01.09.2023 975
Когда ребенок не начинает говорить в сроки, указанные в общих нормах педиатров, многие родители сразу предполагают задержку речевого развития или расстройство аутистического спектра (РАС). Во многих случаях эти диагнозы подтверждаются.
Но причин для молчаливости ребенка гораздо больше, и иногда случается так, что ребенок в принципе умеет разговаривать, но при этом общается с людьми довольно редко. У таких детей даже в школьном возрасте могут возникать проблемы с тем, что во время учебы они не проронят ни слова, но домашние уверяют: ребенок разговаривает. Просто в определенных ситуациях он категорически отказывается это делать, чаще всего, в кругу незнакомых людей или любой травмирующей его ситуации. Такое явление называются селективным мутизмом. Что это такое, с чем связано и как с ним быть?
Селективный (он же избирательный или элективный) мутизм — это диагноз, который есть в классификации МКБ-10 и МКБ-11. Для него характерна избирательная немота, связанная с высоким уровнем тревоги и психического напряжения. Человек с этой особенностью неспособен разговаривать в особых социальных ситуациях, хотя в других — он может говорить. Чаще всего данное расстройство впервые проявляется в раннем детстве, но у некоторых с возрастом может не пройти.
Руководитель Центра поведенческой неврологии Института мозга человека имени Н.П. Бехтеревой Леонид Чутко добавляет, что, как правило, появлению селективного мутизма предшествуют другие нарушения речевого развития. У 75% детей с этим диагнозом установлен высокий уровень тревожности. При этом явление довольно редкое, плохо изученное, и нет установленной эффективной терапии. В России чаще всего назначают ноотропы и противотревожные препараты совместно с когнитивно-поведенческой терапией, арт-терапией и семейной психотерапией.
К сожалению, даже многие специалисты — педагоги, логопеды — могут не знать о таком диагнозе, а когда сталкиваются с ним, то не понимают, как работать с такими детьми. Это остается проблемой для родителей детей с селективным мутизмом. Поэтому некоторые мамы поделились с порталом «Нож» своими историями и практическими советами.
Как взаимодействовать с ребенком с селективным мутизмом
Британский терапевт Люси Натансон, специализирующийся на работе с детьми с селективным мутизмом, в своей книге делится полезными советами, как общаться с таким ребенком.
1. Плавное знакомство с воспитателем/педагогом. Если есть такая возможность, стоит договориться с учителем или воспитателем о том, чтобы мама или любой близкий ребенку человек, при котором он меньше теряется, находился первое время рядом. Мама общается и занимается с ребенком, педагог находится рядом и наблюдает. Затем мать ребенка постепенно вовлекает воспитателя в процесс. Так как ребенок с матерью фактически сам пригласил в свою игру педагога, не возникает ощущения «вторжения». К сожалению, во многих организациях такое невозможно, именно поэтому родители часто выбирают частные сады и школы, где есть индивидуальный подход.
2. Попробовать вовлечь ребенка в процесс шопинга. Вы заранее обсуждаете с ребенком, что хотите купить, выбираете предмет, затем аккуратно начинаете общаться с кассиром. Все должно происходить максимально естественно и незаметно для ребенка.
3. Не требовать от ребенка говорить с вами. Не акцентируйте внимание на том, что ребенок не говорит, никогда не спрашивайте: «А ты будешь сегодня со мной разговаривать?» От такого вопроса страх только усилится.
4. Не уделяйте ребенку с СМ слишком много внимания. Главная проблема таких детей — боязнь повышенного внимание к себе. Они не уверенны в себе, поэтому не стоит уделять им особенное внимание и общаться наравне с другими детьми.
5. Не заставлять с кем-то здороваться. Вы можете предложить ребенку с СМ поздороваться с кем-то, вы можете придумать свой способ напоминания об этом, возможно, в игре. Но не стоит винить ребенка за то, что он так и не сказал при встрече с людьми «Здравствуйте».
6. Не задавать ребенку прямых вопросов. Особенно если речь идет об общении с незнакомыми людьми. Можно начать издалека или попробовать разговор через третье, доверенное лицо, но не стоит с просьбой или требованием напрямую обращаться к ребенку. Также избегайте прямого зрительного контакта.
7. Не демонстрировать восторг. Если ребенок заговорил с вами, не стоит реагировать на это бурной радостью или удивлением. Ведите себя как ни в чем не бывало.
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалистов.
Источник: ( https://www.parents.ru )
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 730-55-50 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница