14.04.2023 6270
Депутаты Московской областной думы хотят внести поправки в федеральный закон о льготном лекарственном обеспечении. Речь идет о регулировании индивидуальных закупок медикаментов. Однако в нынешнем варианте в выигрыше от предлагаемых изменений окажется разве что ГБУ "Мособлмедсервис". А вот больницы и, самое главное, пациенты - едва ли.
О законодательной инициативе депутатов Мособлдумы было объявлено во время недавнего выездного заседания Комитета по социальной политике и здравоохранению в Можайском городском округе. В целом, ситуация с льготным лекарственным обеспечением в регионе выглядит положительно. В этом году, например, на бесплатные лекарства из бюджета выделено более 13 миллиардов рублей. По состоянию на март уже отпущено лекарств по 1,6 млн льготных рецептов на сумму 5,4 млрд рублей. Другой вопрос: много это или мало?
По данным минздрава Московской области, право на льготные медикаменты имеют порядка 700 тысяч жителей, но по факту в аптеки с рецептами обращаются чуть меньше половины - в прошлом году таких было 326 тысяч человек. Оставшиеся предпочитают брать деньгами или покупают лекарства сами, поскольку иногда так выходит намного быстрее и проще.
Дело в том, что востребованные лекарственные препараты, на которые всегда есть стабильный спрос, например, от артериального давления, противовоспалительные или антивирусные средства, закупаются большими партиями и с запасом. Получить их по рецепту льготник обычно может в тот же день. А вот если врач выписал пациенту редкий или дорогостоящий препарат, то велика вероятность, что в аптеке, которая работает с льготой, его не окажется.
Это объясняется тем, что спрогнозировать потребность в таких медикаментах практически невозможно, а делать запасы нецелесообразно, так как срок годности лекарств ограничен, поэтому их приобретают адресно, под конкретных пациентов. Процедура закупок, которую часто и много критикуют, в нынешнем виде занимает довольно много времени. Отсюда и задержки. Сложнее и хуже всего, когда закупки объявляются несостоявшимися по причине, что на рынке не нашлось желающих исполнить госзаказ.
"Область оперативно объявляет торги, но поставщики не очень активно выходят на конкурсные процедуры, если речь идет о закупке лишь нескольких единиц. Им неинтересна маленькая маржа, - объясняет председатель думского комитета по социальной политике и здравоохранению Андрей Голубев. - Получается, что, даже имея деньги в бюджете, мы не можем вовремя обеспечить пациентов, которые нуждаются в лекарствах по индивидуальным закупкам".
И тогда закупки проводятся заново, а если надо - то еще раз.
Срок обеспечения отсроченного рецепта у нас составляет в среднем три дня, максимум - 7, рассказала директор ответственного за реализацию льготных лекарств ГБУ "Мособлмедсервис" Ирина Полетыкина. Но это усредненные данные. На деле ожидается может растянуться. Если же речь идет о курсовом лечении, которое нежелательно прерывать даже на несколько дней, то понятно, что человек пойдет в соседнюю аптеку и оплатит покупку препарата из своего кармана. Так что несложно предположить, что многие жители региона даже не пытаются ставить свои рецепты в очередь на отсроченное обслуживание, и поэтому в статистику они не попадают.
Депутаты предлагают решить эту проблему, разрешив объединять несколько таких закупок в один лот, чтобы итоговая стоимость госзакупок была привлекательнее для поставщиков.
По словам Андрея Голубева, в настоящее время разработанная Мособлдумой законодательная инициатива находится на рассмотрении в Совете законодателей, действующем при верхней палате российского парламента. В случае если документ одобрят, областные депутаты примут его уже в весеннюю сессию и направят на рассмотрение в Госдуму.
Само намерение народных избранников улучшить ситуацию похвально, но в предлагаемом подходе есть, как минимум, три ловушки. Во-первых, авторы инициативы, по сути, выступают за то, чтобы разрешить объединять несколько закупок в один лот только “Мособлсервису”. То есть больницы должны будут по-прежнему закупать лекарства у ГБУ. Но тут возникает вопрос логистики.
Если необходимый препарат есть в аптеке, которая находится через дорогу от больницы, то целесообразнее позволить ЛПУ приобрести его там, а не ждать поставки от “Мособлсервиса”, поскольку в условиях протяженности Московской области логистические затраты могут превышать стоимость самого лекарства. Так что если ратовать за эффективность бюджетных расходов и повышение доступности лекарственной помощи, то правильнее было бы начинать с больниц, с разрешения им закупать мелкие партии медикаментов у небольших поставщиков, в том числе у аптек, у большинства из которых нет лицензии на оптовую деятельность. Собственно, именно так все работало раньше, до поры до времени. Потом аптеки отсекли от этого рынка, позволив ЛПУ делать закупки только у держателей оптовой лицензии. Если же больницы закупают лекарства только у ГБУ, то страдает конкуренция.
Второй момент. Почему возникает потребность в объединении нескольких позиций в один лот на госзакупках? Препараты отличаются друг от друга с точки зрения предельной оптовой надбавки. У одного лекарства она завышена, а у другого - крайне невысокая. Один из способов решить эту проблему: перекрестное финансирование. Т.е. дистрибьютор везет препарат, на котором мало заработает, и препарат, на котором заработает больше, и тем самым повышает собственную экономическую эффективность. И поскольку в процессе формирования максимально возможных цен логистические издержки никак не учитываются, я бы даже сказал, оно носит случайный характер, то это чуть ли не единственный вариант для поставщика компенсировать свои расходы.
Однако против такой практики неоднократно выступала ФАС. Ведь что происходит на торгах? В один лот объединяют какие-то редкие, эксклюзивные препараты, которые доступны лишь у небольшого числа поставщиков, и более востребованные, ходовые. В итоге число участников закупки искусственно снижается, а вместе с ним “схлопывается” и конкуренция, и потенциально, по мнению ФАС, уменьшается скидка от начальной максимальной цены контракта. Хотя если в закупке препараты из списка ЖНВЛП, то особо там не подемпингуешь - государство и так регулирует как цену производителя, так и оптовые надбавки. Но ФАС в своей риторике обычно обходит этот момент.
Так что если в таком виде поправки в закон все же будет приняты, то они облегчат жизнь скорее “Мособлсервису” и еще больше усилят его монопольное положение. Если же депутаты захотят облегчить жизнь жителей Московской области, причем не только тех, кто имеет право на льготное лекарственное обеспечение, то, как я уже говорил, они разрешат самим больницам делать закупки этих лекарств у мелких поставщиков, включая аптеки, без посредника в виде ГБУ.
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 730-55-50 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница