Юрий Евич: Нужно сделать рывок и создать транспорт для поля боя, который будет эффективно вывозить раненых

image

27.01.2025 13620

Юрий Евич — наш добрый друг, постоянный гость проекта “Чувство Родины”, основатель проекта "Технологии выживания", руководитель курсов «Тактическая медицина», автор пособий и книг. Начал свою службу в Новороссии в апреле 2014 года командиром Первого Добровольческого медицинского отряда. Сегодняшнее наше интервью — о том, что поменялось в области тактической медицины за почти что три года с начала СВО.

image

— Мы уже с вами обсуждали основную проблему тактической медицины, что контрактники и добровольцы, которые идут сейчас на фронт, подписывают контракт, но не имеют достаточных навыков и знаний и что сама подготовка является недостаточной. И это приводит к большим жертвам. Что-нибудь меняется в этой связи? Что происходит в этом отношении?

— Изменения идут, главным образом снизу: все больше людей, изучивших тактическую медицину, начинает на местах обучать население. Я не слышал про обучение со стороны силовых структур. То есть по-прежнему это остается частной инициативой отдельных командиров. Если командир договорился с активистами и те приехали в его подразделение, то там проведены занятия по тактической медицине. Есть подразделения, в которых служат толковые люди, которые научились у наших инструкторов, либо просмотрели наши видеоролики, прочитали книги — это, конечно, худший вариант, но это тоже работает. Где-то сами создали медслужбу в подразделении — это еще лучше. 

Если таких инициативных людей нет, то ничего не делается в плане обучения тактической медицины, ну или почти ничего. Есть некие учебные центры от Министерства обороны, там есть некоторое количество инструкторов, они, конечно, работают, но это капля в море по сравнению с тем, сколько нужно.

Большой плюс, что, в отличие от большинства воинских специальностей, где каждый инструктор учит, как Бог на душу положит, в меру своих представлений, в сфере тактической медицины создана единая система обучения, по ней собраны методические фильмы, и всех людей обучают более-менее по одному стандарту. Исключение, конечно, случаются, но в целом система такая, как я описал. Я надеюсь, что Божьей милостью в ближайшие месяцы у меня состоится встреча с министром обороны, и я смогу донести до него эти тезисы, потому что это важнейшая область боевого обеспечения в ходе идущей сейчас СВО.

— Я всегда считал, что лучше использовать опыт всех, в том числе и наработки зарубежных специалистов. Можем мы что-то взять из американского там израильского опыта по тактической медицине?

— Какой-нибудь “Мерседес 600” — хорошая машина, с этим никто не поспорит. Но теперь представьте, что вы проживаете в деревне, и у вас этот самый “Мерседес 600”. Дорога, которая ведет к ней, осенью и весной проходима только трактором, а в основные сезоны глубина колдобин достигает полуметра… Будет вас радовать ваш “Мерседес”? Или больше толку будет от нашего “козлика”, старого доброго УАЗа? При этом и УАЗа есть колеса, и у “Мерседеса”. Есть руль, двигатель, некоторые запчасти можно даже взаимозаменить, если сильно постараться, но в целом для “деревни” нужно принципиально другое решение. Думаю, вы поняли мою аналогию.

Вдобавок все, что было в западной системе применимого для наших условий, мы давным-давно уже взяли. При этом, не зная сути боевых действий, не бывая почти на поле боя, сложно предложить что-то реально работающее. Это как давать советы жителю деревни, хотя деревню ты видел только на карте. 

У американцев хорошее финансирование, очень четко организованная структура на всех уровнях, много времени на обучение личного состава, плюс еще десяток факторов, соответственно, выработана некая система. В наших условиях она не воспроизводима: у нас нет столько денег, у нас нет такой управленческой структуры, у нас нет таких организационных структур, у нас нет столько времени на обучение людей — это, прежде всего. 

— Ну, хорошо, когда речь идет о населении, понятно, что сложно ожидать, что оно само будет этому обучаться, но почему это отсутствует у силовых структурах? Почему нет специального обучения, почему не организовано?

— Относительно простого населения: то, что у нас это не организовано — большое упущение. Уже есть указ президента о создании системы территориальной обороны, губернаторы обязаны в своих регионах массово готовить население по военке, в том числе, и по тактической медицине. На Сахалине, например, местные активисты, которые обучают теробороне, стали регулярно получать поддержку от местных властей. От меня властям привет, поклон и уважуха. Но у них близость к Японии — со всеми вытекающими последствиями, и руководство это понимает. А в остальных регионах большой России власти чаще всего думают, что их все это не коснется. В армии тоже не все благополучно — иначе отсутствие должного обучения не объяснить. Если коротко, то везде имеет место быть человеческий фактор и, мягко говоря, пассивность и безграмотность тех, кто должен за это отвечать. 

Говоря о тактической медицине, не следует забывать и о таком аспекте, как эвакуация раненых. И там ситуация критическая. Первой помощи на фронте мы людей более-менее обучили, но теперь они столкнулись с тем, что: вот он его перевязал, обезболил, а что дальше с ним делать? Раненого надо убирать в тыл. 

Как это сделать, когда идет активное действие вражеских ударных дронов, минометов, артиллерии? Пешком не вынесешь — группу “размотают”. И раненые вынуждены подолгу ждать помощи, это никуда не годится вообще. Мы в нашем подразделении используем самые разные виды транспорта, в том числе экспериментальные. Не могу нарадоваться. На днях подводили итоги. 

У нас в подразделении время с момента ранения до оказания врачебной помощи раненому от 10 минут до часа, а время эвакуации в стационарное лечебное учреждение — от часа до нескольких часов. Конечно, это результат большой коллективной работы. Очень толковое командование, подготовленный личный состав, много транспорта разнообразного, узкоспециализированного, хорошая связь — короче, много факторов сошлись вместе, чтобы получить такой результат. 

При этом мы не останавливаемся на достигнутом. Мы ищем новые виды транспорта, которые можно будет применять под огнем на поле боя и обеспечивать высокую надежность эвакуации раненых. В этом направлении мы и работаем: ищем транспорт, людей. Важно, чтобы транспорт был отечественный, производился в России.

Сейчас у нас в отряде идет большое расширение. Берем новых бойцов. Особо приглашаем людей, которые умеют водить и готовы ремонтировать технику, вывозить раненых из-под огня, мы сейчас создаем специальную эвакуационную службу. Будет очень интересная работа, очень рискованная. Так что тех, кто готов пожертвовать собой, спасая других, милости просим. Кто сам воевать не готов, могут поддержать наш отряд финансово.

— Юрий Юрьевич, а какой целевой показатель должен быть при эвакуации раненого? Насколько я помню, турникет можно всего на два часа установить.

— Есть много тонкостей. По-хорошему, если вы рану затампонировали и гемостатиком забили, то жгут вообще нужно убирать. В любом случае лежать в ледяной воде раненому сутками - никуда не годится. 

— То есть это должно быть несколько часов? Какой предельный срок?

— В идеале нужно стремиться к часу. При этом отец западной тактической медицины, Уоррен Фарр, уникальный человек, сказал следующее перед этой военной операцией:  “Какой золотой час, о чем вы? Опомнитесь, воевать предстоит с плохо обученным персоналом в условиях господства противника в артиллерии и в воздухе и придется вернуться к старым добрым технологиям многолетнего, многодневного, полевого ухода, то есть раненого не удается быстро эвакуировать”. Он оказался прав. 

Однако для минимизации расходов и жертв, даже в этих тяжелых условиях, необходимо находить пути лечения в тылу, поэтапного вывоза раненых, потому что в госпиталях на передовой не напасешься ни врачей, ни оборудования, они легко уязвимы. Сегодня крайне важно сделать рывок, как бы тяжело не было, и создать транспорт для поля боя, который будет эффективно вывозить раненых. Вот такая главная необходимость сейчас. В этом направлении надо работать. 

Также нужно учитывать, что этот транспорт сам по себе будет мишенью для тех же дронов. Поэтому он должен быть малогабаритный, очень проходимый, по возможности скоростной, защищенный броней, РЭБами, активными средствами защиты, типа турельных, самонаводящихся для сбития дронов. Он должен быть грамотно, хорошо замаскирован, корректно применяться по погодным и природным условиям. Для него нужно продумывать логистику. Словом, как и любое оружие, он покажет себя, только если будет соответствовать тем условиям, для которых создан, если будет грамотно применяться в тактическом и организационном аспекте.

— Юрий Юрьевич, я правильно понимаю, что должна быть согласованная цепочка? То есть, если человек получает ранение, он должен получить первую помощь, быстро попасть в госпиталь, где его необходимо вылечить. А дальше, если он продолжает воевать, то возвращается обратно, а если нет, то должны быть механизмы его социальной поддержки, адаптации к жизни. Эта цепочка должна работать для каждого участника СВО.

— Это называется этапное лечение. Придумал его Николай Пирогов: сначала оказываем первую помощь, вывозим — далее идут первая врачебная, потом квалифицированная врачебная, потом специализированная врачебная. Чем дальше в тыл, тем более сложные операции делать можно, тем более специализированные специалисты ими занимаются. Это и есть этапное лечение. Оно, в принципе, реализовано, но сейчас у нас очень сильно хромает первый этап, самый важный — вывоз с поля боя и первая помощь. Первую помощь как-то наладили, а вот с вывозом с поля боя — беда. 

image

 

1. Фильмы о работе отряда Т.

https://rutube.ru/plst/450060

 

2. Поступить в наш добровольческий отряд (телеграмм-канал отряда)

https://t.me/otryadT/350

 

3. Помочь подразделению Т

https://www.tacticm.ru/help

 

4. Пройти курсы подготовки в т.ч. гражданским по тактической медицине и др. специальностям

https://www.tacticm.ru/#schedule

 

   


Другие публикации в этой рубрике: Чувство Родины
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Пространство дискуссий

image
Итоги года в здравоохранении: 20 текстов, которые стоит перечитать
image
TOP-10: что год грядущий нам готовит?
image
Модный загар ценой жизни: почему многие страны запретили солярии
image
Верим врачам, слушаем блогеров: новая арифметика российского ЗОЖ
image
Берегите мужчин: настало время заняться охраной мужского здоровья
image
Лекарства стратегического значения: новая передышка
image
Призвание машин: новые технологии приходят на помощь борцам с картелями
image
Пятилетка хорошего самочувствия: что поменяется в системе здравоохранения к 2030 году

Медицинский видеолекторий

image
Какую обувь выбрать на лето - советы подиатра
image
Программа 5R для нормализации функций ЖКТ
image
Семейное образование: сохранение здоровья, целенаправленность обучения и воспитания
image
Пищевая непереносимость, как она сказываются на качестве жизни и течении хронических заболеваний

PROздоровье

image
Онколог предупредил курильщиков о риске не ассоциируемого с сигаретами заболевания
image
Травматолог рассказал о самом опасном виде досуга зимой
image
Как быстро похудеть после праздников: рекомендации эксперта
image
Врач рассказал, как молодым распознать болезни сердца
image
Как выбрать зубную щетку и пасту: советы специалиста
image
Сомнолог рассказал, как наладить сон после новогодних праздников
image
Врач назвала проблемы со здоровьем от стоматита
image
Гериатр рассказала об опасности пассивного образа жизни
image
При какой температуре прекращать тренировки на улице: мнение эксперта
image
Передаются ли болезни сердца по наследству: мнение эксперта
image
Врач назвал ночную привычку, которая разрушает эмаль зубов
image
Как сбросить до 2 кг за новогодние каникулы: советы диетолога
image
Сомнолог рассказал, поможет ли травяной чай заснуть
image
Врач назвала признаки стрессовой кожи
image
Чем лучше завтракать после переедания накануне: советы специалиста
image
Врач посоветовала сдавать биохимию крови после праздников

Новости

image
Почти 1,4 тыс. детей родилось в Подмосковье за новогодние праздники
image
Правила хранения продуктов в морозильной камере
image
117 тысяч интернет-ресурсов, незаконно торгующих лекарствами сомнительного качества и происхождения, заблокировано благодаря деятельности Росздравнадзора
image
В Красногорской больнице стала доступна новая методика лечения аневризмы
image
Подмосковный врач назвала лучшее зимнее кардио
image
Почти 150 единиц тяжелого медоборудования запустили в медучреждениях Подмосковья в прошлом году
image
В Москве разработали уникальную операцию для лечения синдрома сверхчувствительного слуха
image
Роспотребнадзор рассказывает, как восстановить режим после новогодних праздников
image
Сергей Собянин: Высокотехнологичные операции становятся доступнее для москвичей
image
Зимние сказки из детства. Артисты театров советуют интересные книги
image
Горожанам рассказали, как приобрести полезные экологические привычки
image
Сергей Собянин рассказал о достижениях московской медицины в 2025 году
image
Возвращение в офис: как адаптироваться к рабочему режиму после длинных каникул
image
Добро, справедливость, любовь и семья: что объединяет волонтеров Москвы
image
Как помочь ребенку вернуться к учебному ритму после каникул
image
От Средневековья до наших дней: как в столице развивалась культура катания на коньках

Контакты

...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 198-70-20   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница