Ирина Вихляева: «Мы в постоянном поиске: как лучше учить?»

image

05.03.2021 2209

Порой нам трудно сразу понять, чего хочет от нас Небо, называем ли мы его судьбой, Богом или ещё как-то. И в момент, когда с нами происходит что-то важное, часто вопрошаем: «Зачем и для чего это случилось с нами?» И только много лет спустя вдруг становится ясно, куда вела нас судьба такими, казалось бы, окольными путями. Об этом и многом другом мы побеседовали с директором Наро-Фоминского филиала Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права, к. э. н. Ириной Вихляевой.

– Ирина Валентиновна, ваша мама работала учительницей. Как вы думаете, есть ли какая-то закономерность в том, что, пойдя сначала по другой профессиональной стезе, вы уже почти 20 лет работаете в области образования и всё-таки окончили Московский областной пединститут. Что это: наследственная предрасположенность к педагогике, призвание или случайность? Расскажите, какими путями судьба привела вас на должность ректора, в которой вы успешно трудитесь уже многие годы?
– Вопросы судьбы, провидения – сложные, тут никто не может похвастаться, что владеет истиной. Но я точно знаю, что родилась в октябрьский день, который наша страна празднует как День учителя… Нельзя сказать, что моя семья как-то целенаправленно подталкивала меня к педагогике. Но мне хочется сердечно поблагодарить свою маму за то, что научила меня учиться, привила любовь к самому процессу получения знаний. А вообще-то в детстве я хотела стать врачом, лечила кукол, друзей, братьев.


Но при этом я постоянно помогала одноклассникам, потом однокурсникам разбираться в каких-то сложных темах, разделах, мне это было несложно, в удовольствие. Окончив школу, решила поступать в медицинский вуз, выбрала два, но на всякий случай подала документы ещё и в педагогический. Я сдала в нём все экзамены, но потом решила, что это всё же не моё, и забрала документы. Интересно, что много лет спустя судьба привела-таки меня туда!


Но тот год стал для меня поучительным: я вообще не поступила ни в один вуз! И родители посоветовали не пытать счастья в институтах далёких городов, а начать обучение в родном Наро-Фоминске, где только что открылось медучилище. Учёба там оказалось очень интересной, практико-ориентированной, мы много времени проводили в больницах. А потом меня как лучшую выпускницу направили на работу в отделение анестезиологии и реанимации Центральной районной больницы. Это был очень ответственный, сложный труд, не дающий права на ошибку, требующий полного погружения. Однако мечты о продолжении образования меня не оставляли, хотя период для страны был сложный, и решиться было непросто, тем более что я уже стала мамой.


В 1996 году в Наро-Фоминске открылся учебно-образовательный пункт Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права. И одноклассники, зная мою любовь к учёбе, предложили мне попробовать поступить туда. Конечно, профессии, которым там обучали, были далеки от медицины. Мы даже собрали семейный совет, чтобы обсудить, стоит ли мне поступать туда. И всё-таки я решилась! Учиться было интересно, к нам приезжали замечательные педагоги. Институт я окончила с отличием по специализации «финансовый менеджмент». По окончании мне предложили поступить в аспирантуру института в Санкт-Петербурге, я согласилась. 

Будучи аспиранткой, впервые попробовала преподавать, и эта сфера меня захватила. Позже мне предложили административную должность в филиале института в родном городе. Так я стала замдиректора по учебной работе. Мне очень нравилось общение со студентами, и я развила активную воспитательную, патриотическую деятельность. В начале 2006 года мы блестяще прошли аккредитационную экспертизу. Я благодарю за это наших выпускников, показавших высокий класс при защите дипломных проектов. Они продемонстрировали, что наше учебное заведение выпускает прекрасных специалистов. Руководитель филиала в 2006-м по возрасту сложил полномочия, и Рособрнадзор предложил мою кандидатуру на вакантное место руководителя филиала.

– Какие достижения вы можете назвать главными за 14 лет вашего руководства?
– Мы в три раза увеличили число специальностей, по которым можно обучаться в филиале, а количество студентов возросло вдвое.
Студенты у нас практически все из нашего городского округа. Большинство из них обучается без отрыва от работы, на вечерней или заочной формах. Возраст – от 17 до 35 лет, больше половины – семейные люди. Когда к нам приезжали коллеги из филиалов вуза, они всегда удивлялись интенсивности студенческой жизни у нас, тому, как могут студенты, загруженные работой, учёбой и семьёй, так активно участвовать в конференциях, конкурсах, театральных представлениях, капустниках.

У нас проходят прекрасные выпускные вечера. Научная жизнь студентов тоже кипит. Свидетельством высокого уровня их подготовки служат победы в областных, региональных и всероссийских конкурсах. Только в 2017 году мы завоевали первые места в XII международном конкурсе работников образовательной сферы «Инновационные технологии XXI века», международном конкурсе научно-исследовательских работ «Перспективы науки», всероссийской выставке «Образование», а также второе место в премии губернатора Московской области «Наше Подмосковье».

Хочу также отметить, что мы активно сотрудничаем со справочно-правовой системой «Консультант Плюс» и ежегодно участвуем во всероссийском конкурсе «Даём старт профессионалам», где мы были неоднократно лидерами и занимали призовые места. И ещё наших студентов много раз приглашали на стажировки в Молодёжное правительство Калужской области.

– Сколько выпускников за годы вашего руководства выпустил филиал? 
– Специалистов – 525 человек. И 372 бакалавра.

В 2011 году вы открыли первое в районе частное учреждение среднего профессионального образования – ЧОУ СПО «Современный бизнес-колледж». Чем было вызвано такое решение? Расскажите об этом своём детище.
– Идея открытия бизнес-колледжа нового типа родилась задолго до его основания. Получив успешный опыт в высшем образовании, хотелось транслировать накопленные знания, умения и навыки на «предыдущую ступень». Мы пытались сотрудничать со школами, но они с трудом шли на контакт с негосударственным образовательным учреждением.

И тогда мы пришли к идее создания собственного учреждения среднего профессионального образования. Это заведение должно было основываться на принципах активного развития и интеллектуальных достижений учащихся, пришедших к нам из школ. При этом мы не строили воздушных замков, понимая, что ребята к нам придут разные, и сложные в том числе.

Перед открытием колледжа мы провели очень большую работу по изучению конъюнктуры рынка, определили востребованные на территории профессии, учли требования бизнес-сообщества.
Колледж мы открыли легко, но через пару месяцев осознали, что работать там нужно совсем по-иному, чем в институте. Преодолеть эту ступень роста помогли педагоги своим тактом и любовью к работе. Они смогли изменить отношение ребят к образованию. Не всё и не у всех сразу хорошо получалось, но мы всегда давали ученикам второй шанс. Результат превзошёл ожидания: выпуск получился блестящим, а ребята и их родители были просто счастливы!

Как раз в этот период мы решили всем коллективом пойти учиться в Московский областной пединститут. Мы вообще постоянно в поиске: как лучше, профессиональнее учить? И в результате этих поисков оказались на волне тренда взаимодействия с работодателями, в чём нам сильно помогает Наро-Фоминская ТПП. Один из ярких совместных проектов с ней – например, «Начинающий предприниматель». В его рамках бизнесмены вели уроки в школах и готовили команды школьников к бизнес-игре.

– Как вы справляетесь с трудностями, принесёнными образовательным учреждениям коронакризисом? Что-то положительное вынесли из этого опыта?
– «Коронавирус и образование» – особая тема. Цифровизация обучения для нас не нова, мы давно создали электронную образовательную среду, собирали электронные портфолио, проводили онлайн-лекции. И всё-таки в этот период много нового для себя почерпнули и педагоги, и студенты. И мы продолжаем совершенствовать эти навыки.

– В 2009 году вы были впервые избраны депутатом Совета депутатов Наро-Фоминска, в 2013 году подтвердили свой статус и делегировались в Совет депутатов Наро-Фоминского муниципального района, где представляли интересы родного города. В 2017-м вновь избраны депутатом Совета депутатов Наро-Фоминского г. о. по одномандатному округу. Всё время своей депутатской деятельности вы большое внимание уделяли поддержке молодёжных проектов. Каких именно?
– На протяжении двух лет я являюсь куратором Молодёжного парламента при городском Совете депутатов. Моя роль заключается в координации деятельности этого органа, корректировке его развития. Мне очень нравится работать с яркими, амбициозными, генерирующими массу идей ребятами. Сотрудничество у нас построено на принципах взаимного доверия и уважения, активного диалога. Вот лишь несколько проектов, которые удалось реализовать в результате этого партнёрства: Кубок Молодёжного парламента и Молодёжный форум. Очень большой вклад члены Молодёжного правительства внесли в волонтёрское движение во время пандемии.

– У вас есть возможность отслеживать тенденции в образовательных процессах, происходящих в стране, не только как у руководителя, но и с точки зрения мамы двух дочек, причём с большой разницей в возрасте. С этого ракурса: что стало лучше, а что – хуже, скажем, в нашей средней школе?
– Как мама дочек с 19-летней разницей в возрасте, я не вижу большого различия между школой 15-летней давности и нынешней. Что старшей моей дочке нравилось, что младшей очень нравится учиться. Но, пожалуй, у младшей больше возможностей в плане дополнительного образования.

– Каковы ваши ближайшие планы и цели?
– В планах у меня постоянно – поиск новых качественных методов, в том числе и в управлении. Это даже заставило меня вновь «сесть за парту»: сейчас учусь в национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и надеюсь, что результат вырастет в большой проект. Я вошла в команду единомышленников, желающих скорректировать концепцию развития образования в нашем округе. Это поможет направить траекторию и моего профессионального развития в соответствии с вызовами времени. Одной из своих профессиональных целей считаю интеграцию основного и профессионального образования по алгоритму «школа – колледж – вуз – предприятие». А вообще, целей и планов у меня, как всегда, в избытке!
 

Источник : Ссылка

   


Другие публикации в этой рубрике: Новости
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"
Нефопам р-р д/ инфузий и внутримышечного введения 10мг/мл 2мл №2 шприц-тюбик (аналог Акупан)

Пространство дискуссий

image
Двадцать человек пойдут под суд за ввоз в Россию и продажу незарегистрированных лекарств на миллиард рублей
image
И от давления, и от облысения: как побочные эффекты одних лекарств помогают создавать другие препараты
image
Как не попасть на удочку нутрициолога-недоучки и сохранить здоровье
image
Россиян пугают пандемией холеры
image
Когда государство займется проблемой профориентирования школьников?
image
Донорам крови хотят дать новые льготы и преференции
image
Стакан наполовину пуст или полон: почему россияне не бросают пить и курить
image
Росздравнадзор получил больше возможностей для проверок аптек и клиник

Медицинский видеолекторий

image
Синдром дырявого кишечника
image
Инсулинорезистентность: особенности заболевания и возможности коррекции
image
Главное правило долгожителей и просто здоровых людей – пить много воды, но обязательно учитывать коэффициент диссимметрии
image
Преждевременное старение и какое влияние на этот процесс оказывают AGEs (конечные продукты гликирования)

PROздоровье

image
Врач объяснила, как без вреда для здоровья выходить из Великого поста
image
Врач рассказал, как избежать травм в саду и огороде
image
Дерматолог пояснила, чем опасно солнце
image
Названы симптомы, при которых нужно срочно провериться на диабет
image
Эндокринолог Павлова: для похудения можно «активировать» в теле бурый жир
image
Врач рассказала, почему рыба к молоку подходит, а кофе нет
image
Ученые выяснили, чем полезны поездки на дачу
image
Россиянам объяснили, что делать, если обжегся на шашлыках
image
Профессор Корсунский: Основы активного долголетия закладываются в детстве
image
Гастроэнтеролог Дарья Утюмова назвала картошку самым вредным овощем
image
Дерматолог Андрян: у любителей позагорать кожа стареет быстрее
image
Диетолог порекомендовала отказаться от поедания кулича на ужин
image
Облысение — главный кошмар мужчин во всем мире. Как они воюют с лысиной и в каком случае это бесполезно?
image
Что происходит с ребенком в утробе, когда мама смеется
image
Врач ответила, сколько можно съедать куличей на Пасху
image
Ребенок разговаривает сам с собой: причины и когда начинать беспокоиться

Новости

image
В новый список антироссийских санкций попали два дистрибьютора медизделий
image
Минпромторг намерен упростить импорт маркированных товаров
image
ВОЗ рекомендовала новый состав вакцин от коронавируса
image
Врачи Долгопрудненской больницы предупреждают: ковыряться в ухе - опасная затея
image
Главный педиатр Подмосковья призвала не давать детям магазинные куличи из-за их состава
image
Более 3,5 тыс. звонков обработала «горячая линия» по паллиативной помощи в Подмосковье с начала года
image
Почти 4 тыс. подмосковных педиатров прошли тренинги по профилактике профессионального и эмоционального выгорания
image
Сергей Собянин рассказал, как нейросети помогают московским врачам
image
Производитель отозвал регистрацию детской вакцины «Инфанрикс»
image
Передача данных о БАД через ЭДО стала обязательной
image
Правительство утвердило стандарт целевого обучения
image
Лицензирование назвали заслоном от недобросовестных поставщиков в сфере ДПО
image
Названы побочные эффекты препаратов при лечении COVID-19 в России
image
Правительство уточнило механизм формирования запаса лекарств для подопечных «Круга добра»
image
Серпуховские врачи провели уретропластику 69-летнему мужчине, взяв материал с внутренней стороны щеки
image
Учебный центр НИКИ детства проводит арт-терапевтические тренинги для врачей

Контакты

...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 730-55-50   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница