Как помочь ребенку адаптироваться в новой школе или классе: педагог-психолог дает советы родителям

image

02.10.2023 10226

Смена образовательного учреждения или класса — серьезное испытание для школьника. Родителям важно подготовить ребенка к нему и поддержать во время адаптации. О том, как это сделать, рассказала Варвара Лаврентьева, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра.

Психологи называют переход в другое образовательное учреждение или новый класс одним из самых сложных и значимых испытаний для любого ребенка. Ведь ему предстоит привыкнуть к другим педагогам, новому коллективу, а возможно, и традициям. Конечно, скорость и плавность адаптации на новом месте зависят от нескольких факторов. Это не только возраст, темперамент и характер ребенка, но и цели, ради которых он перешел в новую школу или класс, атмосфера в коллективе, а также поддержка взрослых, то есть родителей и учителей.

С какими трудностями школьник может столкнуться в новых условиях и как родители могут ему помочь быстрее освоиться — советы по адаптации ребенка на новом месте дала Варвара Лаврентьева, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра (ГППЦ), победитель Всероссийского конкурса «Педагог-психолог года России».

Почему переход в новую школу — это стресс

Психика человека стремится к надежным, привычным и понятным способам жизни. Когда ребенок идет в другую школу, то происходит полная смена его социального окружения: учителей, одноклассников, а также правил, обстановки.

«Адаптация — естественный процесс для человека любого возраста, в жизни которого произошли перемены. Оказаться в незнакомом коллективе и взаимодействовать, работать в нем — сильный стресс даже для взрослого, для ребенка тем более. Такие перемены вызывают у него тревогу: как меня примут, как оценят, найду ли я друзей и так далее», — рассказывает Варвара Лаврентьева.

Если переход в новую школу сопровождается другими стрессовыми факторами, например переездом или разводом родителей, то адаптироваться будет сложнее. Ведь в этом случае ему предстоит справляться сразу с несколькими источниками эмоционального напряжения. Даже если новые условия лучше, ребенок может эмоционально возвращаться в прошлое и прощаться с прежней жизнью — с конкретным местом, людьми, которые там его окружали и к которым он был сильно привязан. Это могут быть как друзья, так и близкие родственники.

Однако если в прежней школе ребенок чувствовал себя некомфортно, то перемены могут стать не травмирующим, а наоборот, позитивным событием, отмечает эксперт. Например, если на предыдущем месте учебы у него не сложились отношения со сверстниками.

Но Варвара Лаврентьева подчеркивает: даже если ребенок воспринимает смену школы положительно, это не отменяет стрессовый характер ситуации. Поэтому главная родительская задача — поддержать сына или дочь. При этом важно не ограждать ребенка от стресса, разочарований, научить его проживать эти состояния и справляться с ними.

Когда лучше переходить в другую школу

Переход в другую школу в начальных классах наименее болезненный, считает Варвара Лаврентьева. Дети в этом возрасте в первую очередь больше сосредоточены на учебе, а дружеские связи еще не успевают окрепнуть.

У школьников шестых — восьмых классов на первый план выходит общение, поэтому в этом возрасте адаптация проходит сложнее. Как правило, в школьном коллективе уже сформировался определенный костяк, куда новичку влиться будет непросто.

А вот в 9-11-х классах процесс адаптации у учеников, как правило, протекает легче и быстрее. В этом возрасте у подростков в приоритете личные интересы, профессиональное будущее, кроме того, у них больше опыта общения и более развитые коммуникативные навыки.

«Достаточно удачный момент, чтобы ребенок пошел в новую школу, — после четвертого, седьмого и девятого классов. Обычно в это время состав коллектива меняется: учеников перераспределяют по профильным и общеобразовательным направлениям, некоторые ребята уходят в профильные классы, старшеклассники — в колледжи. На место этих детей приходят новые, поэтому высока вероятность того, что в классе ребенок окажется не единственным новичком, а значит, освоиться ему будет проще», — поясняет Варвара Лаврентьева.

Она уточняет, что наилучшие периоды учебного года для смены школы или класса — сентябрь или первая четверть учебного года. Во время летних каникул устоявшиеся связи и роли между детьми ослабевают, и новенькому будет легче влиться и в коллектив, и в учебный процесс. Если перейти в школу в начале учебного года не получается, нужно постараться сделать это в начале новой четверти или триместра.

