Психолог рассказала, как сформировать навыки сопереживания и сотрудничества

image

04.08.2025 389

Дети очень эмоциональны по своей природе и могут выражать целый спектр разнообразных чувств. Поэтому умение вовремя распознавать эти эмоции у себя и у других помогло бы избежать многих конфликтных ситуаций. Быть внимательным к своим чувствам и чувствам других учит эмоциональное обучение. Его цель — создать гармоничное общество, где люди понимают и поддерживают друг друга. И обучать этим качествам нужно с детства.

Для подрастающего поколения важно уметь управлять собственными чувствами и строить здоровые отношения с окружающими. Это не просто дополнение к общему развитию, а необходимость, умение, которое способствует успеху в учебе и будущей карьере. Специалист Ломоносовской школы, педагог-психолог Татьяна Петухова рассказывает, почему важно внедрять эмоциональное обучение, что оно дает школьникам и какую роль играет в жизни.

Основные компоненты эмоционального обучения

Сегодня в образовательных учреждениях все чаще внедряют программы по социальному и эмоциональному обучению. Что же это за нововведение?

Это не учебный предмет, как, например, обществознание. Поэтому здесь нет оценок и домашних заданий. Эти программы вводятся в общий учебный план. В этом случае педагоги разрабатывают учебные занятия так, чтобы сделать уроки эмоциональными и личными.

Это каждодневный внутренний процесс, благодаря которому дети понимают, как влияют чувства на поведение и принятие решений.

Эмоциональное обучение включает несколько ключевых компонентов. Рассмотрим их подробнее.

Сопереживание — это умение чувствовать и осознавать эмоции других людей. Например, когда кто-то из друзей переживает сложный период, сопереживание позволит не остаться равнодушным и предложить поддержку. Это качество помогает создать доверительные отношения, которые становятся фундаментом дружбы.

Командная работа — важный аспект, который учит детей взаимодействовать друг с другом, разделять ответственность и достигать общих целей. В команде школьники сталкиваются с различными взглядами и эмоциями, и именно умение работать вместе — это ценное качество.

Командные игры и проекты в школе способствуют формированию чувства единства и понимания, а совместные усилия приводят к достижению результата и в конечном итоге к успеху.

Эмпатия — это способность поставить себя на место другого человека и увидеть ситуацию его глазами. Она помогает понять, как наши действия влияют на других, и формирует умение быть чуткими к их чувствам. Например, эмпатичный человек не только понимает, когда кто-то расстроен, но и активно работает над тем, чтобы помочь ему справиться с этой ситуацией.

Самосознание и управление эмоциями — навык, который помогает детям распознавать свои чувства, оценивать их влияние и осознанно реагировать на разные жизненные ситуации. Когда ребенок контролирует гнев, справляется с тревогой и не поддается импульсивным действиям, он становится более устойчивым к стрессу и приобретает уверенность в себе.

Таким образом, с помощью этих компонентов можно значительно улучшить навыки общения и взаимодействия с окружающими.

Как учителя используют эмоциональное обучение в ходе учебного процесса

Разные школы по-своему подходят к внедрению системы эмоционального обучения, в зависимости от ресурсов и потребностей. Например, делают акцент на привлечении опытных психологов. Психологи проводят индивидуальные и групповые занятия, участвуют в школьных проектах и помогают педагогам правильно реагировать на эмоциональные трудности у детей. Они помогают не только ученикам, но и родителям. Когда родители вовлечены, детям легче учиться и развиваться.

Кроме того, в классах можно создавать специальные антистресс-уголки, где ученики могут расслабиться и восстановить эмоциональное состояние.

Необходимо эффективно внедрять систему эмоционального обучения непосредственно в учебный процесс. Например, на школьных уроках часто используют игровые элементы и коллективную работу.

Когда класс делится на группы или пары для выполнения заданий, учащиеся не только учатся работать в команде, но и развивают навыки общения и гибкость мышления.

Гуманитарные дисциплины — это идеальная площадка для внедрения эмоционального обучения. На уроках литературы или истории можно проводить рефлексивные сочинения, которые помогают ученикам анализировать поступки и эмоции героев в контексте прочитанных произведений.

Еще одна успешная практика — это обратная связь. Педагоги в течение учебного дня помогают детям понимать свои эмоции, называть их, предлагают ученикам вести дневники, в которых описываются эмоции, связанные с прошедшими уроками. Это не только помогает детям разобраться в том, что они чувствуют, но и укрепляет доверие между учителем и учеником. Когда ученики чувствуют поддержку со стороны учителя, они стремятся к обучению и самосовершенствованию.

Вот наиболее простые и эффективные способы сбора обратной связи.

Дневники эмоций

Дети описывают свои эмоции о прошедших уроках. Так им легче разобраться в том, что они чувствуют. Более того, этот метод укрепляет доверие между учителем и учеником.

Короткие анонимные анкеты

Выручают, когда педагог чувствует, что что-то не так, но дети молчат. Сбор информации о состоянии детей подсвечивает проблему. А иногда и прямо на нее указывает.

Устные мини-опросы в кругу

Метод подходит для уже установленных доверительных отношений в классе.

Младшая школа (1–4-е классы): простые, визуальные и игровые форматы.

  1. Выберите карточку с тем смайликом, который отражает ваше настроение прямо сейчас.
  2. Поднимите руку, если вам сегодня понравилось… (играть на перемене, выполнять задание в команде, показывать свои рисунки классу).
  3. Покажите, как чувствует себя ваш «внутренний зверек» — грустный котенок, веселый щенок и т. д.

Среднее звено (5–8-е классы): чуть более абстрактные, стимулирующие размышление вопросы.

  1. Если бы ваше настроение было погодой, что бы это было — солнце, дождь, ветер?
  2. На шкале от 1 до 5 — насколько вы довольны тем, как прошел день?
  3. Кого бы вы хотели поблагодарить сегодня? За что?

Старшие классы (9–11-е классы): более осознанные темы, порождающие рефлексию.

  1. Одним словом: что было самым важным или запоминающимся в этом дне?
  2. Если бы вы могли что-то изменить в сегодняшнем дне, что бы это было?
  3. Какую эмоцию испытывали чаще всего сегодня и почему?

При помощи таких опросов мы узнаем общую атмосферу. Из целого коллектива замечаем тех, кому не хватило внимания или поддержки.

Термометры эмоций

Это плакаты, где дети показывают свое настроение через наклейки с изображением разных эмоций. Вместо плакатов также устраивают опросы, а дети в ответ поднимают карточки разного цвета. Например, зеленый отвечает за спокойное настроение, желтый — за веселое и радостное, красный — за злость, синий — за грусть, оранжевый — за тревогу и страх.

Также систему эмоционального обучения можно интегрировать через творческие проекты. Создание плакатов, рисунков, театральных постановок и совместных презентаций помогает детям выразить свои чувства и переживания в безопасной форме, развивает эмоциональный интеллект и способность работать в команде. А постоянные творческие задания без соревновательных условий (выставки, концерты и выступления вне конкурсов и оценок) укрепляют уверенность в себе.

Эмоциональное обучение — это важный и полезный процесс, который помогает детям развивать навыки общения и взаимодействия. Оно не только способствует личностному росту, но и положительно сказывается на успеваемости в школе.

В конечном счете развитие эмоциональных навыков помогает детям лучше понимать себя и окружающих, что делает их более уверенными и успешными в жизни.

Источник : Ссылка

   


Другие публикации в этой рубрике: PROздоровье
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Пространство дискуссий

image
Станет хуже — назначим новый препарат: что мешает пациентам с раком предстательной железы лечиться
image
Персональный террорист: мигрень страшнее, чем многие думали
image
Вкусная здоровая пища: какая мода на правильное питание губительна для здоровья
image
Депутаты на каникулах: вспоминаем главные законы про здоровье, принятые в весеннюю сессию
image
Ноты по рецепту: на что способна музыкотерапия
image
Россиян должно быть больше, с урбанизацией надо заканчивать: о чем говорили в Думе
image
Минздрав насчитал 83% здоровых школьников - родители в шоке
image
Стратегически значимые российские лекарства: что поменяется

Медицинский видеолекторий

image
Какую обувь выбрать на лето - советы подиатра
image
Программа 5R для нормализации функций ЖКТ
image
Семейное образование: сохранение здоровья, целенаправленность обучения и воспитания
image
Пищевая непереносимость, как она сказываются на качестве жизни и течении хронических заболеваний

PROздоровье

image
Врач рассказала причины болезней после сквозняка
image
Нужно ли бороться с детской ленью: мнение специалиста
image
Сомнолог рассказала, телефон перед сном мешает качественному отдыху
image
Косметолог рассказала о страшных побочных эффектах нового бьюти-средства
image
Диетолог рассказал о мифе о вреде дрожжей в хлебе
image
Стоматолог рассказала, что из-за пломб с маркетплейсов можно потерять зубы
image
Врач назвала неочевидное последствие переохлаждения
image
Совет ЕЭК обновил правила надлежащей клинической практики и фарминспекций в ЕАЭС
image
С какими продуктами опасно сочетать дыню: мнение специалиста
image
Социальные факторы втрое повышают риск долгого ковида
image
Любителей грызть ногти предупредили о проблемах со здоровьем из-за этой привычки
image
Врач рассказала о правилах приема аспирина для предотвращения инфаркта
image
Офтальмолог назвал симптомы конъюнктивита, требующие визита к врачу
image
Дерматолог рассказала, вредит ли эпиляция подросткам
image
Сколько арбуза можно съесть за день
image
Чем опасны спирали от комаров: мнение эксперта

Новости

image
ФАС оштрафовала «Герофарм» за рекламу препарата «Семавик» на гала-концерте в Сочи
image
ВСП просит включить новые препараты от рака предстательной железы в Перечень ЖНВЛП
image
Роспотребнадзор напоминает о правилах выбора и покупки бахчевых культур
image
Подмосковный травматолог назвал ТОП-3 детских травм летом
image
Более 4,2 тыс. человек проверили здоровье в парках Подмосковья с начала лета
image
Центр дерматовенерологии и косметологии получит новый лечебно-диагностический корпус
image
Врачи Центра Рошаля вернули зрение подростку, ослепшему из-за сахарного диабета
image
В подмосковные больницы в этом году поступит 14 единиц офтальмологического лазерного оборудования
image
Порядка 5,5 тыс. человек прошли лечение биорезонансной терапией в Подмосковье с начала года
image
Врачи столичного перинатального центра спасли тройняшек, родившихся раньше срока
image
Кот-детектив и мудрая Черепаха. Шесть книг для детей разного возраста
image
Собянин рассказал, какие мероприятия пройдут в «Добрые выходные» 16 и 17 августа
image
Профессиональные спортсмены проводят тренировки в скейт-парках в рамках проекта «Лето в Москве»
image
Минздрав выделит 1,5 млрд руб. на разработку подсистемы ведения реестров лекарств в ЕГИСЗ
image
Установлен мораторий на выдачу лицензий на спирт для производства фармсубстанций
image
Президент подписал закон о госпошлинах за регистрацию ветпрепаратов в ЕАЭС

Контакты

...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 198-70-20   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница