Он получает удовольствие от самого процесса деятельности и стремится к саморазвитию («Я читаю „Войну и мир“, потому что мне интересно, а не потому, что задали»).
Внешняя мотивация, напротив, характеризуется тем, что человек движим какими-то внешними по отношению к нему целями:
Когда родители сталкиваются с потерей интереса или вообще нежеланием ребенка учиться, самый частый способ повысить мотивацию — использование поощрений, то есть внешняя мотивация, когда ребенку предлагают награду за выполнение какого-то действия. Например, за выполнение домашнего задания по математике ребенку разрешают поиграть в компьютерную игру, а за плохие оценки лишают телефона.
Подобные поощрения могут быть эффективными, когда речь идет о неинтересных занятиях, которые не требуют долгосрочного вовлечения, например, уборка комнаты. В случае же учебной деятельности такие поощрения могут помочь включиться в деятельность немотивированным детям, но в долгосрочной перспективе, наоборот, навредить, потому что снижается ценность самого действия и снижается внутренняя мотивация.
Это связано с тем, что необходимая деятельность будет выполняться только ради награды, но не будет выполняться в случае ее отсутствия. Поэтому, когда речь идет о мотивации детей к учебе, стоит обращать внимание на другие виды мотивации и стремиться сформировать у ребенка осознание значимости занятий.
Несколько способов, которые могут помочь заменить внешнее поощрение.
Совместная деятельность
Покажите, что считаете учебу важной и значимой: выполняйте вместе с ребенком проекты, читайте вместе с ребенком, обсуждайте, что из изученного материала было наиболее интересным и увлекательным. Иными словами, один из путей — это доверительные отношения с ребенком.
Делайте акцент на пользе от конкретных знаний
Покажите, как знания и умения можно применить в реальной жизни. Например, иностранный язык позволит смотреть кино без перевода и читать иностранную литературу в оригинале, физика нужна, чтобы починить светильник и разобраться в емкостях аккумуляторов для смартфонов.
Помогите ребенку увидеть личную значимость учебы
Покажите, как знания включены в его повседневную жизнь и связаны с тем, что ему нравится. Например, как математика и физика связаны с игрой на музыкальных инструментах или как изучение иностранного языка помогает понимать тексты песен любимых исполнителей.
Установки, или убеждения. Первое — установка на рост, то есть убеждение, что обучение влияет на развитие способностей, интеллекта. Неудачи при этом рассматриваются как возможность для роста и развития.
Установка на рост может по-разному проявляться в разных предметных областях. Например, Наташа считает, что неспособна к математике, и не видит смысла стараться, чтобы получать хорошие оценки. В результате она даже не пытается разобраться в материале и сдается при решении задач. С другой стороны, Наташа видит, что у нее есть сложности с английским языком, но уверена, что практика поможет ей улучшить навыки, и поэтому записывается в разговорный клуб и ходит туда раз в неделю.
Обратной стороной установки на рост является фиксированная установка — убеждение, что способности плохо развиваются либо не развиваются вовсе вне зависимости от прилагаемых усилий. Иными словами, убеждение в природной предопределенности способностей к каким-то определенным областям знания, деятельности.
Например, Иван может считать, что у него нет способностей к физике, и поэтому не стоит пытаться разобраться в сложных темах. Но зато у него есть способности к истории и литературе, и поэтому необходимо прикладывать усилия именно в этих предметах.
Источник : Ссылка
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 198-70-20 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница