Электронная коммерция шагает по миру... мимо России?

image

25.07.2019 954

Недавно Еврокомиссия занялась антимонопольным расследованием относительно Amazon, а владелец этой компании ДжефБезос стал богатейшим человеком в мире. Медиамагнаты, воротилы Уолл-стрит, промышленники, IT-гении – все остались позади. Все это – звенья одной цепи и часть глобального современного явления – электронной коммерции. Она, в вице различных интернет-магазинов и маркетплейсов,уже давно переросла стадию небольшой отрасли с малозначительными участниками.

В России же электронная коммерция пока что находится на стадии становления. Да, к покупкам некоторых товаров в большом количестве разрозненных и не всегда надёжных интернет-магазинов люди привыкли. Но, как правило, такие покупки носят нерегулярный характер. Зато благодаря тому, что торговля дождалась в России массового распространения интернета, мы сейчас можем наблюдать стремительный рост отрасли. Главное, чтобы во время бурного роста проявилось как можно меньше побочных эффектов.

Теоретически, правительство собиралось создавать условия для безболезненного и стремительного роста. Даже был разработан национальный проект «Цифровая экономика». Но пока, к сожалению, похвастаться особо нечем. Этот нацпроект к концу весны отметился худшим финансовым исполнением среди всех нацпроектов: за 5 месяцев 2019 года он был выполнен лишь на 1%. Задачи есть, а выполнения пока не видно.

Естественно, онлайн-торговля полностью не вытеснит обычные магазины. Люди в них как ходили, так и будут ходить. Ни один интернет-магазин не заменит привычный оффлайн в жилом доме, поход в который займет несколько минут. Точно также никуда не исчезнут торговые центры: существует большая прослойка покупателей, которым важны консультации с продавцом, примерки, привычный сервис. Интернет-магазины, при всём желании, не могут по этим параметрам приблизиться к традиционным торговым точкам. Даже если заказываете доставку нескольких предметов, например, одежды с возможностью примерки дома, то всё равно сначала необходимо определиться с минимальным набором, который могут доставить, лишь по картинкам и описанию. В конце концов, походы в магазин – это не просто выполнение утилитарной функции, но и в некоторой степени развлечение и досуг. Особенно, если речь идёт о многофункциональных торговых центрах.Они будут жить до тех пор, пока существует потребность в живом общении и возможность выбора товаров. А для торговых марок класса «люкс» традиционные точки продаж и в будущем останутся приоритетными, поскольку люди в этом случае покупают не просто функционал вещи, а социальный статус и соответствующий сервис.

Но даже при том, что сектор электронной коммерции в России растёт в год на 20%,и в 2019 году должен достигнуть 1,74 трлн. рублей, это лишь4% от всего оборота розничной торговли в России. В мире же этот показатель составляет 12%, а через два года должен достичь 18%. В отдельных странах показатели онлайн-торговли намного выше: в США уже 32% торговли обходится без посещения магазинов, в Китае – 26,8%.

В тех же Соединённых Штатах успех электронной торговли обеспечен удачным сочетанием небольших независимых магазинов, предлагающих уникальные товары по доступным ценам, гигантов вроде Amazon, ориентирующихся на большой ассортимент товаров массового потребления и скорейшую доставку до двери, и маркетплейсов, которые в себе объединяют имя и маркетинг лидеров отрасли с предложениями небольших онлайн-магазинов.

В России всё несколько иначе. В силу отсутствия достаточного количества товаров отечественного производства и высоких издержек бизнеса, значительную часть роста даёт трансграничная торговля. Сейчас уже сложно найти человека, который бы не сталкивался с покупкой товаров на том же AliExpress. А рост онлайн-продаж fashion-товаров обусловлен, в первую очередь, усилением позиции лишь одной компании Wildberries, чей оборот в прошлом году вырос на 72% с 69 млрд. до 118,7 млрд. рублей. Также картину рынка могут изменить новые проекты Сбербанка с Яндексом и Mail.ruс Alibaba. То есть, на формирование рынка влияют не компании, которые прошли долгий путь эволюции и уже набили многие шишки, наращивая инфраструктуру вместе со спросом на их услуги, а искусственно созданные лидеры. Стабильность таких проектов пока никто не может гарантировать.

Мировые лидеры решали возникающие проблемы постепенно: наращивали возможности складирования товаров, развивали логистику, модернизировали средства приёма платежей. Создание крупных компаний сразу же сталкивается с рисками: эффективные хранение и транспортировка требуют больших инвестиций, необходимость курьерам быть заодно и кассирами (а в случае продажи лекарств, курьеры теперь заодно должны быть фармацевтами) накладывает дополнительные издержки и не позволяет привлекать сторонних подрядчиков с курьерами. Плюс большие расстояния и пути сообщения, находящиеся не в лучшем состоянии.

Можно доставлять товары почтой - люди так и делают при заказе товаров заграницей (в январе 2019 года Почта России обработала на 25% посылок больше, чем годом ранее). Но ведь хочется всего и сразу, и желательно, чтобы не потеряли посылку по дороге. У нас решить проблему пытаются созданием больших складов («Утконос» для этого строит склад на 70 тыс. кв. м.), но при этом получаем другую проблему: излишнюю централизованность ведущих продавцов в московском регионе. Доставка в регионы, по-прежнему, остаётся проблемой, и создание маркетплейсов не решает эту проблему.

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) предлагает решить проблему развития традиционным для России способом: избавлением отечественных компаний от конкуренции. «Очень позитивно повлияет, если Роскомнадзор закроет полностью AliExpress как сайт, не соблюдающий законы РФ», - заявил глава АКИТ Алексей Федоров. В такой изоляции отечественные компании, конечно, будут обречены на успех. Но и развития не будет...

Если, всё-таки, у нас стоит задача хотя бы не отставать от мировых тенденций, в первую очередь, необходимо сделать упор на развитие логистики. В России должны появиться современные логистические центры по всей территории, где есть города. Причём это должны быть обязательно независимые логистические центры, которые будут оказывать услуги не только крупнейшим компаниям, но и всем желающим. Рассчитывать на то, что они появятся сами собой, не приходится: инвестиции в склады, предоставляющие моментальный доступ к произвольному товару, требуют построения бизнес-плана на много лет вперёд. А без госгарантий и многолетних субсидий частные инвесторы не решатся на такой рискованный шаг.

Развитие логистики выгодно по многим параметрам: оно создает рабочие места, спрос на высокотехнологичные решения для складов, поддерживает строительную отрасль и, естественно, развивает торговлю. А без каналов сбыта отечественные предприятия обречены на простой и бесконечное отставание от мировых лидеров.

Анна Вовк,
генеральный директор компании
ООО «Национальная Дистрибьюция»,
Председатель Комитета МТПП по развитию инвестсреды для бизнеса

Источник: портал RBGMedia.ru

Специальное предложение

 
Катетеры

Фолея
Ла-мед Хэлскеа

Цена: от 25,60 руб.

Шприцы

одноразовые
Тяньжинь Медик

Цена: от 1,69 руб.

Маски медицинские

Кэрстон Медикал энд Протектив Продактс

Цена: от 0,66 руб.

Новости

 
 
 
 
 

Контакты

 
...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 730-55-50   mail@medargo.ru