Борьба за место в аудитории. Как учились москвички более 100 лет назад

image

21.10.2020 2696

Рассматриваем один важный исторический документ из собрания Государственного Дарвиновского музея и узнаем, как непросто было получить высшее образование женщине в дореволюционной России.

Один из самых любопытных документов, хранящихся в Дарвиновском музее, — разрешение на получение высшего образования, выданное одной из основателей музея Надежде Лодыгиной-Котс ее отцом. Сегодня сложно представить, что чуть больше 100 лет назад женщина не имела права самостоятельно выбирать свое будущее. Быть ли ей домохозяйкой или стать ученой — за нее решал отец или муж.

О том, как происходило становление женского образования в России от Петра I до 1917 года, — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».

Разрешите учиться

Надежда Ладыгина-Котс и Александр Котс, основавшие Дарвиновский музей, познакомились на Московских высших женских курсах — в одном из первых в России высших учебных заведений. С отличием окончив I Пензенскую гимназию, в 1908 году она поступила на естественное отделение физико-математического факультета, которое успешно окончила в 1916-м.

Во времена Надежды Ладыгиной-Котс для поступления на курсы девушки должны были предъявить следующий набор документов: прошение на имя директора о зачислении на тот или иной факультет, аттестат об окончании среднего учебного заведения, свидетельство о политической благонадежности, автобиографию, фотографию, метрическое свидетельство о рождении и письменное разрешение старшего в семье мужчины (отца, брата или мужа).

Последний пункт, по крайней мере на взгляд современного человека, был самым необычным требованием. Глава семьи ручался за благонадежность дочери, жены или сестры и своим письмом подчеркивал уверенность в том, что обучение никак не отразится на ее «основных», «чисто женских» обязанностях.

Вплоть до последнего набора на курсы, прекратившие существование после 1917 года, девушкам для зачисления требовался этот архаичный документ.

Первое женское учебное заведение

Впервые мысль об открытии учебного заведения для женщин возникла у Петра I. Для этого в 1717 году он специально осмотрел старейшее учебное заведение для девушек в провинциальном французском поселке Сен-Сир и в 1724-м даже издал указ, предписывающий «монахиням воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек, сверх того, пряже, шитью и другим мастерствам». Однако идея императора не была воплощена в жизнь.

Первое государственное среднее учебное заведение для девочек основала считавшая себя преемницей Петра Екатерина II. Воспитательное общество благородных девиц, больше известное как Смольный институт благородных девиц, было открыто 28 июня 1764 года в Воскресенском Новодевичьем монастыре в Санкт-Петербурге. Уклон в образовательном учреждении был сделан на религиозно-нравственное воспитание. Учениц (их называли институтками) обучали арифметике, немецкому и французскому языкам, Закону Божьему, рисованию, музыке и «танцеванию».

Заведение, срок обучения в котором составлял 12 лет, было рассчитано на 200 воспитанниц. Сюда принимали дворянских детей с шести лет. Через год при Смольном институте благородных девиц было открыто училище для девочек мещанского происхождения.

Уроки верности и хозяйственности

После смерти Екатерины II шефство над Смольным институтом взяла Мария Федоровна (1759–1828), супруга Павла I. Императрица была погружена во все детали учебного процесса — от уборки территории до личных дел воспитанниц. При Марии Федоровне в Российской империи открылось еще несколько институтов благородных девиц, а также появилась сеть сиротских училищ (Мариинских институтов) для девочек из разных сословий. Изменились и цели обучения — на первый план вышло воспитание хороших хозяек, верных жен и заботливых матерей.

В первой половине XIX века женское образование стремительно развивалось — институты благородных девиц открывали не только в столицах, но и в губерниях. Кроме того, создавались женские гимназии и училища для разных слоев населения, а также государственные и частные пансионы. Достижением первой половины XIX века в области женского образования стало появление наставниц. Выпускницы специальных классов имели право учить детей, но исключительно в губерниях. С этого периода началась история женского педагогического труда.

Отмена крепостного права и вольнослушательницы

После отмены крепостного права в 1861 году в Российской империи начался глобальный социальный переворот, в том числе и в системе образования. Тем не менее в Университетском уставе 1863 года, демократизировавшем высшую школу, все еще запрещалось допускать женщин к слушанию университетских лекций. Желание девушек получить высшее образование стремительно росло. Одни хотели получить профессию и обрести независимость, другие — заниматься наукой и приносить пользу обществу.

Единственным местом в мире, где женщины могли наравне с мужчинами получать высшее образование, был Цюрихский университет в Швейцарии. Те немногие жительницы Российской империи, у которых была финансовая возможность, отправлялись учиться за границу. Пытаясь добиться права получать высшее образование дома, девушки начали посещать лекции в Петербургском и Московском университетах в качестве вольнослушательниц.

В 1868 году по инициативе активисток было подано прошение ректору Петербургского университета за подписью более 400 женщин с просьбой разрешить девушкам получать высшее образование. Инициативу поддержали 43 профессора, но Министерство народного просвещения, которое на тот момент возглавлял консерватор граф Дмитрий Толстой, разрешило лишь открытие нескольких курсов в крупных российских городах, по окончании которых слушательницам давалось право преподавать в начальной школе.

Высшие женские курсы Герье

В начале 1871 года один из сторонников высшего женского образования в России профессор Московского университета Владимир Герье обратился к попечителю Московского учебного округа Платону Ширинскому-Шахматову с докладной запиской о целесообразности открытия в Москве высших женских курсов и положением о высших женских курсах.

В документах профессор Герье изложил основную цель работы курсов — подготовка женщин к педагогической деятельности без повторения элементарных знаний, усвоенных слушательницами в средней школе. Обучение было платным, программа занимала два года. Руководство Московского учебного округа поддержало инициативу Герье с расчетом на то, что высшие женские курсы станут хорошим источником пополнения педагогических кадров для женских училищ и гимназий.

В мае 1872 года Дмитрий Толстой утвердил положение о курсах и разрешил их открытие, наложив резолюцию: «Утверждаю, в виде опыта, на четыре года». Он также подчеркнул: «...с тем, однако, условием, чтобы за ними было учреждено строгое и деятельное со стороны начальства округа наблюдение, которое могло бы в случае надобности своевременно воспрепятствовать уклонению их от своего прямого назначения».

Студенческие волнения и закрытие курсов

Несмотря на все но, торжественное открытие Московских высших женских курсов, положивших начало высшему женскому образованию в России, состоялось в ноябре 1872 года в здании 1-й мужской гимназии на Волхонке (долгое время у курсов не было своего здания). Первыми слушательницами были 59 человек — они принадлежали к дворянству, мещанству, духовенству и купечеству. На курсах читали лекции по русской и всеобщей литературе, всеобщей истории и истории России, истории искусства и физике. Через год после открытия курсов программу обучения сделали трехлетней.

В 1884 году по стране прокатились студенческие волнения, в которых принимали участие и курсистки. В 1886-м Министерство народного просвещения приняло решение из-за революционных настроений прекратить набор курсисток и закрыть Московские высшие женские курсы. Последний выпуск состоялся в 1888 году.

Но на этом обучение курсисток не закончилось. После их закрытия профессора Московского университета за символическую плату продолжали систематически читать лекции всем желающим. Занятия проводились в здании Политехнического музея.

Повторное открытие и первый в мире студенческий городок

В марте 1899 года Владимир Герье подал прошение в Министерство народного просвещения о возобновлении Московских высших женских курсов, и в апреле 1900 года Николай II утвердил открытие учебного заведения, только теперь как государственного, а не частного.

В июне того же года в московских «Русских ведомостях» и петербургском «Новом времени» было помещено объявление о приеме слушательниц на Высшие женские курсы в Москве. Учебное заведение открылось в составе двух отделений: историко-философского (позже — историко-филологического) и физико-математического (с физико-математическим и естественным отделениями) — с четырехлетним сроком обучения. В 1906 году открылось медицинское отделение.

Новому директору курсов Сергею Чаплыгину удалось добиться разрешения на реализацию первого в мире проекта — строительства зданий специально под женское учебное заведение. Студенческий женский городок на Девичьем поле состоял из трех зданий (в наше время в них располагаются Московский педагогический государственный университет, Российский технологический университет и Российский государственный медицинский университет имени Н.И. Пирогова).

На курсах читали лекции лучшие профессора Московского университета, среди которых были ученые-естествоиспытатели Иван Сеченов и Владимир Вернадский, химик Александр Реформатский, физик Василий Давыдовский, биолог Николай Кольцов, лингвист Филипп Фортунатов, искусствовед Иван Цветаев. К 1913 году число слушательниц с момента повторного открытия увеличилось в 32 раза — с 223 до 7155 человек.

Диплом о высшем образовании

Поворотным и для Московских высших женских курсов, и для истории всего высшего женского образования в России стал закон от 19 декабря 1911 года «Об испытаниях лиц женского пола в знании курса высших учебных заведений и о порядке приобретения ими ученых степеней и звания учительницы средних учебных заведений». Это означало, что выпускницы курсов могли преподавать по выбранной специальности в низших и средних, мужских и женских учебных заведениях, а также наравне с мужчинами получать зарплату и пенсию по выслуге лет.

Право выдавать дипломы о высшем образовании Московские высшие женские курсы получили в 1915 году, когда за ними официально закрепился статус высшего учебного заведения. Продлилось это недолго: после революции 1917 года курсы были закрыты.

Независимость в образовании женщинам дала лишь советская власть. В 1918 году на месте курсов открылся Второй МГУ, он принимал в качестве студентов как юношей, так и девушек. Сейчас это Московский государственный педагогический университет.

Источник : Ссылка

   


Другие публикации в этой рубрике: Новости
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"
Прозерин р-р д/и 0.5мг/мл 1мл амп  №10

Пространство дискуссий

image
И от давления, и от облысения: как побочные эффекты одних лекарств помогают создавать другие препараты
image
Как не попасть на удочку нутрициолога-недоучки и сохранить здоровье
image
Россиян пугают пандемией холеры
image
Когда государство займется проблемой профориентирования школьников?
image
Донорам крови хотят дать новые льготы и преференции
image
Стакан наполовину пуст или полон: почему россияне не бросают пить и курить
image
Росздравнадзор получил больше возможностей для проверок аптек и клиник
image
Как закон о декриминализации медицинской деятельности дискриминирует “бесплатных” пациентов

Медицинский видеолекторий

image
Синдром дырявого кишечника
image
Инсулинорезистентность: особенности заболевания и возможности коррекции
image
Главное правило долгожителей и просто здоровых людей – пить много воды, но обязательно учитывать коэффициент диссимметрии
image
Преждевременное старение и какое влияние на этот процесс оказывают AGEs (конечные продукты гликирования)

PROздоровье

image
Психолог назвала простые способы поднять самооценку
image
Почему каждый 5-й человек в мире страдает от аллергии
image
Нефролог назвал главные причины раннего старения
image
Все, что нужно знать о коллагене: всем ли нужен, сколько и в каком виде
image
Флеболог предупредил об угрожающих жизни последствиях запущенного варикоза
image
Перечислены четыре способа хорошо себя чувствовать в любом возрасте
image
Врач назвала самые вредные перекусы для школьников
image
Врач назвала самый полезный вид мяса для пожилых
image
Врач назвала зону, боль в которой связана с болезнями сердца
image
Невролог назвала основные симптомы СДВГ у детей
image
Врач рассказала, почему возникает шум в ушах
image
Развеян миф о пользе работы стоя
image
Психотерапевт объяснила, почему люди заедают стресс
image
Врач предупредила о риске инсульта из-за частого пропуска завтрака
image
Пластический хирург объяснил, как делают кубики пресса
image
Врач назвала три самые полезные ягоды

Новости

image
Собянин объявил о завершении реконструкции приемных отделений шести больниц
image
Подольские врачи удалили у 90-летней женщины три 1,5-сантиметровых камня из желчевыводящих путей
image
Детские врачи из Люберец спасли ребенка, вдохнувшего стик от системы нагревания табака
image
«Тревожная кнопка» появилась у бригад скорой помощи в Подмосковье
image
Операционным директором сети клиник «Будь Здоров» назначен Виталий Баранов
image
Собянин: Цифровые технологии спасают жизни и повышают качество лечения москвичей
image
Чтобы майские праздники прошли хорошо: инструкции на mos.ru, которые пригодятся в длинные выходные
image
В России зарегистрировали первый в мире препарат от болезни Бехтерева
image
В Госдуму внесен законопроект об обороте метанола
image
Росздравнадзор намерен установить порядок списания безнадежных штрафов
image
Для «Круга добра» закупят препараты «Стрензик» и «Карзиба»
image
Представлен обзор аптечных продаж диуретиков по итогам 2023 года
image
Минздрав зарегистрировал первый в мире препарат для терапии болезни Бехтерева
image
Более 1 млн телемедицинских консультаций провели в Подмосковье с начала года
image
Раменские врачи прооперировали мужчину с девятью переломами после ДТП
image
Солнечногорские травматологи спасли 77-летнего пациента, который почти сломал протез тазобедренного сустава

Контакты

...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 730-55-50   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница