Обязательно ли завтракать?

05.02.2024 14827

Люди, как известно, делятся на два типа: те, кто без завтрака чувствует себя ужасно, и те, кто, позавтракав, чувствует себя точно так же. При этом регулярные завтраки считаются полезной привычкой, а вот их отсутствие обществом порицается. Мамы силой впихивают склизкую овсяную кашу в несчастных сопротивляющихся детей, а после этого не менее ожесточенно впихивают ее и в себя тоже. И все ради здоровой привычки. Но так ли это необходимо? Попробуем разобраться в современных научных данных.

Как правило, аргументы в пользу завтраков опираются на масштабное и широко известное исследование американских ученых, проведенное в 2003 году. Его авторы проанализировали пищевые привычки почти трех тысяч американцев и установили, что утренний прием пищи заметно снижает вероятность ожирения, риск развития диабета и уровень холестерина. Результат подтвердил стародавнюю поговорку: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу».

Еда делает нас умнее!

Без завтрака человек хуже запоминает

В том самом исследовании, где выяснили, что есть по утрам хорошо, отслеживали влияние завтраков на довольно большом промежутке времени. Впрочем, у завтраков есть и сиюминутный положительный эффект. За последние пятьдесят лет ученые из  университетов всего мира провели множество экспериментов на эту тему, и несколько независимых групп получили один и тот же результат: у позавтракавших людей способности к запоминанию выше, чем у тех, кто участвовал в экспериментах натощак.

Можно обойтись сладким питьем

Мозг питается углеводами

Если вы совсем не можете заставить себя позавтракать – по крайней мере выпейте сладкий напиток. На результаты тестов по запоминанию он влияет так же хорошо, как и полноценный завтрак. И в этом нет ничего удивительного, ведь сладкое питье повышает уровень глюкозы в крови. В отличие от остальных органов нашего тела, мозг способен получать энергию только из глюкозы. Поэтому и получается, что длительное голодание отрицательным образом сказывается в первую очередь на умственной деятельности.

Чаще – лучше?

В 2011 году журнал Международного Общества спортивного питания опубликовал обзор, упорядочивающий данные о влиянии частоты приемов пищи на здоровье человека. Выяснилось, что увеличение частоты питания само по себе не помогает снизить вес или изменить соотношение мышц и жира в теле. Также оно никак не влияет на скорость метаболизма или расход энергии в покое. Однако при сравнении людей, потребляющих одно и то же количество еды за разное число трапез в течение дня, выяснилось, что разделение пищи на 6 и более приемов способствует снижению уровня холестерина в крови. Этот эффект наблюдается независимо от пола, образа жизни и индекса массы тела испытуемых.

А как же похудение?

В 2014 году ученые из Университета Алабамы решили выяснить, помогает ли ежедневный завтрак (или, наоборот, его отсутствие) бороться с лишним весом.Для борьбы с лишним весом завтракать полезно, но не обязательно

Для этого диетологи выбрали 300 добровольцев с избыточным весом и разделили их на три группы. Первой было поручено 16 недель подряд обязательно завтракать, второй – не есть по утрам, а третья должна была просто соблюдать некоторые диетические рекомендации, а режим питания выбирать по своему усмотрению. При сравнении первых двух групп стало понятно, что ни пропуск завтрака, ни его обязательное присутствие не влияют на потерю веса. Зато соблюдение диеты – без утреннего насилия над собой! – помогает снизить вес.

Все это не значит, что старые результаты недостоверны. В классических работах среди людей, страдающих ожирением, определили процент тех, кто не завтракает, и увидели, что их больше. Но для четкой причинно-следственной связи этого мало, и уж тем более мало для диетических рекомендаций.

Не обязательно есть сразу после сна

Вполне можно завтракать на работе

Эксперименты с оценкой эффективности запоминания дали еще один важный результат. Если съесть завтрак за два часа до начала тестирования, то соображать вы будете примерно так же, как на голодный желудок. А вот если позавтракать за полчаса до проверки знаний, то ее результаты улучшатся. Здесь мы снова видим, что завтрак улучшает когнитивные способности. Но, кроме того, такой результат означает, что у завтрака есть «время действия», и, чтобы извлечь из него максимальную пользу, лучше есть незадолго до начала умственной работы.

Перекус – не всегда зло

Снизить калорийность рациона помогут, как ни странно, перекусы. Один из научных обзоров, опубликованный в 2011 году, свидетельствует: если людям давать перекусить пять раз с интервалом в час, то во время обеда они съедят в среднем на 358 ккал меньше, чем те, кому разрешили за это же время подкрепиться только единожды. Суммарная калорийность перекусов в обоих случаях была одинакова (это смоделировали экспериментаторы), а вот на обеде испытуемые вольны были есть сколько захотят. При этом опрос о субъективном чувстве голода показал, что любители перекусить были менее голодны, чем те, кто почти не ел до обеда. Выходит, повышение частоты приемов пищи снижает аппетит.

Кофеин помогает думать?

Еще одна серия исследований показала, что завтрак особенно эффективно повышает способность к концентрации внимания, а также результаты тестов на запоминание и логическое мышление, если запивать его кофе. Еще бы, ведь кофеин – психостимулятор. К сожалению, эффект был заметен, только если испытуемые выпивали около 250 мл крепкого кофе, а такая доза уже может быть вредной для здоровья. Так что стать супергероем, просто поглощая каждое утро по чашке кофе,  не получится.Да, но вряд ли вы сможете столько выпить

Выводы «Здоровья»:

Игнорируя завтрак, вы снижаете свою утреннюю эффективность. Из-за низкого уровня глюкозы в крови падают способности к умственной работе.

Лучшее топливо для мозга – не слишком обильный завтрак, съеденный за полчаса до умственной активности. Если вы ничего не можете в себя впихнуть сразу после сна, то приезжайте на работу немного раньше, чтобы завтракать там.

Регулярные приемы пищи не позволяют вам зверски проголодаться и съесть слишком много. С этой точки зрения завтрак полезен для худеющих. Но помните, что огромный торт, съеденный в 9 утра, содержит не меньше калорий, чем торт, съеденный в 9 вечера!

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалистов. 

Источник : Ссылка

   


Другие публикации в этой рубрике: PROздоровье
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Паблик МЕДАРГО"

Пространство дискуссий

image
«Лечение аутизма» за миллионы: против частной клиники в Москве возбуждено уголовное дело
image
БАД-мания: аптеки хотят вернуть покупателей с маркетплейсов
image
Сезон гриппа 2026–2027: к чему готовиться пациентам, врачам, призывникам
image
И жили они долго и счастливо: что значит добавить жизни к годам
image
Спасти врачей, запретить конфеты: чем займется Госдума нового созыва
image
Не в своей тарелке: аптекари просят разрешить им стать нутрициологами
image
Сердце на нервах: кто поможет кардиологу вылечить россиян
image
Всадника на скаку остановит: что изменится в здравоохранении до 2030 года

Медицинский видеолекторий

image
Какую обувь выбрать на лето - советы подиатра
image
Программа 5R для нормализации функций ЖКТ
image
Семейное образование: сохранение здоровья, целенаправленность обучения и воспитания
image
Пищевая непереносимость, как она сказываются на качестве жизни и течении хронических заболеваний

PROздоровье

image
Психолог назвала причины ступора при большом количестве срочных задач
image
Стоматолог назвала самые вредные напитки для здоровья зубов
image
Врач рассказал, для кого полезны белые грибы, а кому их лучше не есть
image
Когда стоит пересмотреть рацион питания: советы специалиста
image
Врач назвала продукты, помогающие в борьбе с тревожностью
image
Врач рассказал, как кофе защищает печень
image
Диетолог назвала неожиданные полезные свойства зефира
image
Врач раскрыл золотое правило приема лекарств
image
Почему летом мигрень случается чаще: мнение эксперта
image
Врач рассказала о пользе крыжовника
image
Как спасти кожу от кондиционера в жару: советы специалиста
image
Врач рассказала, можно ли потерять волосы из-за препаратов для похудения
image
Дефицит железа связан с нарушением усвоения микроэлементов: мнение эксперта
image
Гиперактивный мочевой пузырь — главное, что стоит знать
image
Врач предупредил о грозящем тяжелым отравлением внешнем дефекте арбуза
image
Эксперт назвал безопасный способ закатывать соления

Новости

image
Разработан порядок аттестации инспекторов GMP для производств ветпрепаратов
image
Михаил Мишустин дал поручения по цифровизации промышленности
image
Оператор маркировки получил право проверять производителей БАД
image
Роспотребнадзор заявил о принятии мер в связи с продажей БАД с сибутрамином
image
Россельхознадзор намерен обновить чек-листы для контроля за оборотом ветпрепаратов
image
Депутаты Госдумы РФ предложили ввести штрафы за срыв закупок инсулина
image
Правительство РФ утвердило новые правила уничтожения изъятых лекарств
image
Центр лекобеспечения закупит гемостатики и противоопухолевые препараты по программе ВЗН
image
Производитель отзовет ряд показаний противоопухолевого препарата
image
Гепрокуратура РФ намерена усилить прокуроский надзор за госзакупками
image
Переход на реестровую модель подтверждения стадий производства лекарств продлен
image
Центр лекобеспечения закупит для «Круга добра» пять препаратов
image
Минздрав РФ уточнит правила передачи незарегистрированных препаратов подопечным «Круга добра»
image
Определены поставщики четырех препаратов для «Круга добра»
image
Продление перехода к единому рынку медизделий ЕАЭС ратифицировано
image
Утвержден закон об ужесточении контроля за фармацевтическими производствами

Контакты

...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 198-70-20   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница