Что важно знать о "почечной" диете с низким содержанием белка?

12.03.2021 130036

Низкобелковое питание позволяет снизить нагрузку на почки, поэтому такие диеты могут существенно влиять на состояние здоровья людей с хронической почечной недостаточностью или фенилкетонурией. Конечным продуктом метаболизма белка в организме является мочевина, и если наши почки не функционируют должным образом, накапливаясь в крови она может не только вызывать усталость или потерю аппетита, но и критические поражения ЦНС и организма в целом.

Люди с заболеваниями почек или ферментопатиями часто вынуждены придерживаться строгой диеты с низким содержанием белка для того, чтобы минимизировать образование мочевины и снизить нагрузку на почки. Планирование полноценного и разнообразного низкобелкового рациона важно не только для состояния здоровья, но и для качества жизни.

В этом посте мы рассматриваем преимущества, недостатки и риски диеты с низким содержанием белка, её основные продукты, а также те, от которых лучше отказаться.

Кому она может помочь?

Общие диетические рекомендации рекомендуют здоровому взрослому человеку получать не менее 10% от общего количества суточных калорий из белков. Целью низкобелковой диеты является снижение потребления протеинов до минимума.

Такие диеты рекомендуют по следующим показаниям:

Хронические заболевания почек

Уменьшив потребление белка, люди с заболеваниями почек, не находящиеся на диализе, снижают нагрузку на повреждённые органы и предотвращают накопление мочевины в кровотоке.

Авторы обзора 17 исследований влияния низкобелковой диеты на состояние пациентов с хронической почечной недостаточностью (ХПН), опубликованного на сайте международной некоммерческой организации доказательной медицины "Кокрановское сотрудничество" в 2018 году, указывают, что низкое потребление белка может замедлить прогрессирование почечной недостаточности.

Американский Национальный Фонд Почечных Заболеваний также рекомендует ограничить потребление белка пациентам до диализа и, наоборот, увеличить потребление протеина после начала внепочечного очищения крови.

Диабетическая нефропатия

Исследования показывают, что диета с низким содержанием белка может улучшить симптомы диабетической нефропатии, - одного из осложнений сахарного диабета.

Фенилкетонурия

Фенилкетонурия является одной из форм ферментопатии, при которой организм не вырабатывает белковые соединения, необходимые для расщепления аминокислоты фенилаланина. Его накопление в организме может привести к умственной отсталости и другим тяжёлым неврологическим симптомам, - гиперактивности, нарушению координации движений, судорогам и т.д.

К счастью, это одна из немногих ферментопатий, которые хорошо поддаются лечению. В его в основе - пожизненная диета с очень низким содержанием белка.

Гомоцистинурия

Гомоцистинурия - наследственное заболевание, которое влияет на способность организма перерабатывать метионин, - ещё одну аминокислоту. Избыток метионина провоцирует проблемы со зрением и деформацию костной ткани.

Как и при фенилкетонурии, в основе лечения этого заболевания лежит диета с очень низким содержанием белка.

Что можно есть?

Наиболее эффективный способ снизить потребление белка, - это замена мяса, рыбы, молочных продуктов и яиц на овощи, фрукты, жиры и злаки. Они должны составлять основную часть рациона.

Человеку на низкобелковой диете можно получить большую часть необходимой энергии (калорий) из следующих продуктов:

Продукты с низким содержанием белка

все фрукты, за исключением сухофруктов
все овощи, кроме гороха, фасоли и кукурузы
полезные жиры, такие как оливковое масло и авокадо
травы и специи

Низкобелковых продуктов достаточно много, однако не все они полезны. Тем не менее дополнить рацион можно сахаром, конфетами без желатина, чаем и кофе без коровьего и козьего молока, вареньем, джемом, желе, майонезом, сливочным маслом, соусами.

Продукты с умеренным содержанием белка

На низкобелковой диете человек должен внимательно относиться даже к продуктам с умеренным содержанием белка, - хлебу, печенью и крекерам, хлопьям для завтрака, макаронным изделиям, овсянке, рису.

Лучший способ контроля за потреблением белка, - знание его пищевых источников и внимание к информации указанной на этикетке. При низкобелковой диете доля протеинов должна занимать минимальную часть суточной нормы калорий (менее 10%).

Продукты, которых следует избегать

Белок является важной частью питания и источником незаменимых аминокислот, поэтому даже тем, кто придерживается низкобелковой диеты, для поддержания здоровья требуется определенное количество протеина.

В первую очередь, следует ограничить или избегать употребления продуктов животного происхождения, а также сои и бобовых: мяса, птицы, рыбы и морепродуктов, яиц, молочных продуктов, включая молоко, творог и сыр, фасоли, гороха и чечевицы, соевых продуктов, таких как тофу, орехов, семечек, желатина.

Альтернативой молоку могут стать некоторые "молочные напитки" на растительной основе.
Возможные преимущества низкобелковой диеты

Учёные предполагают, что диета с пониженным содержанием белка может быть полезна и людям со здоровыми почками. Ограничение белковой пищи в среднем возрасте (но не у пожилых людей, когда прогрессирует саркопения) может снизить риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, диабета и рака.

Исследование, опубликованное в журнале Cell Reports, показало, что диета с низким содержанием белка и высоким содержанием углеводов поддерживает здоровье мозга и тормозит снижение когнитивных функций. Однако в этом случае, ученые проводили свой эксперимент только на животных.

То же самое относится и выводам команды биологов из Австралии и США, которые посчитали низкобелковую, высокоуглеводную диету (LPHC) столь же эффективной для увеличения продолжительности жизни, как и ограничение калорийности питания (из-за её пользы для здоровья сердца и пищеварения). Она тестировалась исключительно на грызунах.

Идеи рецептов

Основой низкобелковой диеты являются овощи, фрукты, полезные жиры и зерновые культуры. Мясо, бобовые, соя, яйца и молочные продукты должны рассматриваться не более, как дополнение к базовому меню.

Нефрологи утверждают, что большинство людей, с заболеваниями почек или без них, могут полностью удовлетворить свои потребности в протеине всего двумя порциями мяса, злаковых или бобовых (по 100 г., или 30-40 г. общего белка).

Несколько примеров сытных блюд с низким содержанием белка:

бутерброд с тонко нарезанным мясом (слайсами), большим количеством овощей и майонезом
жареный белый рис с овощами и небольшой порцией мяса, тофу, рыбы или морепродуктов
низкобелковые макароны (мягких сортов) с томатным соусом и овощами
буррито (шаурма) с лепёшкой из муки с низким уровнем клейковины, овощами, соусом и нутом или фасолью
овощное карри с низкобелковым (белым) рисом
домашний овощной суп с картофелем
запеченный картофель с острым соусом

Десерты с низким содержанием белка:

свежие фрукты
кексы и печенье, приготовленные из смеси для выпечки с низким содержанием белка
фруктовые смузи с водой или заменителями молока с низким содержанием белка (рисовое молоко)
домашнее фруктовое мороженое (фруктовый лёд)

Советы по низкобелковой диете

Эти правила помогут поддерживать низкое потребление белка без большого ущерба для вкусовых качеств и сытности блюд:

Используйте рисовое молоко, если в рецепте есть указание на коровье.
Добавляйте в овощные супы небольшое количество риса или макаронных изделий.
Увеличьте содержание овощей, уменьшив долю мяса в рецепте. Хорошей альтернативой могут стать грибы.
Добавляйте в салаты половинку яйца, а в другие блюда немного тёртого твёрдого сыра для повышения сытности.
Используйте больше полезных жиров, - оливкового масла и масла авокадо.

При покупке продуктов всегда внимательно проверяйте этикетки на предмет содержания белка и других ингредиентов!

Как поддержать здоровье на диете с низким содержанием белка?

Поскольку белок жизненно важен для здоровья, прежде чем ограничить потребление протеина ниже уровня 10% от дневной нормы потребления калорий необходимо проконсультироваться с врачом! Как правило, переход на такую диету назначается по медицинским показаниям.

Низкобелковая диета требует тщательного планирования. В противном случае она может привести к дефициту питательных веществ и таким серьёзным проблемам, как потеря мышечной массы, снижение иммунитета и неврологические нарушения.

Кроме того, ограничение потребления белка подходит далеко не всем. Исследования показывают, что пожилым людям требуется дополнительный белок в связи с возрастной потерей мышечной массы. Для многих соблюдение подобного типа диеты оказывается невыполнимой задачей, однако при тщательном планировании, рацион с низким содержанием белка может не только приносить пользу здоровью, но и не снижать качество жизни.

Возможно, что человеку на низкобелковой диете потребуется дополнительный приём некоторых витаминов, например B-12, природными источниками которого являются только продукты животного происхождения.

Ещё одним вариантом низкобелковой диеты, который показал хорошие результаты при лечении почечной недостаточности до диализа, является вегетарианская низкобелковая диетотерапия дополненная кетоаналогами (синтетическими незаменимыми аминокислотами).

Использование витаминов и любых других добавок на низкобелковой диете возможно только с санкции лечащего врача и при регулярной диагностике состава крови и общего состояния здоровья!

Другие публикации в этой рубрике: PROздоровье
Игла спинальная Pencil P. 22Gx120 с проводн. МЕДАРГО

Как не попасть на удочку нутрициолога-недоучки и сохранить здоровье
Россиян пугают пандемией холеры
Когда государство займется проблемой профориентирования школьников?

Сомнолог Ковальзон объяснил почему люди просыпаются среди ночи