Порочная навязчивость: втюхивать пациентам услуги и товары становится накладной

image

07.04.2025 8729

Госдума приняла в третьем чтении законопроект о запрете навязывания услуг и скрытых покупок, в том числе в медицине. Если клиника решит оказать пациенту допуслуги за отдельную плату, она должна получить на это письменное согласие потребителя. Незаметные галочки с автоматическим согласием потребителя на покупку платных опций тоже недопустимы.

Как отметил председатель Госдумы Вячеслав Володин в ходе пленарного заседания, “это очень важный закон, который касается каждого гражданина Российской Федерации”.

Незадолго до публикации законопроекта ВЦИОМ подвел итоги опроса общественного мнения, из которого следовало, что 43% опрошенных получали на платной основе некоторые из услуг, которые им положены по полису ОМС. При том, что по закону до заключения договора платных медицинских услуг потребителю в доступной форме обязаны предоставить полную информацию о возможности получить аналогичные виды медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования.

А еще раньше, в 2018 году четверть врачей, опрошенных Общероссийским народным фронтом, признались, что выполняют указания своего руководства с целью увеличить прибыль от пациентов. В некоторых регионах более чем половине врачей приходилось навязывать пациентам допуслуги, как рассказали сами респонденты. Кстати, в аптечном сегменте ситуация ничуть не лучше. Данные опросов фармспециалистов, проведенных Ipsos в конце 2024 года, показали: свыше 70% фармспециалистов определенно/скорее согласны с высказываниями: “Я всегда стараюсь рекомендовать препараты, которые включены в маркетинговые контракты” и “Я следую установкам руководства при рекомендации ЛС”. 

Для тех, кто не знаком с нюансами сотрудничества фармкомпаний и аптек, поясню, что многие препараты в аптечном звене законтрактованы. Другими словами, производитель платит, например, за то, чтобы его лекарства лежали на видном месте на витрине, чтобы рядом с ними не было его прямых конкурентов, чтобы в первую очередь аптекарь рекомендовал покупателю именно его продукцию. С одной упаковки, скажем, сиропа от кашля аптека может заработать бонус от производителя в 100 руб., а с другого - 80 руб. Поэтому “установки руководства” обычно такие: продаешь то, за что выплачивают бонусы фармкомпании - получаешь премию, не продаешь - довольствуешься голым окладом. 

Другой вопрос, что если фармспециалист что-то предлагает/рекомендует вам, то это не нарушает закон, а вот если говорит, что этот препарат можно купить только вместе с другим, который вам даром не нужен, или устанавливает минимальную стоимость покупки, это может трактоваться не в его пользу.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, решение проблемы навязывания потребителю дополнительных товаров (услуг) за отдельную плату имеет большое общественное и социальное значение. Такие действия зачастую основаны на манипулировании, угрозе применения к потребителю негативных последствий от принятия условий (отказ в заключении договора, неприменение скидки на товар или услугу, взыскание с потребителя убытков или неустойки и другое). Причем, такие относительно честные способы отъема у россиян денег процветают конечно же не только в сфере, связанной с поддержанием здоровья, а в самых разных отраслях: от банковской до транспортной, от ЖКХ до мобильной связи.

Когда Роспотребнадзор проанализировал правоприменительную практику, то пришел к выводу, что необходимо решать проблему радикально. Предложенные в законопроекте положения будут способствовать соблюдению закрепленного статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации принципа свободы договора, а также обеспечат эффективную защиту наиболее слабой стороны в обязательстве (потребителя), подчеркивается в пояснительной записке. Хочется в это верить.

Авторы закрепляют в законе право потребителя отказаться от оплаты услуг, которые ему оказали без его согласия (без меня меня женили). Эти положения также будут распространяться и на приобретение товаров за деньги. Важное уточнение: если потребитель произвел оплату навязанных допуслуг или товаров, приобретенных без его согласия, он вправе потребовать возврата денежных средств. Продавец обязан исполнить требование в течение трех дней со дня его получения.

Если законопроект утвердит Совет Федерации и подпишет президент Владимир Путин, он вступит в силу 1 сентября 2025 года. Думаю, все так и будет с учетом того, что в октябре 2023 года глава государства уже подписал другой, связанный с этой проблематикой закон – о внесении изменений в ст. 14.8 КоАП «Нарушение иных прав потребителей». Согласно документу, за навязывание дополнительных медуслуг при подписании основного договора клиника может получить штраф до 40 тыс. руб. Не очень большая сумма, насколько она эффективна? Я попробовал найти хотя бы одно решение, вынесенное в отношении медицинской или фармацевтической организации, совершившей данное правонарушение. Но первые 50 дел в картотеке решений судов за прошлый год, которые выпали в поисковой выдаче, относились к банкам. 

После долгих поисков я нашел лишь один случай, отвечающий моим критериям, из Республики Алтай. Суд защитил женщину, которой в коммерческой клинике навязали лечение. Теперь предприимчивые врачи должны не только вернуть деньги, но и компенсировать моральный вред. Все началось с рекламы бесплатного УЗИ, которая попалась женщине в интернете. Предложение было слишком заманчивым, и дама им воспользовалась. Но в комплексе с УЗИ шел бесплатный мини-спектакль: врачи начали картинно хвататься за головы: “Давно не видели такого больного пациента. Вас надо срочно лечить, а иначе…”

Напугав женщину до смерти, они смогли убедить ее внести 200 тыс. руб. в качестве аванса за будущее лечение, а потом еще 110 тыс. руб. за какие-то анализы и лекарства. Видимо, уже дома пациентка пришла в себя и поняла, что стала жертвой манипуляторов, потому что вскоре она потребовала расторгнуть договор и вернуть деньги. Ей отказали. Тогда гражданка отправилась в суд. Все суды (от первого до кассационного) заняли ее сторону. Клинику обязали вернуть 310 тыс. руб., выплатить клиентке компенсацию морального вреда в 30 тыс., а еще штраф в 15 тыс. руб. - за то, что не удовлетворили ее законные требования добровольно. 

И это не предел. Пункт 4.1 ст. 14.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за необоснованный отказ в рассмотрении требований потребителя, связанных с нарушением его прав, либо уклонение от рассмотрения таких требований в установленном законом порядке. Штраф для должностных лиц (индивидуальных предпринимателей) составляет от 15 тыс. до 30 тыс. руб., для компаний – от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

Впрочем, эксперты говорят, что прежде чем обращаться в суд, стоит попробовать другие способы мирного урегулирования конфликта. Куда еще можно обратиться, если у вас возникло ощущение, что медицинская организация навязывает вам какие-то услуги, сервисы, если по-хорошему договориться с поставщиком этих услуг не получается? 

Специалисты территориальных фондов ОМС рекомендуют:

  1. Обратиться с заявлением в администрацию медицинского учреждения для получения достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи. Обращение может быть как в устном, так и письменном виде, в произвольной форме.
  2. Обратиться в страховую медицинскую организацию (СМО) либо в терфонд ОМС за предоставлением устной консультации: очно, по телефону, указанному в медицинском страховом полисе, на сайте организации, в мобильном приложении.
  3. Обратиться в СМО с жалобой на недоступность медицинской помощи и требованием провести медико-экономическую экспертизу.
  4. Обратиться в уполномоченные органы: терорганы Росздравнадзора (проводит проверки медицинских и фармацевтических организаций на предмет соблюдения порядка и стандарта оказания медпомощи, обращения с лекарственными средствами и медицинскими изделиями) и Роспотребнадзора (с заявлением на нарушение прав потребителей при оказании медицинской помощи); региональное министерство здравоохранения (осуществляет ведомственный контроль за медицинскими организациями, проводит проверки с привлечением соответствующих специалистов). Следует учитывать, что полученные от СМО, территориального фонда ОМС территориального органа Роспотребнадзора и иных органов власти заключения по соответствующим досудебным обращениям существенно облегчат процесс доказывания в суде.
  5. Обратиться в суд с исковым заявлением. Его можно подать в суд по месту жительства или пребывания истца, по адресу ответчика (то есть медицинской организации, чьи действия по принуждению к оказанию медицинской помощи на платной основе оспариваются) либо по месту заключения/исполнения договора. Предметом иска должно стать требование о компенсации уплаченной денежной суммы за оказанные медицинские услуги, оказание которых, по мнению истца, должно было производиться бесплатно в соответствии с программой госгарантий.

Вадим Винокуров

   


Другие публикации в этой рубрике: Пространство дискуссий
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Пространство дискуссий

image
Правительство предложило ввести должность “врач здорового долголетия”: зачем это надо?
image
Где самые дешевые лекарства?
image
Темная лошадка медицины: врачей просят проявлять не только онко-, но и ревманастороженность
image
Пациент не хочет лечиться: как убедить россиян жить долго и счастливо
image
Минздрав насчитал 83% здоровых школьников - родители в шоке
image
Что известно о директоре подмосковного фармзавода, задержанном за взятку чиновнику Минздрава
image
Водитель скорее трезв: почему эксперты раскритиковали новый порядок освидетельствования
image
За продажу энергетиков детям будут штрафовать и в перспективе, вероятно, - сажать

Медицинский видеолекторий

image
Программа 5R для нормализации функций ЖКТ
image
Семейное образование: сохранение здоровья, целенаправленность обучения и воспитания
image
Пищевая непереносимость, как она сказываются на качестве жизни и течении хронических заболеваний
image
Коллаген — почему его недостаток на себе можно почувствовать уже в 25 лет

PROздоровье

image
Терапевт рассказала, что однообразное питание снижает иммунитет
image
Врач рассказала, что у женщин после 40 лет увеличивается риск развития гипотиреоза
image
Как защититься от ос: рекомендации специалиста
image
Косметолог назвала средства для борьбы с подростковыми угрями
image
Психолог рассказала, почему шоколад делает людей счастливее
image
Как позаботиться о сердце в жару: рекомендации кардиолога
image
Врач рассказала, что делать после контакта с борщевиком
image
Почему летом чаще болит голова: мнение специалиста
image
Врач рассказала, что лучше не нагружать мозг ускоренным видео
image
Хирург рассказал, нужно ли удалять «сосудистые звездочки» на ногах
image
Врач перечислила пять способов, которые помогают прорезаться зубам у ребенка
image
Почему кола увеличивает риск образования камней в почках: мнение специалиста
image
Врач рассказала, почему опасно загорать с мокрыми волосами
image
Целебная сила морской воды
image
Врач Уланкина рассказала, чем опасны атмосферные колебания для астматиков
image
Ортодонт рассказала о противопоказаниях к брекетам

Новости

image
Центр Гамалеи разработал подобную «Спутнику V» вакцину от бешенства
image
Аптеки выступили против сервисов выплаты кешбэка покупателям
image
ВНИИ труда и Нацфармпалата разошлись в оценках потребности в фармспециалистах
image
Дзержинские врачи спасли женщину, едва не погибшую от ножевого ранения
image
Почти 800 тыс. детей прошли профосмотры в Подмосковье с начала года
image
Почти 30 единиц ЛОР-оборудования получат больницы Подмосковья в этом году
image
В Сергиевом Посаде после ремонта открылась амбулатория
image
Кабинет врача общей практики открылся в Ногинске
image
Врачи Центра Рошаля спасли ребенка, который на рыболовный воблер "поймал" собственное лицо
image
Московской службе онкопсихологов исполняется два года
image
ЦРПТ анонсировал изменения в системе МДЛП
image
Росздравнадзор предложил вносить в систему данные об ошибках медизделий с ИИ
image
ВОЗ заявила об отсутствии доказательств вреда от ртутьсодержащего консерванта в вакцинах
image
Минпромторг разработал правила мониторинга происхождения лекарств
image
Минтруд обновит страховые тарифы на профзаболевания для организаций
image
Россияне стали лучше относиться к покупке лекарств на маркетплейсах

Контакты

...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 198-70-20   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница