Правовой обзор законодательства по закупкам за период 19.07.2019 – 26.07.2019

image

28.07.2019 2447

Краткий обзор законодательных инициатив, изменений в законодательстве, а также судебная и арбитражная практика. Тема - государственные (муниципальные) закупки. Обзор подготовлен на Кафедре государственных (муниципальных) и корпоративных закупок в Московском государственном областном университете (МГОУ).

ПРАВОВОЙ ОБЗОР

19.07.2019 – 26.07.2019

Содержание:

I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
III. СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА


I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

1.1. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Правительство утвердило новые правила нацрежима для радиоэлектронной продукции.
Создадут единый реестр российской радиоэлектронной продукции. На него заказчик будет ориентироваться при составлении документации, а комиссия — при применении ограничений и условий допуска к госзакупкам. Продукция из реестра получит приоритет и при закупках по Закону N 223-ФЗ.
Как будут вести реестр.
Реестр будет вести Минпромторг с 1 сентября 2019 года.
Правила включения в реестр различны для радиоэлектронного и телекоммуникационного оборудования.
Радиоэлектроника.
Производителю нужно будет обратиться за заключением о подтверждении российского происхождения. Не позднее трех рабочих дней со дня его выдачи продукция попадет в реестр.
Если заключение выдано до 27 июля 2019 года, министерство самостоятельно включит продукцию в реестр в течение двух месяцев.
При изменении сведений, включенных в реестр, информацию об этом нужно будет направить министерству в течение 30 календарных дней с даты изменения.
Телекоммуникационное оборудование.
Такое оборудование, вне зависимости от даты выдачи заключения, будет включаться в реестр только по заявлению производителя. При этом подтверждать российское происхождение продукции придется каждый год.
Присваивать продукции статус оборудования российского производства будет Минпромторг. Для этого нужно будет представить документы, подтверждающие соответствование требованиям к производителю и оборудованию. Если заявитель не сможет подать нужные сведения или у министерства появятся дополнительные вопросы, экспертный совет проведет выездную проверку.
Если производителю откажут во включении продукции в реестр, он сможет повторно подать заявление только через один календарный год со дня отказа.
В каких случаях будут устанавливать ограничения.
Ограничения придется установить, если заказчик решит приобрести радиоэлектронную продукцию, включенную в перечень. При этом нельзя объединять в одну закупку продукцию из перечня и отсутствующую в нем.
Порядок определения НМЦК для таких закупок Минпромторг установит совместно с Минфином и ФАС.
Ограничения не нужно устанавливать, если в реестре:

• нет продукции с необходимыми функциями;
• есть продукция с требуемыми функциями, но по своим характеристикам она не подходит заказчику.
В этих случаях заказчику придется обосновать невозможность соблюсти ограничения на допуск радиоэлектронной продукции. Обоснование нужно будет разместить в ЕИС одновременно с размещением извещения о закупке. Что нужно указывать в обосновании, предусмотрено Постановлением N 878.
Новые правила допуска не будут применять при реализации программ приграничного сотрудничества и при закупке продукции на территории иностранного государства.
Как будут применять ограничения.
Заказчик должен отклонить заявки с предложениями иностранных товаров, если есть хотя бы две заявки, которые одновременно:
• соответствуют извещению и документации;
• содержат предложения о поставке продукции из реестра;
• не содержат предложений о поставке одного и того же вида продукции одного производителя или производителей, входящих в одну конкурентную группу.
Участник должен будет продекларировать, что его продукция включена в реестр, и указать номер реестровой записи.
При исполнении контракта нельзя будет поменять продукцию из реестра на продукцию, не включенную в него.
Как будут закупать радиоэлектронику из реестра по Закону N 223-ФЗ.
Постановление N 878 предусматривает приоритет радиоэлектроники, включенной в реестр.
Так, если заказчик проведет конкурс или другую закупку на основе критериев оценки и сопоставления заявок, предложения о поставке продукции из реестра будут оценивать по стоимостным критериям, снизив предложенную участником цену на 30%. Договор заключат по цене, предложенной победителем.
Если заказчик проведет аукцион или другую закупку с пошаговым снижением цены, с победителем, предложившим иностранную продукцию, договор заключат по цене на 30% ниже предложенной. Если цена будет снижена до нуля и торги пойдут за право заключить договор, победителю придется заплатить на 30% больше, чем он предложил.
Когда заработают новые правила.
Постановление № 878, включая правила ведения реестра и положения о приоритете отечественной радиоэлектроники в закупках по Закону N 223-ФЗ, вступает в силу 27 июля 2019 года.
Ограничения допуска иностранной радиоэлектроники по новым правилам заработают 1 сентября 2019 года и будут действовать в течение двух лет. До этой даты будет применяться Постановление N 968. Полагаем, что фактически приоритет нужно будет применять только с 1 сентября, ведь именно с этой даты начнет действовать реестр.

1.2. 22.07.2019 опубликовано Постановление Правительства РФ от 18.07.2019 № 920 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. № 1005».

Правительство внесло изменения в правила оформления банковских гарантий в сфере госзакупок. Новые требования связаны с тем, что с 1 июля 2019 года исполнитель дополнительно обеспечивает исполнение гарантийных обязательств, если они есть в контракте.
Если исполнитель выберет банковскую гарантию в качестве способа обеспечения, в нее нужно будет включить положение о праве заказчика потребовать от банка уплатить сумму по гарантии при нарушении исполнителем гарантийных обязательств. Требование можно будет предъявлять как в бумажном, так и в электронном виде.
В гарантию запрещено включать:
• положение о праве банка отказать заказчику, если не было уведомления о нарушении;
• требование предоставить банку отчет об исполнении гарантийных обязательств.
Новые правила заработают с 30 июля 2019 года.

1.3. 22.07.2019 опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.2019 № 917 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» ( Ссылка ).

C 01 января 2020 года изменятся правила регистрации участников закупок в ЕИС и правила ведения единого реестра участников закупок
Согласно постановлению Правительства РФ от 18 июля 2019 г. № 917 с 01.01.2020 г. вносятся изменения в правилах регистрации участников закупок в ЕИС и ведения единого реестра участников закупок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. № 1752.
В частности, предусмотрено автоматическое формирование в ЕИС информации о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ (при наличии), на основании сведений, полученных от Генеральной прокуратуры РФ.
Указанные сведения будут направляться заказчику оператором электронной площадки, на которой осуществляется закупка для рассмотрения заявок комиссией по осуществлению закупок.

1.4. 25.07.2019 опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.2019 № 919 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2018 г. № 440» ( Ссылка )

Правительство ввело переходный период для банков, выдающих гарантии для госзакупок.
Дмитрий Медведев подписал постановление правительства о поэтапном повышении рейтинговых требований к банкам, выдающим госгарантии для нужд госзакупок. Если раньше предполагалось, что они вырастут сразу на три ступени с 1 января 2020 года, то теперь требования будут повышаться на одну ступень в год, чтобы не сокращать число работающих с госзаказом кредитных организаций и поддержать конкуренцию между ними, поясняют в Минфине.
Сами эти требования были утверждены постановлением правительства №440 от 12 апреля 2018 года, но, как пояснили в Минфине, с 1 января 2020 года этот документ требовал от банков при выдаче гарантий кредитного рейтинга не ниже уровня BB-(RU) АКРА или кредитного рейтинга не ниже уровня ruBB- «Эксперт РА», то есть повышал рейтинговые требования сразу на три ступени.
«Не все банки на сегодняшний день смогут соответствовать этим требованиям, поскольку сейчас обязательным требованием является наличие рейтинга не ниже B-(RU) и (или) уровня ruB-»,— отметили в Минфине. «Поэтому постановлением предусмотрено поэтапное повышение кредитного рейтинга по одной ступени в год, что позволит избежать резкого сокращения числа потенциальных банков-гарантов» для нужд госзакупок и «поможет сохранить конкуренцию на рынке банковских гарантий». Сейчас в перечне Минфина 207 таких кредитных организаций.

1.5. 23.07.2019 опубликован Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 29.12.2018 № 482 «Об утверждении типовых контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, и информационных карт типовых контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам» (Зарегистрирован 22.07.2019 № 55340) ( Ссылка ).

Появились типовые контракты на регулярные перевозки пассажиров и багажа.
Минтранс утвердил типовые контракты на регулярные перевозки пассажиров и багажа автотранспортом и городским наземных электрическим транспортом.
Их потребуется применять, если предмет закупки относится к кодам по ОКПД2 49.31.21 и 49.39.11, то есть при закупке услуг по городским, пригородным, междугородным и международным перевозкам сухопутным транспортом пассажиров и следующих с ними багажа и животных. Например, это касается перевозок автобусами, трамваями или троллейбусами. Отметим, к данным кодам не относятся железнодорожные перевозки.
Ведомство предусмотрело три типовых контракта, которые нужно будет использовать в зависимости от ситуации:
• контракт оплачивают за фактически выполненный объем работ по цене единицы работы, при этом плата за проезд пассажиров и провоз багажа поступает заказчику (типовой контракт N 1);
• контракт оплачивают за фактически выполненный объем работ по цене единицы работы, но плата за проезд пассажиров и провоз багажа остается у подрядчика (типовой контракт N 2);
• контракт оплачивают независимо от фактически выполненных работ, а плата за проезд пассажиров и провоз багажа остается у подрядчика (типовой контракт N 3).
Ограничения по размеру НМЦК не установлены.
Приказ Минтранса вступит в силу 3 августа 2019 года. Однако типовые контракты станут обязательными для закупок, которые начнутся через 30 календарных дней после размещения условий в ЕИС.

1.6. На сайте ГД ФС РФ размещен проект федерального закона
№ 758964-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части проведения торгов по предоставлению земельных участков в электронной форме) ( Ссылка ).

Законопроект описывает систему проведения электронного аукциона по продаже и сдаче в аренду земельных участков. А также вносит изменения в порядок заключения договора со вторым по цене участником аукциона, если победитель уклоняется от подписания.
Председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев внес в нижнюю палату парламента проект поправок к Земельному кодексу, который описывает правила проведения электронных аукционов на право заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.
В пояснительной записке автор проекта указывает, что в действующем кодексе есть норма, которая допускает электронную форму такого аукциона, но порядок самой процедуры законодательно не установлен.
Проект разъясняет, как проводить земельные тендеры на электронных площадках, которые утверждены правительством для осуществления государственных и муниципальных закупок. Предполагается, что существующие особенности проведения аукционов с государственной и муниципальной землей сохранятся и для электронной формы. Например, формирование земельных участков, определение начальной цены предмета договора, порядок ведения реестра недобросовестных участников аукционов и включения в него сведений.
В свою очередь, уполномоченный орган получит право отменять объявленный аукцион не позднее чем за три рабочих дня до истечения срока подачи заявок на участия в нем. Такой возможностью он сможет воспользоваться самостоятельно только в случае, если тендер объявлен по его инициативе.
Также документ предусматривает изменение процедуры заключения договора со вторым по цене участником аукциона, если победитель уклонился от подписания договора. Как отмечает автор инициативы, в действующем законодательстве такому участнику предлагается заключить договор по цене, которую предложил победитель, а не сам участник, что противоречит принципу состязательности и не применяется в иных нормах о проведении торгов.
Николаев отмечает, что новеллы позволят сделать процедуру торгов более прозрачной и конкурентной.

1.7. ГД ФС РФ приняла в третьем чтении проект федерального закона
№ 755224-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки.

Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 36 раздела VI плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083-р, паспорта национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", утвержденного в соответствии с протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. № 16, и предусматривает внесение в законодательство изменений, необходимых для формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки (далее - единый реестр).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-Ф3 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), АО "Корпорация "МСП", его дочерние общества, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов МСП, ведут реестры субъектов МСП - получателей такой поддержки.
Вместе с тем в настоящее время сведения о предоставленной поддержке субъектам МСП не агрегируются, в связи с чем для получения информации о предоставленной конкретному субъекту МСП поддержке необходимо обращаться к различным реестрам субъектов МСП - получателей поддержки, размещаемым на официальных сайтах органов и организаций, оказывающих поддержку МСП.
Паспортом национального проекта определены задачи по законодательному установлению порядка ведения единого реестра субъектов МСП - получателей поддержки, определению условий представления для формирования указанного реестра информации и ответственных за представление такой информации в срок до 1 июля 2019 г.,
а также по формированию указанного реестра в срок до 20 декабря 2020 г.
Законопроектом предусматривается формирование единого реестра, размещаемого на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на основе сведений о субъектах МСП - получателях поддержки, включаемых в соответствующие реестры органов и организаций, определяется перечень поставщиков таких сведений и порядок их предоставления в ФНС России как оператору единого реестра.
В частности, законопроектом предусмотрено, что в целях ведения единого реестра субъектов МСП - получателей в поддержки соответствующие сведения в уполномоченный орган предоставляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерними обществами и организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов МСП.
Перечень поставщиков сведений в целях формирования единого реестра субъектов МСП - получателей поддержки может меняться в случае расширения перечня организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП.
В целях начала ведения единого реестра субъектов МСП - получателей поддержки статьей 2 законопроекта закрепляется порядок первого размещения сведений, содержащихся в едином реестре субъектов МСП - получателей поддержки.
В целях сохранения региональных реестров субъектов МСП - получателей мер поддержки до момента создания единого реестра предлагается поэтапный переход на новый порядок ведения указанного реестра. В связи с чем частью 2 статьи 3 законопроекта предусмотрено вступление в силу статьи 1 законопроекта с 20 декабря 2020 г.
Реализация положений законопроекта позволит обеспечить:
- открытый и регулярный доступ к сведениям о поддержке, предоставленной конкретным субъектам МСП, в целях обеспечения адресности, обоснованности и повышения эффективности ее предоставления;
- оценку результатов оказания поддержки субъектам МСП и корректировки на этой основе состава и объемов реализуемых мер поддержки.
Принятие законопроекта будет способствовать достижению целей
и целевых показателей национального проекта и государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316.

II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

2.1. На сайте «Гарант.ру» размещена статья: «Перечень случаев заключения контрактов жизненного цикла дополнят».

Правительству РФ поручено до 1 декабря 2019 года расширить перечень случаев заключения контрактов жизненного цикла на выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), включая дорожные сооружения, являющиеся их технологической частью, последующее содержание (обслуживание), ремонт и при необходимости эксплуатацию указанных дорог (их участков) и дорожных сооружений, а также разработать методику определения их НМЦК (Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета (утв. Президентом РФ 17 июля 2019 г. № Пр-1381ГС)).

2.2. На сайте Интерфакс-Proзакупки опубликована статья: «Казначейство предлагает переработать механизм ценообразования в госзакупках».

Федеральное казначейство РФ предлагает кардинально изменить механизм формирования начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) в госзакупках, заявила заместитель начальника управления по контролю в сфере контрактных отношений Казначейства Елена Лабурцева в ходе круглого стола "Государственные закупки и нецелевое расходование бюджетных средств: какой должна быть контрактная система в РФ".
"Видим основную проблематику на этапе формирования НМЦК, - сказала Лабурцева. - При проверках выявляются факты, свидетельствующие о завышении цен при формальном соблюдении норм законодательства".
В настоящее время госзаказчики при формировании НМЦК могут руководствоваться методическими рекомендациями, которые содержат несколько вариантов порядка определения цены контракта. Наиболее распространенным является метод запроса коммерческих предложений (направляются заказчиками трем участникам рынка для получения ценовой информации, необходимой для формирования НМЦК - ИФ).
"На практике имеются случаи, когда запросы коммерческих предложений направляются аффилированным с заказчиком компаниям, или ответ на такие запросы поступает от компаний, которых просто не существует - вариантов много", - отмечала прежде руководитель департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина РФ Татьяна Демидова
"Сейчас нет механизмов реагирования на такие нарушения, - подчеркнула Лабурцева. - Более того, порой в сложных закупках (прежде всего, закупках работ и услуг) нам даже не понятна рыночная цена. При этом у нас нет полномочий проводить проверку фактических расходов поставщиков, что могло бы помочь в определении реальной рыночной цены".
По ее мнению, первоочередным шагом по развитию закупочного законодательства должен стать пересмотр способов формирования НМЦК. При этом она отметила, что на отдельных рынках необходимо создание отраслевых порядков обоснования цены контрактов. "В этом году мы сосредоточены на проверках закупок в сфере информационных технологий, где весьма непрозрачное ценообразование, - добавила Лабурцева. - Заказчики сами отмечают, что было бы неплохо иметь свод правил, которым они могли бы руководствоваться при формировании НМЦК по закупкам в ИТ".
В то же время, в планы Минфина не входит кардинальное изменение порядка формирования цены контрактов в госзакупках. В краткосрочной перспективе (2020 год) ведомство намерено, в частности, сузить круг участников того или иного рынка, к которому госзаказчики смогут обращаться с запросом коммерческих предложений. Предполагается, что в качестве источника ценовой информации для заказчиков смогут выступать только те компании, которые зарегистрированы в Едином реестре участников закупок (ЕРУЗ).
Как сообщалось, Счетная палата РФ выявила в 2018 году нарушения при обосновании начальной цены госконтрактов на общую сумму 219,7 млрд рублей, что составляет 74,6% от общей суммы выявленных нарушений в сфере госзакупок.
"Среди неурегулированных вопросов в законодательстве о контрактной системе в сфере закупок можно отметить вопрос обоснования НМЦК, - отмечалось в материалах ведомства. - В настоящее время действует рекомендательный порядок по применению методов определения НМЦК, который в полной мере не раскрывает как порядок применения некоторых методов определения НМЦК (например, затратного метода), так и установление достоверных источников референтных цен (для метода сопоставимых рыночных цен), что влечет риски завышения НМЦК".
Казначейство, в свою очередь, весной текущего года озвучивало свои планы по автоматизации процесса определения НМЦК в госзакупках. В частности, ведомство заявляло о намерении провести агрегацию в структурированном виде цен на товары, работы, услуги из фактических сделок, зарегистрированных в ЕИС, и реализовать в системе механизм запроса коммерческих предложений - то есть госзаказчики смогут запрашивать коммерческие предложения (и получать ответ по таким запросам) только через ЕИС.

2.3. На сайте Интерфакс-Proзакупки опубликована статья: «СП РФ предлагает заменить в госзакупках банковскую гарантию на гарантийный лимит».

Счетная палата (СП) РФ предлагает заменить в госзакупках банковскую гарантию на гарантийный лимит, заявил аудитор СП Максим Рохмистров в ходе круглого стола "Государственные закупки и нецелевое расходование бюджетных средств: какой должна быть контрактная система в РФ".
"Многих от участия в госзакупках останавливает то, что для этого им надо идти в банк и получать банковскую гарантию - он (участник) еще не стал победителем аукциона, а банку уже должен заплатить, поскольку гарантия стоит денег - от 1,5% до 6% от размера гарантии, - сказал Рохмистров. - Сейчас мы предлагаем рассмотреть такой вариант, как гарантийный лимит, который активно используется в частном секторе".
По словам Рохмистрова, можно разработать бесплатный инструмент для потенциальных поставщиков. Суть в том, что банк, в котором компания является клиентом, на основании данных о ней определяет размер кредита, который он готов оперативно предоставить компании в случае ее победы в госзакупке для обеспечения исполнения контракта. "Соответственно, он (поставщик) не платит деньги - это просто утвержденный для него лимит, - отметил Рохмистров. - А вот если он станет победителем закупки, то тогда заплатит банку соответствующий процент - в таком варианте, наверное, больше людей захотят поучаствовать в госзакупках".
При этом необходимость увеличения числа поставщиков в госзакупках Рохмистров объяснил недостаточным уровнем конкуренции в рамках контрактной системы. "Сегодня у нас немногим больше 200 тыс. поставщиков зарегистрировались в едином реестре участников закупок (ЕРУЗ), подчеркнул аудитор. - Потенциально же число поставщиков для госзакупок составляет 4,5 млн. В этом году рассчитываем на повышение конкуренции за счет привлечения в госзакупки большего числа участников - для этого необходимо сделать рынок понятным и привлекательным для поставщиков".
В свою очередь руководитель департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина РФ Татьяна Демидова отметила, что финансовое ведомство предлагает проработать вопрос предоставления участникам закупок универсальной банковской гарантии. "По нашему предложению поставщик сможет вместо нескольких банковских гарантий (гарантии на обеспечение заявки на участие, возможно в ряде закупок, по исполнению контракта или контрактов) сможет получить одну гарантию с открытой датой - то есть, с определенным сроком действия и с определенным лимитом", - пояснила Демидова.
По действующему закупочному законодательству госзаказчик имеет право потребовать от потенциальных поставщиков обеспечения заявок на участие в закупке (до 5% от цены контракта) и исполнения контракта (до 30%). Обеспечение может взиматься денежными средствами или в виде банковской гарантии. Последние имеют право предоставлять около двух десятков российских банков, удовлетворяющих ряду требований.

2.4. На сайте «ТОРГ94» опубликована статья: «Как исполнять контракты с условием о казначейском обеспечении обязательств».

Министерство финансов и Казначейство РФ разъяснили нюансы исполнения контрактов в текущем году, предусматривающих условие о казначейском обеспечении обязательств.
В частности, в пояснительном письме говорится, что для реализации положений ч. 8-9 ст. 5 Закона «О федеральном бюджете на 2019 г.» условия о казначейском обеспечении обязательств нужно включать не только в контракты, но и контракты, которые нужны для их исполнения и заключаемые в 2019 г. При этом положения закона «О федеральном бюджете на 2018 г.» определял аналогичный перечень целевых средств, на который распространялось требование о применении казначейского обеспечения обязательств. Специалисты Минфина и Казначейства пришли к выводу, что на целевые средства, полученные на основании контрактов, заключенных как для реализации ФАИП на 2018 г, так и ФАИП на 2019 г, распространяется требование о дополнении условия о казначейском обеспечении обязательств.

2.5. На сайте «Парламентская газета» опубликована статья: «В Госдуме предлагают сделать лекарства для льготников доступнее».

Депутаты Госдумы намерены включить в закон «О госзакупках» положения, разрешающие регионам закупать лекарственные препараты для льготных категорий граждан на следующий год на сумму, не превышающую полугодовой лимит. Как стало известно «Парламентской газете», соответствующие предложения рассмотрит совет фракции «Единая Россия».
Согласно действующему законодательству, государственные медицинские учреждения ежегодно с 1 января должны обеспечить льготное получение лекарств гражданами, в том числе тех, кто вернул право на получение государственной социальной помощи. При этом ввиду значительного объёма данных закупок (а он составляет около 600 номенклатурных позиций с учётом различных дозировок и лекарственных форм), определение поставщика должно осуществляться не менее чем за 4-5 месяцев до начала периода отпуска гражданам лекарственных средств (начиная с августа года, предшествующего планируемому году).
Лекарственные средства должны быть закуплены и доставлены в аптечные пункты, расположенные на всей территории субъектов РФ, не позднее 20 декабря текущего года. Вместе с тем, в соответствии с федеральным законом о бюджете, в октябре-ноябре бывают распределены только бюджетные ассигнования по иным межбюджетным трансфертам на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения. Объём указанных средств позволяет обеспечить проведение торгов на закупку лекарственных средств только в объёме квартальной потребности.
В то же время, распоряжение Правительства о распределении регионам соответствующих субвенций принимается, как правило, в конце декабря предшествующего года, а лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования доводятся только в феврале следующего года. Соответственно торги на второй квартал следующего года могут быть объявлены не ранее марта следующего года.
«В данных условиях лекарственные препараты для второго квартала следующего года могут быть поставлены только в середине июля следующего года. Следовательно, в период с марта по середину июля отсутствует возможность обеспечения граждан лекарственными средствами, что может привести к социальной напряжённости», — сказал «Парламентской газете» один из руководителей рабочей группы Государственной Думы по совершенствованию законодательства о лекарствах Айрат Фаррахов.
Для того, чтобы решить эту проблему, эксперты рабочей группы предложили включить в закон «О госзакупках» положения, разрешающие субъектам РФ осуществлять закупки лекарственных препаратов для льготных категорий граждан без доведённых лимитов финансирования. Например, разрешить проведение закупок на следующий год на сумму, не превышающую полугодовой лимит. Соответствующее предложение, разработанное экспертами рабочей группы и подписанное Айратом Фарраховым и первым замруководителя фракции «Единой России» Андреем Исаевым, направлено на совет фракции «Единая Россия».

2.6. На сайте Интерфакс-Proзакупки опубликована статья: «Роскомнадзор рекомендует исключить или сократить персданные в документации госзакупок на ЭТП».

Роскомнадзор разработал памятку для торговых площадок, использующих персональные данные (ПД) участников электронных аукционов, согласно которой участникам аукционов рекомендуется исключить из документов персональные данные, чтобы ими не могли воспользоваться мошенники.
Как указали в ведомстве, операторы должны избегать "избыточной обработки" и соблюдать принцип соответствия объема размещаемых ПД целям их обработки.
"При формировании и размещении на электронной площадке документов, предполагающих включение в них персональных данных, необходимо руководствоваться принципом целеполагания, установленным ч. 5 ст. 5 ФЗ "О персональных данных", согласно которому персональные данные, указываемые в документах, не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки", - говорится в тексте памятки.
Кроме того, указывает ведомство, стоит принимать во внимание, что размещенные ПД (в том числе паспортные данные) "могут быть использованы неустановленными лицами для осуществления противоправных действий".
"В целях минимизации возможности нарушения прав субъектов ПД необходимо обеспечить исключение ПД из формируемой участниками закупок документации либо приведение их объема к виду, не позволяющему однозначно идентифицировать конкретное физическое лицо (например, указывать фамилию и инициалы, исключать из документации СНИЛС, адрес проживания лица и его паспортные данные)", - отмечается в памятке.
Роскомнадзор рекомендует разместить памятку на официальных сайтах торговых площадок и уведомить службу о принятых мерах. В настоящий момент она есть на сайтах АО "Электронные торговые системы" и ООО "РТС-Тендер", уточнили в ведомстве.
В середине мая Роскомнадзор по итогам проверки появившейся в СМИ информации об утечке через информационные государственные системы (от реестра НКО Минюста до портала госзакупок) данных почти 360 тыс. россиян, в том числе крупных чиновников, заявил, что не обнаружил нарушений закона. В ведомстве указали, что такое опубликование персональных данных разрешено положением закона "О персональных данных".
В частности, сообщили в Роскомнадзоре, допускаются случаи, когда персональные данные подлежат опубликованию или обязательному раскрытию неограниченному кругу лиц для осуществления и выполнения возложенных законом на оператора функций. Также основанием раскрытия такой информации может являться просьба субъекта персональных данных.
13 июня пресс-служба Минфина сообщила, что межведомственная комиссия пришла к выводу, что электронные торговые площадки для госзакупок и их операторы соответствуют техническим и организационным требованиям в части обеспечения защиты информации, персональных данных, взаимодействия с банками, обеспечения идентификации и аутентификации на электронной площадке с использованием Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА).

2.7. На сайте «Про-госзаказ» опубликовано Разъяснение Союза инженеров-сметчиков от 17.07.2019 № РС-ПГ-148/19. Специалисты объяснили, когда проводить повторную экспертизу сметы.

Союз инженеров-сметчиков объяснил, в каких случаях проводить повторную экспертизу сметы при работе по контракту. Разъяснения связаны с новыми основаниями изменить существенные условия контракта.
Сметчики поясняют, что разработка, уточнение или изменение рабочей документации в ходе исполнения контракта – не основание менять цену контракта. Чтобы изменить цену, необходимо внести поправки в утвержденную проектную документацию с учетом требований к оценке таких изменений.
Если увеличивают стоимость строительства или реконструкции объекта капстроительства в проектной документации, необходимо направить такую проектную документацию на повторную экспертизу. Повторная экспертиза сметной стоимости не нужна, если в результате изменений проектной документации стоимость не увеличилась.
Новую сметную стоимость рассчитывают по сметным нормативам и сметным ценам строительных ресурсов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов. После того как заказчик получит новое положительное заключение и утвердит сметную документацию, он вправе вносить изменения в смету контракта на основании подпункта «в» пункта 1 или пункта 8 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.
С 1 июля в Закон № 44-ФЗ добавили основания изменить существенные условия контракта при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства или работ по сохранению объекта культурного наследия.
Основание 1. Стороны меняют объем или виды работ по контракту. Изменить цену контракта можно не более чем на 10 процентов. Право внести правки заказчик прописывает в закупочной документации и контракте, а при закупке у единственного поставщика – только в контракте.
Основание 2. Контракт невозможно исполнить из-за обстоятельств, которые не зависят от сторон. При этом контракт отвечает следующим условиям:
▪️срок действия – не менее года;
▪️цена – равна или больше предельного размера, который установило Правительство.
В этом случае можно изменить условия контракта, в том числе проектную документацию. Чтобы внести поправки, необходимо письменно обосновать изменения на основании решения Правительства, высшего исполнительного органа власти региона или местной администрации. Срок и цену контракта можно увеличить до 30 процентов. При этом в срок не включают время, которое необходимо, чтобы получить экспертизу измененной проектной документации.
Основание 3. Контракт не исполнили в срок по независящим от сторон обстоятельствам или по вине подрядчика. В этом случае можно один раз продлить срок контракта. При этом продленный срок не должен превышать первоначальный. Например, заключили контракт на три месяца, продлить срок можно еще на три месяца или меньше. Если сроки сорвал подрядчик, продлевать срок контракта можно только после того, как он выплатит неустойку. Дополнительным соглашением изменяют срок, в который заказчик вернет подрядчику обеспечение контракта, если контрагент внес обеспечение деньгами.

2.8. На сайте ФАС России опубликована статья: «Михаил Евраев: Несовершенство одностороннего расторжения контракта отталкивает потенциальных поставщиков от участия в госзакупках».

ФАС предлагает наделить исполнителя правом обжаловать решение заказчика об одностороннем расторжении контракта и перевести всю их претензионную переписку в ЕИС.
Заместитель руководителя ФАС России принял участие в совещании Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам по вопросам совершенствования законодательства в части приемки товаров в рамках исполнения госконтрактов. Мероприятие проходило на площадке Общероссийского народного фронта. «За честные закупки».
Говоря о совершенствовании законодательства о закупках, заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев отметил необходимость изменения процедуры одностороннего расторжения контрактов.
«Сейчас процедура крайне ущербна. Поставщик теряет контракт, обеспечение по нему, попадает в Реестр недобросовестных поставщиков. При этом, в 2018 году более 40% из 8 тысяч случаев одностороннего расторжения контракта были признаны необоснованными. По сути, у поставщика отсутствует возможность защитить свои права. И такая ситуация не способствует привлечению потенциальных участников на госзакупки», - подчеркнул он.
«Какой смысл проводить конкурентную процедуру по размещению закупки, если потом заказчик может по надуманным причинам расторгнуть контракт в любое время вне зависимости от того, качественно его исполняет поставщик или нет», – отметил Евраев.
ФАС России предлагает наделить исполнителя правом обжаловать решение заказчика об одностороннем расторжении контракта. Такая мера позволит обеспечить баланс интересов сторон. Соответствующее предложение ФАС готовит для осеннего пакета поправок в систему госзакупок.
Также он уточнил, что одним из ключевых пунктов поправок является предложение по существенному расширению функционала ЕИС, предусматривающее направление в системе жалоб, уведомлений, а также всей переписки заказчика и исполнителя по исполнению контракта, что сделает ее доступной для всех контрольно-надзорных и уполномоченных органов власти.
Предложения по механизмам проведения экспертизы при приемке товаров в ходе исполнения госконтрактов, озвученные членами и партнерами гильдии, замглавы ФАС России предложил оформить в виде детальных норм для дальнейшей проработки в рамках подготовки осеннего пакета поправок.

III. СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

3.1. На сайте СПС «КонсультантПлюс» размещено Определение ВС РФ от 09.07.2019 по делу N А70-9510/2018.

Комиссия должна проверять добросовестность участников электронных закупок через ЕИС.
Комиссия отклонила заявку участника, обнаружив сведения о нем в реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Участник обратился в контрольный орган.
УФАС признало отклонение заявки неправомерным, так как информацию об участнике обнаружило в РНП только на сайте электронной площадки, а в ЕИС — нет.
Суд первой инстанции счел наличие сведений на сайте электронной площадки достаточным, чтобы отклонить заявку.
Однако последующие инстанции отменили его решение. К моменту проведения закупки уже прошло два года со дня включения участника в РНП, т.е. его уже должны были исключить из реестра. Комиссия была обязана проверить этот момент.
Суды также отметили: удостовериться в том, что участник включен в РНП, нужно с помощью ЕИС. Доводы о том, что функционал электронной площадки позволяет напрямую обращаться к информации в РНП, не сыграли роли. Суды обратили внимание и на то, что заказчик представил скрин информации из РНП, созданный позднее даты составления протокола подведения итогов.
ВС РФ отказался пересматривать дело.

3.2. На сайте СПС «КонсультантПлюс» размещен Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденный 17.07.2019.

Для смешанных договоров с элементами поставки медизделий нужно устанавливать условия допуска.
Во втором обзоре практики за 2019 год Верховный суд напомнил: ограничения и условия допуска иностранных медизделий нужно устанавливать даже для смешанных договоров (п. 30 Обзора).
Суды нижестоящих инстанций посчитали, что при закупке слуховых аппаратов и услуг по слуховому протезированию заказчик не должен был ссылаться в документации на Постановление N 102, так как в нем установлены правила только для поставки медизделий.
Но Верховный суд отменил их решения. Документация о закупке предусматривала закупку как медизделий, так и услуг. Контракт, судя по его проекту, не был договором оказания услуг, а относился к смешанному договору: содержал элементы договоров купли-продажи и возмездного оказания услуг. Поскольку заказчик планировал в рамках рассматриваемого аукциона в том числе закупить медизделия, нужно было установить ограничения и условия допуска по Постановлению N 102.

3.3. Определение Верховного Суда РФ от 28 июня 2019 г. № 304-ЭС19-9579.

Верховный Суд Российской Федерации в очередной раз согласился с тем, что работы по акарицидной (противоклещевой) обработке озелененных территорий требуют наличия лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии. Любопытно, что на сей раз ВС РФ выступил на стороне антимонопольного ведомства (Определение Верховного Суда РФ от 28 июня 2019 г. № 304-ЭС19-9579).
Напомним, что изначально ФАС занимала противоположную позицию в межведомственной дискуссии о необходимости иметь медицинскую лицензию даже тем дезинфекторам, кто оказывает услуги по дезинфекции, дезинсекции, дератизации вне рамок медицинской деятельности. Это ведомство, заручившись впоследствии поддержкой Минздрава России, Минэкономразвиятия России и Генпрокуратуры России, выступало против такого требования. Роспотребнадзор же настаивал, что лицензия нужна всегда.
Суды не выработали единой позиции, однако в начале 2018 года Экономколлегия ВС РФ пришла к выводу, что лицензия все-таки необходима (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 15 января 2018 г. № 309-КГ17-12073). Однако и после этого не только Минздрав России выступал с критикой указанного подхода ВС РФ, но даже и сам ВС РФ издал судебный акт с выводами о ненужности лицензии.
Именно в этих обстоятельствах ФАС России начала защищать позицию о том, что лицензия необходима: предметом нового спора стало решение УФАС о нарушениях Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по акарицидной (противоклещевой) обработке озелененных территорий: в документации об электронном аукционе не было требования к участникам аукциона о наличии указанной лицензии.
Муниципальное казенное учреждение пыталось оспорить это решение, но ФАС России выиграла во всех инстанциях.
Таким образом, требование о наличии медицинской лицензии по дезинфектологии для всех дезинфекторов можно считать подтвержденным на самом высоком уровне.

Подробнее: Ссылка на файл

Специальное предложение

 
Зонды (катетеры)

желудочные
Ла-мед Хэлскеа

Цена: от 9,30 руб.

Перчатки

латексные
Топ Глав Сдн. Бхд.

Цена: от 3,76 руб.

Перчатки

нитриловые
Топ Глав Сдн. Бхд.

Цена: от 3,76 руб.

Новости

 
 
 
 
 

Контакты

 
...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 730-55-50   mail@medargo.ru