Как подготовить ребенка к переходу в новую школу

Больше всего детей пугает неизвестность, объясняет Варвара Лаврентьева. Специалист советует родителям начать подготовку к переходу в новую школу заранее. Например, за несколько недель до смены образовательного учреждения пройдите вместе с ребенком маршрут от дома до школы, погуляйте вокруг нее. Если есть возможность — зайдите в здание, походите по коридорам, узнайте, где находится столовая, туалеты. Изучив новую обстановку, ребенок будет чувствовать себя спокойнее в первый учебный день.

Также мамам и папам ученика важно заранее выстроить отношения с учителями и родителями одноклассников.

«Расскажите о своем ребенке — его характере, предпочтениях и увлечениях, расспросите об атмосфере и традициях в группе или классе, обсудите процесс включения новичка не только в учебу, но и досуг класса. После доверительно пообщайтесь со своим сыном или дочерью о перспективах на новом месте и расскажите о том, что узнали о школе или классе», — поясняет Варвара Лаврентьева.

В разговоре с ребенком главное — выбрать стратегию беседы, которая вам покажется наиболее подходящей. Можно поговорить о тревогах или ожиданиях, рассказать о своем опыте адаптации в новой ситуации или коллективе, приободрить или же разработать целую стратегию поведения в классе в первые дни. При этом постараться объяснить, что если что-то не получится, то в этом нет ничего страшного.

Важно учитывать и возраст школьника. Если ребенок достаточно взрослый, то ему может быть неприятна подобная опека со стороны родителей. Он может воспринять такое поведение как отсутствие веры в его самостоятельность, и родителям стоит предлагать свою помощь ненавязчиво.

Случается, что в старой школе остаются лучшие друзья, по которым ребенок тоскует. Тогда вместе поищите способы, как он сможет поддерживать общение после перехода на новое место учебы. В этом помогут современные средства связи: мессенджеры, видеозвонки. Объясните, что с друзьями из прежней школы можно и нужно встречаться.

Настрой родителей также крайне важен для адаптации. Ребенок считывает состояние и настроение мамы и папы. Он замечает сомнения, тревоги, страхи, даже если вслух они об этом не говорят. Задача взрослых — настроить сына или дочь на позитивный лад. Говорите, что все получится, а если возникнут трудности, то вы всегда поможете.

В любой ситуации на помощь придут учителя, прежде всего классный руководитель. Он знает характеры своих подопечных, их увлечения, какие традиции существуют в коллективе, ведь педагог не только работает с классом на занятиях, но и проводит с ним внеурочное время, например организует различные мероприятия: экскурсии, поездки, посещение театра и так далее. Если новенький, к примеру, увлекается спортом, учитель может посадить его рядом с учеником со схожими интересами. Или провести игру-знакомство среди ребят. Поэтому родителям важно еще раз напомнить своему ребенку, что по всем волнующим его вопросам он всегда может обратиться за помощью к классному руководителю, а при необходимости — к школьному психологу.

Что делать, если ребенку трудно адаптироваться в новой школе

Если переходу в новую школу сопутствует переезд, развод родителей, утрата близкого человека или другая стрессовая для ребенка ситуация, то в этом случае, вероятно, понадобится помощь специалистов. Взрослым и детям может быть тяжело справиться самостоятельно с такой нагрузкой. Например, разобраться в детско-родительских отношениях, пережить стресс помогут в Московской службе психологической помощи населению. Ее филиалы есть в каждом округе столицы. Узнать их адреса и контакты можно на сайте службы. Психологические консультации и тренинги для всех членов семьи организуют и в семейных центрах столицы. Всего в городе открыто 26 таких учреждений. Их полный список опубликован на портале «Мой семейный центр».

Также в новом образовательном учреждении ребенку стоит посетить школьного психолога, который поможет адаптироваться на новом месте и легче пережить перемены в жизни.

«Если отношения с одноклассниками в прошлой школе по каким-то причинам не складывались, объясните ребенку, что новое место — это возможность забыть прежний негативный опыт и выстроить отношения со сверстниками в другом, позитивном ключе. Важно, чтобы ребенок не ждал повторения пережитого сценария на новом месте. Обсудите с ним, что можно было бы изменить и улучшить в его общении и отношении со сверстниками. При необходимости в новой школе можно обратиться к школьному психологу, чтобы обсудить прошлый опыт и смело двигаться вперед», — объясняет Варвара Лаврентьева.

Также справиться с переживаниями от прошлого неудачного опыта общения со сверстниками в школе помогут психологи в территориальных отделениях Городского психолого-педагогического центра — они расположены во всех округах столицы.

Как помочь ребенку адаптироваться в школе

В новой школе ребенок не сможет избежать пристального внимания со стороны одноклассников. Классу также нужно время, чтобы привыкнуть к новичку.

Варвара Лаврентьева советует поддерживать новые знакомства ребенка. Если он согласен, запишите его на секцию, курсы или в кружок, на которые ходят его сверстники. Это поможет ему быстрее наладить общение с ними. Если ребенок ходит в начальную школу, то можно договориться с кем-то из родителей гулять после уроков вместе с детьми.

«То, насколько быстро адаптируется ребенок на новом месте, во многом зависит от поддержки родителей. Особенно остро этот период переживают подростки в шестых — восьмых классах — они могут протестовать, впадать в уныние. И здесь взрослым важно не давить на ребенка, дать ему возможность поверить в свои силы и выстроить с ним доверительные отношения. Уделяйте много времени общению. Спрашивайте о том, что интересного, важного происходит у ребенка в школе и как он к этому относится», — рассказывает педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра.

Она добавляет, что на время адаптации не стоит требовать только отличной успеваемости от ребенка. Иногда она даже может снизиться. Ведь все его силы уходят на то, чтобы познакомиться с новыми правилами, привыкнуть к новой манере преподавания педагогов, выстроить общение с одноклассниками. Но при поддержке взрослых через некоторое время ребенок вернется к прежним или даже лучшим оценкам.

Что касается перевода ребенка в другой класс, то это также лучше сделать в начале учебного года и желательно в те периоды, когда происходит смена состава школьных коллективов, то есть после четвертого, седьмого и девятого классов.

По словам Варвары Лаврентьевой, процесс адаптации в новом классе схож с адаптацией в новой школе, но проходит все же менее травматично для ребенка. Ему нужно привыкать к меньшему количеству новых обстоятельств, а значит, он испытывает меньше стресса. Для ребенка остается прежним маршрут от дома до школы, ему знакомо здание, в котором он учится, он знает традиции и правила школы. Если ученик меняет класс внутри одной образовательной организации, то гораздо выше вероятность того, что там будут знакомые сверстники и учителя. Кроме того, у него есть возможность общаться с бывшими одноклассниками, посещать общешкольные концерты, спортивные мероприятия, к которым он уже привык.

Однако и в этом случае перемены для ребенка являются стрессом.

Несмотря на то что ребенок остался в стенах той же школы, ему все равно предстоит привыкать к новым для него условиям: налаживать связи в коллективе и учитывать его традиции. Как поясняет Варвара Лаврентьева, этот процесс, как и в случае со сменой школы, может сопровождаться тревогой, беспокойством, падением успеваемости. В подобной ситуации тоже необходимы поддержка и внимание родителей.

Сколько длится период адаптации в школе и как он проходит

Процесс адаптации индивидуален, он продолжается от одного до трех месяцев, иногда до полугода.

«Переживания ребенка в процессе смены школы могут проявляться по-разному. Ребенок может начать спать днем, быстрее утомляться, отказываться от дополнительных занятий. Это нормальная реакция психики на перемены. Однако родителям важно быть чуткими к изменениям поведения школьника», — отмечает педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Варвара Лаврентьева.

Если ребенок стал проявлять себя нетипично, например спокойный стал непослушным, а активный — тихим, его успеваемость продолжает снижаться, а дружеских связей среди одноклассников он так и не создал, это явный сигнал к тому, чтобы обсудить ситуацию с классным руководителем или школьным психологом.

Городской психолого-педагогический центр — образовательная организация столицы, которая оказывает психологическую, педагогическую и социальную помощь:

— детям, которые испытывают трудности в учебе и общении;

— детям с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья;

— семьям таких детей.

В центре работают около тысячи специалистов, среди них педагоги-психологи, логопеды, дефектологи, инструкторы по адаптивной физкультуре. Основная часть услуг предоставляется бесплатно.

Во всех округах столицы открыто 36 территориальных подразделений. Записаться в центр на первичную консультацию можно на сайте ГППЦ или по телефону: +7 495 730-21-93.

Кроме того, ГППЦ тесно работает со школами Москвы. Его специалисты оказывают методическую поддержку учителям и школьным психологам — проводят обучающие семинары, конференции и индивидуальные консультации.

ГППЦ курирует такие городские проекты, как городская школьная служба примирения, центр помощи подросткам «Мы рядом», неотложная психологическая помощь для детей и подростков и другие.

Источник : Ссылка

   


Другие публикации в этой рубрике: Новости
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Пространство дискуссий

image
Призвание машин: новые технологии приходят на помощь борцам с картелями
image
Пятилетка хорошего самочувствия: что поменяется в системе здравоохранения к 2030 году
image
Мирный атом: в чем сила лекарств, которые живут считанные часы
image
Устали расхлебывать: прокурор обвинил производителей продуктов питания в обмане покупателей
image
Положено бесплатно: когда не стоит спешить с покупкой лекарств
image
Лекарства стратегического значения: новая передышка
image
Доктор будущего из “человейника”: о чем говорили на конгрессе пациентов
image
Тихая война XXI века: бактерии, которые мы сами сделали неуязвимыми

Медицинский видеолекторий

image
Какую обувь выбрать на лето - советы подиатра
image
Программа 5R для нормализации функций ЖКТ
image
Семейное образование: сохранение здоровья, целенаправленность обучения и воспитания
image
Пищевая непереносимость, как она сказываются на качестве жизни и течении хронических заболеваний

PROздоровье

image
Как помочь ребенку при прорезывании зубов: советы специалиста
image
Невролог рассказала, что зимняя обувь должна быть безопасной, иначе будут проблемы
image
Врач перечислил простые правила долголетия
image
Нужно ли давать печени отдохнуть перед праздниками: мнение специалиста
image
Отоларинголог рассказала, почему зимой у детей обостряются проблемы с аденоидами
image
Врач назвала самые полезные для сосудов продукты
image
Офтальмолог рассказала, насколько опасен для человека лопнувший сосуд в глазу
image
Кардиолог рассказал, что компьютерные игры могут спровоцировать смертельную аритмию
image
Постоянное чувство голода может быть признаком опасных болезней: мнение эксперта
image
Диетолог рассказал, что регулярное употребление чая снижает риск болезней сердца на 20%
image
Какие пластические операции можно делать одновременно: мнение специалиста
image
Врач рассказала, есть ли польза от солевой лампы при ОРВИ
image
Польза кофе для людей с нарушениями ментального здоровья: ученые
image
Косметолог рассказала, поможет ли коллаген стать моложе
image
Что влияет на здоровье позвоночника ребенка: мнение специалиста
image
Как уберечься от морщин: советы эксперта

Новости

image
Более 90 новых цифровых рентген-аппаратов заработали с начала года в Подмосковье
image
Сергей Собянин объявил о завершении строительства центра хронических болезней
image
Подмосковный нарколог рассказал, почему опасны конфеты с алкоголем
image
ФАС отозвала письма о нарушении законодательства производителями дженериков
image
Соответствующие требованиям Росздравнадзора фармвузы внесут в единый реестр
image
Аналитики посчитали, как ИИ используется в разработке препаратов
image
Центр лекобеспечения закупит для «Круга добра» препарат от СМА за 4,7 млрд рублей
image
Росстат опубликовал данные о ценах на лекарства в ноябре
image
Подмосковные врачи помогли пациенту навсегда избавиться от тахикардии
image
Подмосковные хирурги спасли новорожденного с редким пороком легкого
image
С начала года в больницы Подмосковья по программе «Приведи друга» трудоустроились почти 600 человек
image
Почти 200 тренингов по профилактике выгорания провели для педиатров в Подмосковье с начала года
image
В Московской области реабилитацию после перенесенных заболеваний прошли почти 100 тыс. человек
image
Столичный завод начинает производство биотехнологических лекарств полного цикла
image
Минздрав РФ утвердил порядок применения клинических рекомендаций
image
FDA одобрило первый ИИ-инструмент для клинических испытаний препаратов

Контакты

...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 198-70-20   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница