Зачем развивать хватательный рефлекс у ребенка

image

18.01.2022 4097

Человеческие руки — один из самых совершенных инструментов, созданных природой. Благодаря им ребенок получает информацию об окружающем мире и постепенно развивает интеллект.

Вам, возможно, доводилось видеть во время УЗИ, как будущий малыш цепляется ручкой за пуповину. В природе хватательный рефлекс — спасение для обезьян. C приближением опасности малыш повисает у мамы под животом, крепко уцепившись за шерсть всеми четырьмя «руками». У новорожденного человека этот безусловный рефлекс тоже очень силен. Если слегка коснуться его ладошки, он сильно сожмет. Но исправную работу рук обеспечивает весь организм, и в первую очередь его главный компьютер — мозг.

Все под контролем

По данным некоторых исследований, правое и левое полушария головного мозга, контролируя движения рук, дополняют друг друга. Правое позволяет малышу узнавать предметы при помощи осязания. Это же полушарие отвечает за ориентацию в пространстве: умение определять собственное положение по отношению к предметам, различать право и лево, осознавать, что находится впереди, а что — сзади.

Левое полушарие обеспечивает более тонкий процесс анализа и синтеза информации и отвечает за точность движений. Благодаря его работе человек осваивает мелкую моторику — способность поднять с пола иголку. Но, чтобы как следует натренировать руку, крохе необходимо одновременно контролировать свой мышечный тонус, а значит, постепенно учиться расслаблять кисть, локоть и плечо.

Необходимо также считаться с развитием его двигательных способностей: начиная держать головку, ребенок пытается согласовывать движение рук с тем, что видит (это называется зрительно-моторной координацией). Затем малыш учится управлять движениями туловища. И только оказавшись в вертикальном положении, сможет совершенствовать свои хватательные способности.

Пальчиковые игры — великолепный способ развить мелкую моторику и одновременно развлечь малыша.

При общении ребенок начинает использовать руки, чтобы дополнить пока несовершенную речь: он указывает на предмет, чтобы его получить и чтобы взрослые этот предмет назвали. В течение двух месяцев ребенок прикасается ко всему, чтобы собрать как можно больше разнообразных ощущений, которые сообщают ему о свойствах предметов. Так он узнает, что есть мягкие и твердые поверхности, что вода льется, а бумага рвется. Сортируя информацию, малыш, от природы наделенный памятью и способностью к логическому мышлению, строит и совершенствует схемы познания.

Этапы большого пути

Совершенствование хватательной функции рук происходит поэтапно, так же как умственное развитие. У новорожденных можно наблюдать лишь хватательный рефлекс. В конечностях мышечный тонус особенно высок, и у недавно родившихся детей кулачки крепко сжаты. В течение первых трех месяцев «хватательный рефлекс» ослабевает, и ладошки постепенно раскрываются.

- Трехмесячный ребенок мало-помалу начинает согласовывать движения рук со взглядом. В один прекрасный момент ручки случайно оказываются в поле зрения малыша, и он фиксирует на них внимание. Постепенно он начинает подолгу задерживать на них взгляд. Это — первые шаги в развитии зрительно-моторной координации.
- Между тремя и четырьмя месяцами малыш уже сознательно подносит ручки ко рту. Начиная с четвертого месяца он пытается взять предмет, который ему предлагают. И хотя зрительно-моторная координация еще слишком несовершенна, чтобы ребенок мог протянуть руку на определенное расстояние, в этом возрасте малыш может взять погремушку, если ее положить ему прямо в ручку. Пока неловко, развитие кистевого хватания находится еще в начальной стадии, и малыш зажимает предмет между ладонью и тремя последними пальцами.
- В период между 6 и 9 месяцами ребенок учится сидеть. А значит, занимает наиболее удобную позицию, которая позволяет ему видеть желаемый предмет и тянуть к нему ручки уже сознательно и точно. Благодаря новоприобретенным подвижности и гибкости в плечах и локтях ему уже удается удерживать предмет между большим пальцем и мизинцем.
- В 6–7 месяцев ребенок уже в состоянии переложить погремушку из одной руки в другую. А к восьми месяцам он получает удовольствие от шума игрушек, которые сам бросает. Отныне он может не только брать и крепко сжимать предмет, но и ослаблять ручку (а это сложнее!), чтобы кинуть игрушку.
- В 9–10 месяцев малыш может держать предмет между большим и указательным пальцами. С этого момента начинает развиваться настоящая ловкость рук. Мелкая моторика малыша будет очень быстро прогрессировать, поскольку он сможет брать все более мелкие предметы все более точными жестами.
- К году благодаря обильной практике кроха уверенно держит в руке любой предмет, может вытащить одну игрушку из другой, вставить обратно, сложить их стопкой, оттолкнуть, притянуть, потрясти, бросить, похлопать в ладоши… Он начинает вырабатывать стратегию действий, чтобы, например, заставить что-то греметь.
- Между 12 и 15 месяцами церебральные импульсы становятся более тонкими. Малыш достигает достаточной неврологической зрелости, что позволяет его ручкам действовать независимо друг от друга. Подобный механизм требует хорошей координации движений.
- К 18 месяцам ребенок уже может сложить предметы в емкость, построить башню из трех кубиков, нарисовать каракули карандашом, переворачивать страницы в книге. Его пальцы начинают работать независимо друг от друга, а ручки уже настолько ловки, что он может есть и пить сам. В этом возрасте малыш даже может что-нибудь отвинтить или завинтить и уже правильно держит в руке карандаш.
- От двух до трех лет малыш в состоянии самостоятельно надеть носочки, обуться, одеться и даже расстегнуть одежду. Ближе к детскому саду он выучится как следует держать ножницы: лист бумаги в одной руке, ножницы — в другой. Но координация движений будет совершенствоваться вплоть до школы.

Учимся каждый день

В первые месяцы подносите игрушку прямо к ладошке (до полного контакта). Положите игрушку подальше от ребенка, чтобы ему пришлось за ней тянуться. Если он не может ее достать, пододвиньте игрушку поближе, положите ее прямо перед ним. И так с обеих сторон, чтобы развивались обе руки.
Дайте малышу игрушку с привязанной к ней веревочкой, пусть он обнаружит, что, потянув за веревочку, можно притянуть игрушку к себе. Это уже выработка стратегии.
В первые месяцы подносите игрушку близко к лицу малыша. Пусть он следит взглядом за блестящим, звенящим или цветным предметом.
После 8 месяцев дайте ребенку бумагу и краски, пусть рисует на белом листе разноцветные линии. Играйте с песком (ведерко в одной руке, совок — в другой). Используйте емкости, которые можно заполнить и опорожнить (одной рукой удержать, другой что-то класть или вынимать).
Покрасьте каждый его пальчик в разный цвет, и пусть малыш попробует «перепутать» цвета, переплетая пальцы.
Нарисуйте на кончике каждого пальца фигурки и поиграйте с ним в «марионеток». Дайте малышу перевести стрелки на больших часах или набрать номер на телефонном диске.
Играйте в конструктор с крупными деталями.

Источник: ( Ссылка )

   


Другие публикации в этой рубрике: PROздоровье
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"
Игла спинальная Pencil P. 22Gx120 с проводн. МЕДАРГО

Пространство дискуссий

image
Как не попасть на удочку нутрициолога-недоучки и сохранить здоровье
image
Россиян пугают пандемией холеры
image
Когда государство займется проблемой профориентирования школьников?
image
Донорам крови хотят дать новые льготы и преференции
image
Стакан наполовину пуст или полон: почему россияне не бросают пить и курить
image
Росздравнадзор получил больше возможностей для проверок аптек и клиник
image
Как закон о декриминализации медицинской деятельности дискриминирует “бесплатных” пациентов
image
В Москве дан старт пилоту дистанционного отслеживания состояния здоровья беременных

Медицинский видеолекторий

image
Синдром дырявого кишечника
image
Инсулинорезистентность: особенности заболевания и возможности коррекции
image
Главное правило долгожителей и просто здоровых людей – пить много воды, но обязательно учитывать коэффициент диссимметрии
image
Преждевременное старение и какое влияние на этот процесс оказывают AGEs (конечные продукты гликирования)

PROздоровье

image
Флеболог предупредил об угрожающих жизни последствиях запущенного варикоза
image
Перечислены четыре способа хорошо себя чувствовать в любом возрасте
image
Врач назвала самые вредные перекусы для школьников
image
Врач назвала самый полезный вид мяса для пожилых
image
Врач назвала зону, боль в которой связана с болезнями сердца
image
Невролог назвала основные симптомы СДВГ у детей
image
Врач рассказала, почему возникает шум в ушах
image
Развеян миф о пользе работы стоя
image
Психотерапевт объяснила, почему люди заедают стресс
image
Врач предупредила о риске инсульта из-за частого пропуска завтрака
image
Пластический хирург объяснил, как делают кубики пресса
image
Врач назвала три самые полезные ягоды
image
Россиянам рассказали, как сохранить мышцы по мере старения
image
Врач рассказала, как понять, болит печень или желчный пузырь
image
Педиатр предупредил об опасностях на даче
image
Топ санаторных процедур для поддержания здоровья

Новости

image
Собянин: Цифровые технологии спасают жизни и повышают качество лечения москвичей
image
Чтобы майские праздники прошли хорошо: инструкции на mos.ru, которые пригодятся в длинные выходные
image
В России зарегистрировали первый в мире препарат от болезни Бехтерева
image
В Госдуму внесен законопроект об обороте метанола
image
Росздравнадзор намерен установить порядок списания безнадежных штрафов
image
Для «Круга добра» закупят препараты «Стрензик» и «Карзиба»
image
Представлен обзор аптечных продаж диуретиков по итогам 2023 года
image
Минздрав зарегистрировал первый в мире препарат для терапии болезни Бехтерева
image
Более 1 млн телемедицинских консультаций провели в Подмосковье с начала года
image
Раменские врачи прооперировали мужчину с девятью переломами после ДТП
image
Солнечногорские травматологи спасли 77-летнего пациента, который почти сломал протез тазобедренного сустава
image
Проект «Сделано в Москве» откроет маркет локальных брендов для гостей Московского полумарафона
image
Налоговые вычеты и банковские продукты: в Москве начался проект по финансовой грамотности для слабовидящих
image
«Нам доступны все современные мировые технологии»: главный педиатр Москвы — о развитии детского здравоохранения
image
В Москве стартовала акция "Георгиевская ленточка"
image
Новый рентген-кабинет открылся в инфекционном отделении Раменской больницы

Контакты

...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 730-55-50   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница