04.08.2025 389
Дети очень эмоциональны по своей природе и могут выражать целый спектр разнообразных чувств. Поэтому умение вовремя распознавать эти эмоции у себя и у других помогло бы избежать многих конфликтных ситуаций. Быть внимательным к своим чувствам и чувствам других учит эмоциональное обучение. Его цель — создать гармоничное общество, где люди понимают и поддерживают друг друга. И обучать этим качествам нужно с детства.
Для подрастающего поколения важно уметь управлять собственными чувствами и строить здоровые отношения с окружающими. Это не просто дополнение к общему развитию, а необходимость, умение, которое способствует успеху в учебе и будущей карьере. Специалист Ломоносовской школы, педагог-психолог Татьяна Петухова рассказывает, почему важно внедрять эмоциональное обучение, что оно дает школьникам и какую роль играет в жизни.
Сегодня в образовательных учреждениях все чаще внедряют программы по социальному и эмоциональному обучению. Что же это за нововведение?
Это не учебный предмет, как, например, обществознание. Поэтому здесь нет оценок и домашних заданий. Эти программы вводятся в общий учебный план. В этом случае педагоги разрабатывают учебные занятия так, чтобы сделать уроки эмоциональными и личными.
Это каждодневный внутренний процесс, благодаря которому дети понимают, как влияют чувства на поведение и принятие решений.
Эмоциональное обучение включает несколько ключевых компонентов. Рассмотрим их подробнее.
Сопереживание — это умение чувствовать и осознавать эмоции других людей. Например, когда кто-то из друзей переживает сложный период, сопереживание позволит не остаться равнодушным и предложить поддержку. Это качество помогает создать доверительные отношения, которые становятся фундаментом дружбы.
Командная работа — важный аспект, который учит детей взаимодействовать друг с другом, разделять ответственность и достигать общих целей. В команде школьники сталкиваются с различными взглядами и эмоциями, и именно умение работать вместе — это ценное качество.
Командные игры и проекты в школе способствуют формированию чувства единства и понимания, а совместные усилия приводят к достижению результата и в конечном итоге к успеху.
Эмпатия — это способность поставить себя на место другого человека и увидеть ситуацию его глазами. Она помогает понять, как наши действия влияют на других, и формирует умение быть чуткими к их чувствам. Например, эмпатичный человек не только понимает, когда кто-то расстроен, но и активно работает над тем, чтобы помочь ему справиться с этой ситуацией.
Самосознание и управление эмоциями — навык, который помогает детям распознавать свои чувства, оценивать их влияние и осознанно реагировать на разные жизненные ситуации. Когда ребенок контролирует гнев, справляется с тревогой и не поддается импульсивным действиям, он становится более устойчивым к стрессу и приобретает уверенность в себе.
Таким образом, с помощью этих компонентов можно значительно улучшить навыки общения и взаимодействия с окружающими.
Разные школы по-своему подходят к внедрению системы эмоционального обучения, в зависимости от ресурсов и потребностей. Например, делают акцент на привлечении опытных психологов. Психологи проводят индивидуальные и групповые занятия, участвуют в школьных проектах и помогают педагогам правильно реагировать на эмоциональные трудности у детей. Они помогают не только ученикам, но и родителям. Когда родители вовлечены, детям легче учиться и развиваться.
Кроме того, в классах можно создавать специальные антистресс-уголки, где ученики могут расслабиться и восстановить эмоциональное состояние.
Необходимо эффективно внедрять систему эмоционального обучения непосредственно в учебный процесс. Например, на школьных уроках часто используют игровые элементы и коллективную работу.
Когда класс делится на группы или пары для выполнения заданий, учащиеся не только учатся работать в команде, но и развивают навыки общения и гибкость мышления.
Гуманитарные дисциплины — это идеальная площадка для внедрения эмоционального обучения. На уроках литературы или истории можно проводить рефлексивные сочинения, которые помогают ученикам анализировать поступки и эмоции героев в контексте прочитанных произведений.
Еще одна успешная практика — это обратная связь. Педагоги в течение учебного дня помогают детям понимать свои эмоции, называть их, предлагают ученикам вести дневники, в которых описываются эмоции, связанные с прошедшими уроками. Это не только помогает детям разобраться в том, что они чувствуют, но и укрепляет доверие между учителем и учеником. Когда ученики чувствуют поддержку со стороны учителя, они стремятся к обучению и самосовершенствованию.
Вот наиболее простые и эффективные способы сбора обратной связи.
Дневники эмоций
Дети описывают свои эмоции о прошедших уроках. Так им легче разобраться в том, что они чувствуют. Более того, этот метод укрепляет доверие между учителем и учеником.
Короткие анонимные анкеты
Выручают, когда педагог чувствует, что что-то не так, но дети молчат. Сбор информации о состоянии детей подсвечивает проблему. А иногда и прямо на нее указывает.
Устные мини-опросы в кругу
Метод подходит для уже установленных доверительных отношений в классе.
Младшая школа (1–4-е классы): простые, визуальные и игровые форматы.
Среднее звено (5–8-е классы): чуть более абстрактные, стимулирующие размышление вопросы.
Старшие классы (9–11-е классы): более осознанные темы, порождающие рефлексию.
При помощи таких опросов мы узнаем общую атмосферу. Из целого коллектива замечаем тех, кому не хватило внимания или поддержки.
Термометры эмоций
Это плакаты, где дети показывают свое настроение через наклейки с изображением разных эмоций. Вместо плакатов также устраивают опросы, а дети в ответ поднимают карточки разного цвета. Например, зеленый отвечает за спокойное настроение, желтый — за веселое и радостное, красный — за злость, синий — за грусть, оранжевый — за тревогу и страх.
Также систему эмоционального обучения можно интегрировать через творческие проекты. Создание плакатов, рисунков, театральных постановок и совместных презентаций помогает детям выразить свои чувства и переживания в безопасной форме, развивает эмоциональный интеллект и способность работать в команде. А постоянные творческие задания без соревновательных условий (выставки, концерты и выступления вне конкурсов и оценок) укрепляют уверенность в себе.
Эмоциональное обучение — это важный и полезный процесс, который помогает детям развивать навыки общения и взаимодействия. Оно не только способствует личностному росту, но и положительно сказывается на успеваемости в школе.
В конечном счете развитие эмоциональных навыков помогает детям лучше понимать себя и окружающих, что делает их более уверенными и успешными в жизни.
Источник : Ссылка
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 198-70-20 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница