ПРОФЕССИЯ − БИЗНЕС-ТРЕНЕР

image

04.12.2019 6485

Бизнес-тренеры обучают владельцев бизнеса, менеджеров и персонал знаниям и навыкам, полезным для развития дела. Например, работе с покупателями, управлению людьми, организации системы контроля внутри компании. Это относительно новая профессия, но уже снискавшая популярность в России. Она подойдёт людям, которым нравится мотивировать и убеждать других, готовым постоянно развиваться, учиться новому и передавать знания другим людям. Мы пообщались с генеральным директором компании «А-Консалтинг» Анной Гулимовой и расспросили её, что значит быть бизнес-тренером и как строится работа с людьми.

− Анна, расскажите о вашем деле, о том, чем вы занимаетесь. Как давно вы пришли в эту сферу, с чего начинали?

− Моя компания (и я лично) занимается сопровождением различных бизнес-структур с точки зрения управления персоналом. Мы − как HR-отдел, который не внутри, а снаружи. Мы участвуем в подборе и оценке персонала, развиваем его, консультируем руководителей по вопросам, связанным с персоналом, внедряем системы мотивации и так далее. Начинали как раз только с подбора – когда только открылись, в 2006 году, работали как кадровое агентство, а спустя несколько месяцев уже начали заниматься обучением. К моменту открытия у меня уже был трёхлетний тренерский опыт.

− У вас небольшая компания, но вы уже более 13 лет на рынке. За это время вы работали с крупными предпринимателями и небольшими фирмами. Есть ли разница в работе с ними? Какой подход у вас в работе с клиентами?

− Да, среди наших клиентов есть очень разные компании, бизнес разного масштаба и на разных стадиях роста. Конечно, есть две стороны медали: с одной стороны, каждая компания индивидуальна, обладает своими ценностями, особенностями и сложностями. С другой стороны, типовые сложности компаний совершенно не зависят от их размера и специфики деятельности. Например, сложности с мотивацией сотрудников везде приводят к скрытому саботажу, низкой результативности, ухудшению климата, сложностям в коммуникации. Интуитивное управление (когда руководителей не учили руководить) везде выливается в некачественное выполнение задач, обиды на обратную связь, нежелание нести руководителю инициативы и т.п.

Именно поэтому наш подход − сначала посмотреть на компанию, а потом уже определять, что ей необходимо. Посмотреть, конечно, часто не в прямом смысле (хотя, если задачи ставятся масштабные, мы начинаем с организационной диагностики), а, как минимум, поговорить с руководством, узнать предысторию, посмотреть на стилистику поведения компании во внешней среде (на клиентском и кадровом рынках). Даже если к нам обращаются за конкретным продуктом (нужен тренинг продаж), мы всегда задаемся вопросами: а точно ли он нужен? А он ли нужен? А почему именно он, и что даст? И порой, бывает, отказываемся от сотрудничества, если считаем, что клиент поступает себе во вред.

− Какие ваши главные принципы в работе или главная стратегия? Как вы можете доказать клиенту, что именно вы достойны стать его бизнес-тренером?

− Главный принцип, или даже скорее сказать, миссия – «мы учим людей говорить и договариваться». Кажется, что говорить – очень простой навык, однако это не так. Говорить – это и уметь слышать, и вести диалог, и управлять эмоциональным фоном, и доверять, и формировать правила, и очень много чего ещё, чему, к сожалению, всем нам ещё учиться и учиться.

Если клиенту отзывается такой подход, если он сам (в лице высшего руководителя или руководителя HR-службы) готов вести переговоры, прислушиваться, воспринимать обратную связь, − обычно он видит нашу открытость к диалогу и выбирает нас. Помню, один из клиентов после заключения договора признался, что встречался с пятью или шестью тренерами и компаниями и только со мной (тогда я вела переговоры) ему было чётко понятно, что и как будет происходить, для чего нужны те или иные действия, на каких условиях мы будем работать и ещё ряд других важных вещей. Это я и называю – говорить и договариваться.

− Если к вам за помощью обращается крупная фирма или холдинг, которая уже много лет на рынке, то с какими основными проблемами они к вам идут? Что в их системе управления может быть не так?

− У крупных компаний, которые давно на рынке, есть, пожалуй, два диаметральных комплекса сложностей. Один из них − это когда компании 15-20 лет, а она никогда системно не занималась персоналом. Всё строилось интуитивно, все правила «передавались из уст в уста», адаптация шла по принципу «выплывет - не выплывет», обучением подчас не занимались и пр. Тут всё нужно строить с нуля, не глядя на возраст компании.

Второй перекос – когда компания, наоборот, спешит за всеми новинками и трендами. Они уже и коучинговый стиль управления ввели, и расстановки среди топ-менеджеров практикуют, и нейрографику рисуют, и много всего другого, но в систему как таковую это не укладывается, всё очень разрозненно, хаотично, всего слишком много. Здесь обычно всё сложнее, потому что люди переучены, разочарованы, много знают на уровне информации, но ничего не успевают применять, и подчас строительство системы приходится начинать с какого-то одного небольшого, наиболее безопасного, краешка.

Что касается промежуточных вариантов – их масса, чаще всего западает конкретный навык. Например, сотрудники отдела продаж всё умеют, а вот «дожимать» клиента не умеют. Или руководители задачи ставят хорошо, а вот обратную связь дают слабо.

− Сейчас на рынке услуг очень много разного рода коучеров и бизнес-тренеров, как человеку выбрать действительно успешного, качественного профессионала и не попасть на мошенников? Есть ли какие-то отличительные черты или факторы работы, которые отличают грамотного специалиста от шарлатана?

− Очень сложный вопрос. Прежде всего, потому, что единого правильного ответа на него нет. Сказать, что нужно смотреть на опыт в годах/тренингах/компаниях, – неверно, есть молодые компании/школы, но очень качественные. Делать отсылку к отзывам − тоже бессмысленно, отзывы (даже реальные) берутся часто в эмоциональный момент, когда человеку всё нравится, и не учитывают результативность. Реальные рекомендации – «сарафанное радио» – да, работают более эффективно, но здесь есть риск промахнуться по стилистике: например, другой компании это подошло, а вам не подойдёт, потому что у вас другие ценности или другой язык.

Поэтому я рекомендую то, чему сама и учу, – разговаривать. Не стесняться тренеру или консультанту задавать все вопросы, которые кажутся важными: где он учился, что он думает по тому или иному вопросу, каких подходов/стилей придерживается, что считает главным в обучении/бизнесе/коучинге.

− Продолжаете ли вы своё личное обучение? Какие мероприятия посещаете, может быть, у вас есть свой «гуру», у которого вы узнаёте что-то новое для своей работы?

− Конечно, наше обучение (и моё собственное, и моих коллег) не прекращается ни на минуту. Каких-то своих гуру нет, а вот инструментарий мы пополняем и обновляем регулярно. Например, меньше года назад я обучилась на курсе «Игрофикация. Тренер-игротехник», так как игры как инструмент для бизнеса сейчас очень актуальны. Всегда по возможности посещаем профильные конференции, круглые столы, вебинары смотрим еженедельно, причём как на прямо профильные темы, так и обязательно на смежные. Обучение – это ведь не только прямое применение информации, но и поддержание мышления в тонусе, широкий кругозор и понимание особенностей рынка, что крайне важно для тренера и консультанта.

− Что в работе бизнес-тренера самое сложное? Бывали ли у вас моменты, когда вы оказывались в эмоциональном тупике и не знали, что делать дальше? Как находили выход?

− Работа бизнес-тренера вообще сложная. Без всяких оговорок. Начиная от физической составляющей, когда ты по 8-9 часов на ногах, постоянное говорение, постоянный контроль тела, до психологической – разные участники, в том числе недовольные, спорящие или, напротив, пассивные и игнорирующие.

Конечно, тупиковые ситуации бывают. С опытом их становится всё меньше, а первые годы бывало и такое, что рыдала в перерывах, уйдя в тренерскую комнату, и давала себе зароки уйти в какую-то более спокойную профессию. Однако если такие моменты случались или случаются, то сразу вспоминаю, как люди узнают меня (теперь уже спустя и 10-15 лет), подходят на улице, на мероприятиях, рассказывают, как годами хранят рабочие тетради с тренингов, или же собственники бизнеса ставят мою фамилию в ряд важнейших для них наставников, и становится легче. Ну и до сих пор все вместе с коллегами прокачиваем эмоциональную саморегуляцию.

− Откуда вы берёте энергию и вдохновение для своей работы? Что помогает вам снова и снова выходить к людям и передавать им свои знания?

− Для меня источником вдохновения являются сами люди, участники. Они очень классные, разные, интересные, вовлекаясь, они дают очень много энергии. Часто бывает такое, что на тренинг заходишь вялым и уставшим, а выходишь с него полным сил и желания свернуть горы.

Ну и отдельный источник лично моей энергии − конечно, мои дети. Как шутят иногда мои клиенты – тренирую на детях свои приемчики, и действительно, я очень многому у них учусь, наблюдаю, слушаю, смотрю и просто вместе радуюсь.

Источник: Ссылка

Актуальные новости

 

Новости

 
 
 
 
 

Контакты

 
...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 730-55-50   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница