06.03.2024 48298
Комитет по конкурентной политике Московской области представил обзор изменений законодательства за период 19.02.2024 – 22.02.2024 (ЗИТ)
Содержание:
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.1. На сайте Системы обеспечения законодательной деятельности опубликован Законопроект № 456510-8 «О внесении изменений в статью 13 Земельного кодекса Российской Федерации»
(Законопроект № 456510-8)
(https://sozd.duma.gov.ru/bill/456510-8?ysclid=lt2otuc94g801939580)
Законопроектом № 456510-8 предлагается включить в перечень мероприятий по охране земель мероприятия по защите земель от произрастания инвазивных растений, а также наделить Правительство Российской Федерации полномочием по установлению перечня инвазивных растений, а также мероприятий по защите земель от произрастания на них инвазивных растений.
Обязанность проводить мероприятия по недопущению зарастания земель сорными растениями установлена Земельным кодексом Российской Федерации только в отношении земель сельскохозяйственного назначения.
Представленный проект федерального закона устанавливает обязанность правообладателей земельных участков всех категорий земель осуществлять мероприятия по охране земель от произрастания на них инвазивных растений, в частности борщевиком Сосновского.
Законопроект № 456510-8, в случае его принятия, вступает в силу 1 сентября 2024 года.
1.2. На сайте Системы обеспечения законодательной деятельности опубликован законопроект № 556069-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
(Законопроект № 556069-8)
(https://sozd.duma.gov.ru/bill/556069-8)
Законопроект № 556069-8 разработан в целях установления порядка внесудебного обжалования решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (далее - решение о приостановлении).
Установление возможности досудебного обжалования решений о приостановлении позволит урегулировать часть спорных решений во внесудебном порядке, снизив нагрузку на судебную систему в связи с поступлением в апелляционные комиссии по обжалованию решений заявлений об обжаловании приостановлений, а также повысить качество оказания государственных услуг по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Также законопроектом № 556069-8 предлагается уточнить квалификационные требования к государственным гражданским служащим, назначаемым на должность государственных регистраторов прав, в части уровня образования, необходимости повышения квалификации и опыта работы, необходимого для соответствующего назначения.
Законопроект № 556069-8, в случае его подписания, вступает в силу с 1 января 2026 года.
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
2.1. В рамках «лесной амнистии» из ЕГРН исключено почти 306 млн га задублированной площади.
Росреестр в рамках реализации Закона о «лесной амнистии» от 29.07.2017 № 280-ФЗ, в том числе статьи 60.2 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», совместно с Рослесхозом и региональными органами власти благодаря комплексному подходу обеспечил достижение соразмерности показателей площади лесных участков в данных Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и Государственного лесного реестра (ГЛР). В настоящее время работа продолжается по отдельным, наиболее сложным случаям, предметно прорабатывается каждая из них.
Напомним, Закон о «лесной амнистии» был принят в связи с необходимостью защитить права граждан, столкнувшихся с трудностями при оформлении прав на земельные участки, которые по каким-то причинам оказались включены в состав лесного фонда. Как правило, это участки, граничащие с лесом. До принятия закона были нередки случаи, когда люди десятилетиями пользовались такими землями, строили на них дачи, а потом этот участок забирали на том основании, что он относится к землям лесного фонда. Защита прав граждан была возможна только через обращение в суд. «Лесная амнистия» позволила урегулировать подобные ситуации во внесудебном порядке и помогла людям зарегистрировать право собственности на такие земельные участки.
Преимущество «лесной амнистии» в том, что в большинстве случаев не предполагается участие граждан. Всю работу осуществляют Росреестр, Рослесхоз и региональные органы власти. Они проводят сплошную проверку всех земельных участков, которые пересекаются с границами леса, рассматривают каждую ситуацию отдельно и выносят решение.
Результаты мониторинга исполнения Закона на 1 января 2024 года подвела заместитель руководителя Росреестра Татьяна Громова.
«Закон действует уже более шести лет. За это время достигнуты значимые результаты - повышено качество сведений ЕГРН о лесных участках, устранено большое количество исторически сложившихся противоречий. Благодаря устранению пересечения границ лесных участков с границами других лесных участков и земельных участков иных категорий земель, исключению дублей лесных участков из ЕГРН, с начала реализации Закона задублированная площадь лесов в ЕГРН уменьшена на 305,7 млн га», – сообщила Татьяна Громова, добавив, что ведомство на постоянной основе обеспечивает методическое сопровождение применения Закона.
За весь период действия «лесной амнистии» различные изменения внесены в ЕГРН 98,1 тыс. раз. Из них по инициативе Росреестра - 75,8 тыс. (77,3%), правообладателей и органов государственной власти - 22,2 тыс. (22,7%). Наибольшая активность заявителей отмечена в Московской
(12 тыс. заявлений) и Ленинградской областях (2,6 тыс.), Республике Карелия (1,7 тыс.), Иркутской (962) и Владимирской областях (926).
В июне 2023 года вступил в силу инициированный Росреестром закон о «Лесной амнистии 2.0». Как ранее сообщил руководитель Росреестра Олег Скуфинский, новеллы законодательства будут способствовать повышению качества данных ЕГРН о лесных участках. В рамках Закона о «лесной амнистии» Росреестр может самостоятельно устранять пересечения границ земельного и лесного участков и исключать из ЕГРН дублирующие сведения о них, в том числе в границах территорий объектов культурного наследия.
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
3.1.Постановление Арбитражного суда Уральского округа № Ф09-272/24 от 22.02.2024 по делу № А07-10850/2023
Индивидуальный предприниматель Соловей Наталья Петровна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Кировский районный суд города Уфы сзаявлениемо признании незаконным отказа, отмене решения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее –ответчик, Министерство) об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, об обязании ответчика рассмотреть заявление о подготовке аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Кировским районным судом города Уфы настоящее дело передано в Арбитражный суд Республики Башкортостан по подсудности.
Решением Арбитражного суда Республики заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, выраженный в письме, в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящего в государственной (или муниципальной) собственности.В качестве способа восстановления нарушенного права на Министерство возложена обязанность рассмотреть заявление предпринимателя согласно действующим на момент обращения Правилам землепользования и застройки.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принять по делу новый судебный акт.
Как следует из материалов дела, 02.06.2022 предприниматель обратилась в Министерство с заявлением о проведении аукциона земельного участка для торгово-складских оптовых баз в капитальных зданиях.
Министерством принято решение об отказе в проведении аукциона земельного участка. Основанием для отказа в проведении аукциона послужило расположение земельного участка в территориальной зоне «Р4», в которой использование участка в целях «торгово-складские оптовые базы в капитальных зданиях» не допускается.
Разрешая спор, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что с учетом даты подачи предпринимателем заявления о проведении аукциона, установленного законом срока его рассмотрения, утвержденные 28.09.2022 Правила землепользования и застройки не распространяются на спорные правоотношения сторон. Так как ранее действовавшими Правилами землепользования и застройки, градостроительным регламентом участок отнесен к территориальной зоне «С», в которой использование участка в целях «торгово-складские оптовые базы в капитальных зданиях» не исключено, суд признал решение об отказе в проведении аукциона незаконным, обязал ответчика рассмотреть заявление предпринимателя согласно действующим на момент обращения Правилам землепользования и застройки.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами согласился.
Суд округа находит принятые по делу судебные акты подлежащими отмене с учетом следующего.
В статье 39.11 (пунктах 1, 4, 8 и 24) Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной, муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан, юридических лиц (пункт 1).
Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.
Земельный участок не может быть предметом аукциона в случае, если в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона или земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о проведении аукциона (пункт 5 части 8 статьи 39.11 Кодекса).
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса).
Из материалов дела также следует, что ответчиком при рассмотрении заявления совершены действия, предусмотренные положениями пунктов 8 и 9 части 3 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе получена информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, а также информация о возможности использования земельного участка.
Статьей 16 Правил землепользования застройки городского округа г. Уфа, утвержденных решением Совета городского округа г.Уфа от 28.09.2022 № 18/5, в таблице 1 (перечень и общая характеристика территориальных зон) определено, что территориальная зона Р4 – зона размещения территориальных резервов города. Общие характеристики зоны – незастроенные территории естественных природных ландшафтов с невысокой долей древесной растительности, в границах которых, как правило, отсутствуют участки городских лесов и иных ценных элементов природно-рекреационного комплекса. Зоны могут включать в себя озелененные территории специального назначения, расположенные в санитарно-защитных зонах, иные территории, в которых ограничена хозяйственная деятельность.
Градостроительный регламент указанной зоны приведен втаблице 4.21, согласно регламенту основными видами разрешенного использования в территориальной зоне Р4 являются: сенокошение,предоставление коммунальных услуг, площадки для занятий спортом, природно-познавательный туризм, внеуличный транспорт, деятельность по особой охране и изучению природы, охрана природных территорий, гидротехнические сооружения, земельные участки (территории) общего пользования, улично-дорожная сеть, благоустройство территории, запас. Также в таблице приведены условно разрешенные виды использования.
Таким образом данным градостроительным регламентом не предусмотрено использование участков в территориальной зоне Р4, в которой ограничена хозяйственная деятельность, для торгово-складских оптовых баз, в том числе для их строительства, по основным или условно-разрешенным видам использования.
Поскольку обстоятельства дела установлены судами первой
и апелляционной инстанций верно, но при этом при рассмотрении заявленных требований неправильно применены нормы материального права, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта по существу спора: решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Источник : Ссылка
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 730-55-50 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница