Российские биологи выяснили, почему вирусы мутируют в организме летучих мышей (2021-11-25 10:50:30)

Российские биологи выяснили, почему вирусы мутируют в организме летучих мышей

25.11.2021 490

Микробиота летучих мышей может быть фактором, способствующим мутациям вирусов и появлению штаммов, опасных для человека, полагают биологи из Донского государственного технического университета (ДГТУ). Бактерии в кишечнике мышей оказались достаточно мутагенны, чтобы изменить попавшие в организм патогены.

Подробнее об этом сообщается в статье в журнале Scientific Reports.

В последние годы летучие мыши широко изучались как первичные резервуары и переносчики новых вирусов, смертельных для человека, в том числе SARS-CoV-2. Более ранние исследования позволили предположить, что кишечная микробиота летучих мышей может позволять вирусам мутировать активнее, а также защищать самих мышей от их воздействия. В отличие от большинства животных, у летучих мышей состав микробиоты зависит в основном от окружающей среды, а не от эволюционных особенностей.

Исследователи собрали 89 образцов фекалий от разных летучих мышей из южных регионов России. Из этих образцов удалось выделиль 65 изолятов молочнокислых бактерий и бацилл. Большинство из них, как показал анализ, обладали промутагенными и антиоксидантными свойствами.

«Мы предполагаем, что антиоксидантные свойства микробиоты кишечника летучих мышей могут быть прямым ответом на высокий уровень свободных радикалов, образующихся во время полета, что повышает их шансы на выживание в кишечнике летучих мышей», — пишут исследователи.

Промутагенные свойства бактерий, вероятно, служат для повреждения ДНК других бактерий и необходимы, чтобы выжить в кишечнике летучей мыши, куда систематически попадают различные патогены. Контакт популяции летучих мышей с какими-либо вирусами или бактериями может привести к каскаду мутаций и рекомбинации вирусов, порождая штаммы, способные заражать людей и вызывать эпидемии.

«Данное исследование позволяет по-новому взглянуть на потенциальное участие микробиоты кишечника летучих мышей в противовирусном ответе и открывает новые горизонты в профилактике новых заболеваний, источником которых являются летучие мыши», — заключают авторы работы.

Выявленные свойства требуют дальнейшего изучения, подчеркивают они. В частности, предстоит разобраться в различиях микробиоты летучих мышей из разных регионов. Также не исключено, что роль в мутациях могут играть некультивируемые микроорганизмы, которые можно обнаружить только с помощью геномного анализа. А исследования, посвященные моделированию желудочно-кишечного тракта летучих мышей, позволят определить связь между длиной и структурой кишечника и свойствами бактерий.

Россия и Казахстан - не просто соседи. Экономики наших государств, когда-то представлявшие единое целое, а потом «разорванные» ищут возможности для взаимовыгодного сотрудничества. Касается это и фармацевтической отрасли. О проблемах, с которыми встречаются и об успехах, достигнутых на этом пути - в беседе председателя редакционного совета «Бизнес-Диалог Медиа» Вадима ВИНОКУРОВА с учредителем фармацевтической компании «Вива-Фарм» (Казахстан) Батырбеком МАШКЕЕВЫМ.

Медицинский лекторий