Станция-призрак и кошки-хранители: что скрывает ночное метро

image

22.02.2021 3765

В Московском метрополитене возобновили экскурсии, в том числе ночные. Во Всемирный день экскурсовода рассказываем, какие тайны откроет ночное метро.

Прокатиться на ретропоезде 1930-х годов и побродить по непривычно безлюдному метро, увидеть станцию-призрак и посмотреть, где ночуют составы. У москвичей снова появилась такая возможность — в феврале возобновили экскурсии по метро, в том числе ночные. Это проект «Метротур», подготовленный совместно Московским метрополитеном и Музеем Москвы.

«Наши пассажиры очень ждали возвращения ночных познавательных прогулок по метро с опытными экскурсоводами. А мы рады, что снова можем рассказать им об истории самого красивого метрополитена, показать его с необычной стороны и погрузить гостей в атмосферу прошлого. Такие экскурсии всегда пользовались большим спросом. А жемчужина ночной экскурсии — поездка на ретропоезде из вагонов типа А, построенных в 1930-е годы. Разница между ними и самым современным составом “Москва-2020” — почти век, но старые вагоны по-своему очаровательны и уютны», — подчеркивает заместитель начальника Московского метрополитена по управлению персоналом Павел Ковалев.

Экскурсии проводят с соблюдением санитарных требований, а размер группы не превышает 45 человек в трех вагонах. По словам Павла Ковалева, это половина от обычной численности гостей, которая была в 2019-м и начале 2020-го.

Коты-хранители и здание с башней

Участники ночной экскурсии собираются на станции «Измайловская». Гостей делят на три группы строго по 10 человек. Такова реальность, связанная с COVID-19. Направляемся в сторону депо «Измайлово», одного из старейших в столице.

В зимней темноте сложно разглядеть главное украшение здания — небольшую башню с часами. Это еще одно напоминание об эпохе — депо открыли в 1950 году, оно стало третьим в Москве. Сегодня депо обслуживает самую длинную линию метро — Арбатско-Покровскую. Ее протяженность — более 45 километров.

«Депо “Измайлово” примечательно тем, что это единственное депо, в котором обслуживались практически все типы вагонов, существовавшие на протяжении всей истории московского метро, кроме самых последних — вагонов серии 760/761 “Ока”, “Москва” и “Москва-2020”», — рассказывает главный специалист экскурсионного бюро «Метротур» центра профориентации Московского метрополитена Егор К.

Проходим в просторный ангар — неф, как его называют сотрудники. Здесь небольшая экспозиция раритетных поездов, которые уже вывели из эксплуатации. Из-за вагонов за гостями наблюдают коты — местные жители. Это интересная особенность столичных депо: в них живут целые кошачьи семейства. Еще в 1950-е годы питомцев завели, чтобы охранять помещения от грызунов. А живущие сегодня в «Измайлове» животные — прямые потомки тех кошек.

В следующем ангаре обслуживают основной подвижной состав — преимущественно вагоны типа «Русич», курсирующие по синей линии. Депо рассчитано на 22 полных состава по пять двухсекционных вагонов (при максимальной загрузке). Здесь поезда осматривают после смены, обслуживают, а при необходимости ремонтируют. На небольшой мойке составы «принимают душ»: вагоны медленно проезжают сквозь специальный бокс с закрепленными щетками.

Кстати, далеко не все составы приезжают на ночь в депо. Большинство поездов «спят» прямо на станциях или в оборотных тупиках.

Станция-призрак

Главный секрет депо «Измайлово» — это станция-призрак. Первая станция «Первомайская» эксплуатировалась семь лет, с 1954 по 1961 год, и была конечной на Арбатско-Покровской линии. Затем она была законсервирована и стала частью депо.

«Станция изначально планировалась как временная, на пять-шесть лет. Получилось семь лет. Но при этом архитекторы постарались: они не могли себе позволить даже с временной станцией ударить в грязь лицом и открыть что-то некрасивое. Тогда еще не было постановления о ликвидации излишеств в архитектуре и строительстве, которое принял Хрущев. Все строилось по “сталинским лекалам”: помпезно и дорого», — рассказывает Егор К.

Сегодня историческая станция, последний поезд с которой ушел 60 лет назад, выглядит совсем иначе. В бывшем вестибюле с кессонными потолками и белыми мраморными колоннами сделали актовый зал. Здесь проводят разные мероприятия для сотрудников. На месте кассовой зоны, под аркой, расположилась небольшая сцена с пианино. Гостей приветствуют сотрудники в исторической униформе — именно так она выглядела в 1930-е. И разделение на мужскую и женскую форму появилось в те же годы.

Сейчас в нефе, где находилась станция «Первомайская», на месте демонтированной платформы располагается цех по обточке колесных пар. На стенах станции можно увидеть советскую лепнину, в солнечные дни даже можно разглядеть следы старого названия «Первомайская».

В этом цехе находится уникальный опытный вагон типа 81-740 «Скиф» под номером 0001. Позднее уже доработанная модель получит название «Русич». А экспериментальный головной вагон приспособили под учебный класс, где принимают экзамены у будущих машинистов.

Предшественники «Москвы»: какими были первые поезда в метро Подземный фронт: как удавалось строить метро во время войны

Назад в прошлое

После осмотра депо начинается самая захватывающая часть ночной экскурсии — настоящее путешествие в прошлое на легендарном составе из вагонов типа А. Такие поезда курсировали в столичном метро в 1930-е годы. Несколько лет назад три вагона восстановили, теперь они могут перевозить пассажиров.

В каждом раритетном вагоне — по 10 человек и экскурсовод. Оригинальный интерьер воссоздан практически полностью. Вместо привычных сидений — темно-коричневые кожаные диваны. Темно-зеленые стены украшены имитацией линкруста. В 1930-е этот материал использовали для внутренней облицовки вагонов, но позднее его заменили из-за пожароопасности.

Звучит свисток, зажигаются плафоны с приглушенным желтым светом, состав медленно выезжает из депо в московскую снежную ночь.

Желто-зеленый состав по цвету отличается от знаменитого ретропоезда «Сокольники». Как рассказывает Мария Никитина, ведущий методист Музея Москвы, первоначально предполагалось, что поезда типа А будут кремово-бежевыми, но позднее от такой расцветки отказались и сделали их более яркими, желто-зелеными.

Несколько отличаются и сиденья в поезде от тех, что были в составе типа А 1934 года. Те диваны были набиты конским волосом, а эти более современные — с поролоновой основой.

Говоря об особенностях легендарного состава, стоит отметить и герб Москвы 1930-х годов на корпусе вагона. На нем, кроме хорошо известных символов серпа и молота, а также красной звезды, в центре изображен Монумент советской конституции. До 1941 года он находился на Тверской площади, сегодня на этом месте установлен памятник Юрию Долгорукому.

По ночным путям

Ночной маршрут начинается на «Партизанской» Арбатско-Покровской линии и заканчивается на «Киевской» Филевской линии. Оказаться на голубой ветке удалось потому, что состав проезжает по спецучастку, с 50-х годов закрытому для пассажирских поездов.

Часть станций на этом пути построили и открыли в годы войны. Так, в 1944 году в эксплуатацию ввели «Бауманскую», «Электрозаводскую», «Сталинскую» (переименованную в «Семеновскую»), «Измайловский парк культуры имени Сталина» (сегодня — «Партизанская») и «Электрозаводскую».

«Эти станции имеют свою особенность. Часто их проектные названия и архитектурные решения воплощались с большими изменениями», — отмечает Мария Никитина.

Первая остановка — станция «Партизанская», открытая в годы войны. Она должна была носить другое название — «Стадион имени Сталина» — и выглядеть совершенно иначе. Станция, согласно генплану 1935 года, задумывалась как часть сложной системы города. Однако война помешала амбициозным планам, но «Партизанская», как и в первоначальном проекте, осталась трехпутной.

Проезжаем «Семеновскую» и выходим на «Электрозаводской», еще одной военной станции. Безлюдное ночное метро по-настоящему удивляет: появляется возможность остановиться и спокойно рассмотреть потрясающую архитектуру подземки, заметить множество интересных деталей, на которые обычно не обращаешь внимания. Например на удивительный потолок с полусферами и спрятанными в них лампами.

Едем дальше, любуемся пустой станцией «Площадь Революции» и… оказываемся на станции «Александровский сад» Филевской линии. Такой маневр получился благодаря служебно-соединительной ветви. Она используется для перевода составов с одной линии на другую. За станцией «Площадь Революции» пути расходятся на два тоннеля — на «Александровский сад» и на «Арбатскую».

Пассажирские поезда по ней не ходят, но для ретропоезда сделано исключение. Кстати, до 1950-х годов этот спецучасток использовали для движения составов от «Площади Революции» до «Киевской». Именно станция, расположенная на Филевской линии, была открыта первой, еще в 1937 году, а две другие «Киевские» приняли пассажиров уже в 1950-е. Тогда же был построен отдельный путь для движения по Арбатско-Покровской линии, а спецучастком стали пользоваться только в служебных целях.

Следующая небольшая остановка после «Александровского сада» — на Смоленском метромосту через Москву-реку. В ночной метели сложно разглядеть столицу, но в хорошую погоду с него открывается прекрасный вид на город.

Ретропоезд останавливается на «Киевской», высаживает пассажиров и уезжает в тоннель. На память остаются фотографии и карта «Тройка» с оригинальным дизайном. Следующее путешествие состоится уже в марте, такие экскурсии проводят раз в месяц по графику.

Источник : Ссылка

   


Другие публикации в этой рубрике: Новости
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"
Альбумин раствор для инфузий 10% фл. 100мл

Пространство дискуссий

image
Двадцать человек пойдут под суд за ввоз в Россию и продажу незарегистрированных лекарств на миллиард рублей
image
И от давления, и от облысения: как побочные эффекты одних лекарств помогают создавать другие препараты
image
Как не попасть на удочку нутрициолога-недоучки и сохранить здоровье
image
Россиян пугают пандемией холеры
image
Когда государство займется проблемой профориентирования школьников?
image
Донорам крови хотят дать новые льготы и преференции
image
Стакан наполовину пуст или полон: почему россияне не бросают пить и курить
image
Росздравнадзор получил больше возможностей для проверок аптек и клиник

Медицинский видеолекторий

image
Синдром дырявого кишечника
image
Инсулинорезистентность: особенности заболевания и возможности коррекции
image
Главное правило долгожителей и просто здоровых людей – пить много воды, но обязательно учитывать коэффициент диссимметрии
image
Преждевременное старение и какое влияние на этот процесс оказывают AGEs (конечные продукты гликирования)

PROздоровье

image
Врач объяснила, как без вреда для здоровья выходить из Великого поста
image
Врач рассказал, как избежать травм в саду и огороде
image
Дерматолог пояснила, чем опасно солнце
image
Названы симптомы, при которых нужно срочно провериться на диабет
image
Эндокринолог Павлова: для похудения можно «активировать» в теле бурый жир
image
Врач рассказала, почему рыба к молоку подходит, а кофе нет
image
Ученые выяснили, чем полезны поездки на дачу
image
Россиянам объяснили, что делать, если обжегся на шашлыках
image
Профессор Корсунский: Основы активного долголетия закладываются в детстве
image
Гастроэнтеролог Дарья Утюмова назвала картошку самым вредным овощем
image
Дерматолог Андрян: у любителей позагорать кожа стареет быстрее
image
Диетолог порекомендовала отказаться от поедания кулича на ужин
image
Облысение — главный кошмар мужчин во всем мире. Как они воюют с лысиной и в каком случае это бесполезно?
image
Что происходит с ребенком в утробе, когда мама смеется
image
Врач ответила, сколько можно съедать куличей на Пасху
image
Ребенок разговаривает сам с собой: причины и когда начинать беспокоиться

Новости

image
В новый список антироссийских санкций попали два дистрибьютора медизделий
image
Минпромторг намерен упростить импорт маркированных товаров
image
ВОЗ рекомендовала новый состав вакцин от коронавируса
image
Врачи Долгопрудненской больницы предупреждают: ковыряться в ухе - опасная затея
image
Главный педиатр Подмосковья призвала не давать детям магазинные куличи из-за их состава
image
Более 3,5 тыс. звонков обработала «горячая линия» по паллиативной помощи в Подмосковье с начала года
image
Почти 4 тыс. подмосковных педиатров прошли тренинги по профилактике профессионального и эмоционального выгорания
image
Сергей Собянин рассказал, как нейросети помогают московским врачам
image
Производитель отозвал регистрацию детской вакцины «Инфанрикс»
image
Передача данных о БАД через ЭДО стала обязательной
image
Правительство утвердило стандарт целевого обучения
image
Лицензирование назвали заслоном от недобросовестных поставщиков в сфере ДПО
image
Названы побочные эффекты препаратов при лечении COVID-19 в России
image
Правительство уточнило механизм формирования запаса лекарств для подопечных «Круга добра»
image
Серпуховские врачи провели уретропластику 69-летнему мужчине, взяв материал с внутренней стороны щеки
image
Учебный центр НИКИ детства проводит арт-терапевтические тренинги для врачей

Контакты

...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 730-55-50   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница