Виктор Шамрай: «Мы – не посредники, а часть предпринимательского сообщества, и действовать должны как предприниматели»

Виктор Шамрай: «Мы – не посредники, а часть предпринимательского сообщества, и действовать должны как предприниматели»

image

22.01.2021 731

О развитии бизнеса в Самарском регионе беседуем с Виктором Николаевичем Шамраем, президентом Торгово-промышленной палаты города Тольятти.

– Коронакризис, наложившийся на мировой экономический кризис, а также на трудности национальной экономики, связанные с санкциями, послужили катализатором проблем, назревающих уже не один год. В результате речь для очень многих как мелких компаний, так и крупных производственных предприятий идёт скорее не о развитии, а о выживании. Тольятти – это, конечно, часть экономики России, но часть весьма своеобразная, специфическая. Как обстановка в автомобильной столице России, каковы особенности ситуации именно у вас? Какие видны тенденции? Есть ли отрадные моменты?

– Тольятти входит в десятку самых крупных промышленных центров страны. Во всём объёме промышленного производства города почти 60% составляет продукция автомобилестроения и 20% – химического производства. Это значит, что город в трудное время если и заметит потерю «бойца», то только тогда, когда этим «бойцом» окажется АвтоВАЗ или кто-то из наших химических гигантов. Не дай, конечно, бог. Также если в бою с пандемией падёт сотня-другая малых предприятий, немногие ощутят эти потери. Отсюда приоритеты власти в мерах поддержки. Малому бизнесу приходится рассчитывать исключительно на себя, что, к сожалению, не является чем-то особенным.

В городе реализуются практически все известные правительствам РФ и Самарской области проекты минимизации монозависимости: особая экономическая зона, технопарк высоких технологий, бизнес-инкубатор, территория опережающего экономического развития. Каждый из этих проектов существует не только в отчётах чиновников. В сравнении с другими регионами, в которых делается что-то подобное, мы или лучшие, или в первой тройке-пятёрке. Другими словами, город с помощью федерального и областного центров начал движение в сторону диверсификации экономики, мы уверенно идём к своей цели.

Привлечение даже в условиях пандемии новых внушительных по объёму инвестиций (строительство предприятий «ценой» в 4 млрд рублей нас уже не удивляет) и есть тот самый «отрадный момент», о котором вы спрашиваете.

Кроме того, все в городе знают про без преувеличения гигантские инфраструктурные изменения: это масштабные преобразования на ул. Офицерской, долгожданная развязка на трассе М5, новая широкополосная дорога в сторону п. Ягодное, железная дорога от АвтоВАЗа в особую экономическую зону. Ну и вишенка на торте – мост через Волгу в районе с. Климовка.
Деньги в город идут. Надеюсь, что за ними, как это обычно бывает, потянутся и люди. Но пока в светлое будущее Тольятти больше верят в Москве, чем в самом Тольятти.

– Помогать бизнесу в преодолении разного рода преград – одна из основополагающих целей ТПП. А что вы реально можете сделать и делаете для разных категорий бизнеса, начиная от системообразующих предприятий и заканчивая ИП, в нынешней ситуации?

– Ёжик влез на выступ высокий скалы и лапками себя в грудь: «Я сильный, я могучий!» Тут поднялся ветер и сдул его вниз. Ёжик поднялся, отряхнулся и внёс поправку: «Я сильный, но лёгкий».
Я за адекватность, за трезвую оценку возможностей ТПП в преодолении преград во всех вопросах. В том числе и перед лицом последствий пандемии, ограничительных правительственных мер.

При ответе на первый вопрос я перечислил реализуемые за счёт государственных денег проекты. За каждым из них стоит множество людей: подразделение администрации, специально созданная управляющая компания. И финансовые, и административные, и организационные ресурсы оказывают помощь бизнесу. Но количество субъектов МСП при этом небольшое: всего 300 из 30 тысяч субъектов. То есть одновременно кто-то создаёт трудности, и кто-то их решает. Так не логично ли просто не мешать, не нарушать собственные же слова про невведение новых налогов?

Если говорить о ТПП г. Тольятти, мы стараемся оказывать поддержку бизнесу, но не всегда это выходит эффективно. По весне сотни предпринимателей откликнулись на наш призыв сформулировать свои основные проблемы и желаемые меры поддержки, возникшие из-за введения ограничительных мер на деятельность. Но, к сожалению, далеко не все предложения были учтены, что очень нас расстраивает.

Конечно, мы, как муниципальная палата, одними из первых обратились в ТПП РФ за правом выдавать свидетельства во время форс-мажоров. Сколько раз я себя за эту инициативу клял всеми запрещёнными в России словами! Потому что, следуя всем разъяснениям сверху, мы выдали их единицам, что вызвало гнев оставшихся без обещанной поддержки сотен предпринимателей.

Как известно, доброе слово и кольт гораздо убедительнее просто доброго слова. К сожалению, по большому счёту ничего, кроме доброго слова, у нас нет. Да, мы организовали несколько информационных площадок, где предприниматели незамедлительно получали проверенную информацию о мерах власти; смогли договориться со всеми значимыми в стране маркетплейсами о проведении марафона для тольяттинских предпринимателей, и эксперты палаты делали всё возможное для участия предприятий Тольятти в государственных программах… Но наши попытки оказать помощь на фоне глобальных проблем – лишь капля в море.

– Руководители многих городских и региональных ТПП, с которыми нам довелось беседовать, видят в качестве одной из главных своих задач посредническую миссию между бизнесом и властью. И казалось бы, в нашей стране с её спецификой эта задача актуальна как мало где, особенно в период коронакризиса, когда многие виды бизнеса так нуждаются в господдержке. Однако вы в одном из недавних интервью заявили, что «посредническая позиция ТПП» устарела, и предложили другую концепцию. В чём она заключается? Как вы её реализуете?

– «Посредническая позиция» в наше время уже давно устарела, и это касается не только ТТП, ведь мир непрерывно модернизируется и «уплощается». Заинтересованные друг в друге субъекты давно уже научились строить отношения напрямую, но в отношениях с малым бизнесом, по крайней мере, наша городская власть не видит особого смысла. Почему – об этом я говорил выше. С кем тут посредничать?

С другой стороны, в стране доля государственной экономики выше 80%, конечно, малый бизнес пытается взаимодействовать с государственными структурами и заказчиками. Я считаю, здесь ему важно найти себе не посредника, а именно проводника, в чьих интересах будет «сохранить жизнь» предпринимателю.

Мы достаточно хорошо осведомлены о правилах поведения в «коридорах власти» и, выстроив сеть собственных консультантов почти в 40 странах, обеспечиваем наших предпринимателей живым контактом с зарубежными партнёрами, эффективно сопровождая качество переговоров и сделок.

– Любая торгово-промышленная палата является частью глобальной системы ТПП и может пользоваться возможностями, предоставляемыми ею, для того чтобы помочь местным компаниям выйти на мировые рынки и полнее использовать внутренние ресурсы. Как вы пользуетесь такими возможностями и какие конкретные результаты это принесло, скажем, за последние месяцы?
– «Глобальная система ТПП» – это словосочетание встречается часто, но, к сожалению, мы продолжаем жить во время «понятийной катастрофы», когда люди зачастую неправильно интерпретируют слова собеседника.

«Стандарты» ТПП мне понятнее «системы», тем более глобальной, потому что принципы устройства и методы работы, например, ТПП Германии или США существенно отличаются от российских. Собственно, поэтому мы и выстроили свою сеть консультантов.

Я только уточню, что мои рассуждения и оценки – мнение руководителя муниципальной палаты. Не сомневаюсь, что у коллег из региональных палат, не говоря уже о ТПП РФ, оно другое, несомненно, более правильное. Однако на просьбы коллег из других палат я стараюсь реагировать как можно быстрее и точнее, и сам, когда обращаюсь за советом, получаю такую же отдачу. Но это же не про систему.

Мир переживает невиданную перестройку, переоценку институтов и коммуникаций. Сегодня авторитет и статус, унаследованные из славного прошлого, не гарантируют успеха. Нам ничего другого не остаётся, кроме как ежедневно подтверждать деятельностью свою полезность для предпринимателей.

– В одном из интервью вы сказали, что «за услугами – будущее мировой экономики». За последнее время есть позитивные примеры тольяттинских компаний, «поднявшихся» в этой сфере в период пандемии?

– Я как тот акын: что вижу, то пою. Открываем список какого-нибудь Forbes и видим там преимущественно компании, обеспечивающие различные сервисы и предоставляющие разные услуги.

В Тольятти тоже есть информационные IT-компании, работающие на глобальный рынок, насчитывающие по 300 и даже 500 сотрудников. Но далеко не все горожане знают об их существовании.

Ещё мы видим, что торговля, в которой традиционно занята большая часть малого бизнеса, уходит скорее в сервис. К примеру, знаменитая тольяттинская инженерная школа востребована не только в городе, а технопарк «Жигулевская долина» ежегодно прирастает новыми серьёзными партнёрами, в том числе зарубежными.

Тольятти, в отличие от других больших городов нашей страны, очень быстро «стареет» и сейчас находится на пороге, как я его называю, демографического сдвига. Через 10 лет возраст каждого второго горожанина перейдёт отметку в 50 лет.

Старость – не болезнь, это не про медицину. Я думаю, что вскоре оказание услуг пожилым людям, которые будут оплачиваться не только государством, но и самими клиентами, станет вызовом для нашего города – и мы с ним успешно справимся. Тольятти может стать самым привлекательным городом для жизни старшего поколения. Уже сейчас организованы предприятия, выпускающие продукцию для людей с ограниченными возможностями, которая по всем показателям превосходит мировые аналоги.

– Пандемия внесла глобальные изменения в работу большинства предприятий и организаций. А как изменилась работа ТПП г. Тольятти, есть ли что-то позитивное в этих изменениях?
– Много ли людей и организаций вы знаете, у которых всё хорошо, но они пробуют измениться? Зачем лезть в механизм, который нормально работает?

Но мы попытались ещё задолго до пандемии, понимая, как в современном мире важно не стоять на месте и постоянно развиваться. Когда-то была не очень удачная попытка совместить текущие бизнес-процессы и ведение проектной работы. Сейчас сделан шаг назад для последующего движения вперёд. Все отделы предложили количественные показатели эффективности своей деятельности, и до конца года избранный коллективом совет взвесит вклад каждого отдела, специалиста в основные показатели ТПП. Далее будет пересмотрена окладная часть, а премиальная станет зависеть не только от достижения «своих» показателей, но и от общих результатов палаты.

В течение 2019 года на площадке нашей ТПП еженедельно собиралась группа «Умная экономика», в которой принимали участие представители городской власти и предприятий IT-сферы. Используя потенциал участников группы, мы перевооружились в техническом, программном и экспертном планах. Эта готовность позволила нам спокойно перейти на удалённый формат работы, не потеряв качество. Все сотрудники ТПП г. Тольятти в 2019 году прошли тестирование на «владение ПК». Те, кто не прошёл его, то есть почти 80% работников, в том числе и я, обучались всем основам на специально организованном обучении.

Также мы начали проводить профориентационную работу со школьниками и их родителями, привлекая в качестве наставников наших предпринимателей, и думаем ещё более расширить круг экспертов при поддержке зарубежных консультантов.

Мы во всех смыслах готовы выступить для любого предпринимателя, даже не работающего в Тольятти, проводником в движении на мировые электронные площадки.
В 2020 году мы переформулировали видение нашей палаты. Если в 2019 году оно звучало как: «Умному городу – умную экономику», то сейчас мы говорим: «К новым вершинам – с опытным проводником».

В коллективе всем известно об этих планах и возможностях. Надеюсь, что большинство сотрудников поддерживает мои начинания и действия совета. Мы не боимся будущего.

– Такая организация, как ТПП, конечно, планирует свою работу, и не на один год вперёд. Не сомневаюсь, что в конце 2019-го вы утвердили план работы на год текущий. Но 2020-й принёс столько «сюрпризов», что буквально у всех планы, мягко говоря, «были скорректированы». А как обстоит дело у вас? Что всё-таки удалось выполнить? Строите ли вы уже планы на год наступающий? Каковы они? И можно ли вообще что-то планировать в этой обстановке глобальной нестабильности?

– Основные планы и требования нам заданы извне. В стандарт ТПП включены все основные показатели, на которые мы ориентируемся. По большинству из них – как планировали улучшить свои позиции, так оно и будет.

2019 год по финансовым показателям для нас был рекордным. Самим себе в 2020 году мы, конечно, уступим, но надеюсь не больше, чем на 5-8%. Зато мы существенно продвинулись по количеству проведённых встреч и мероприятий, оказанных консультаций, то есть полезных для предпринимателей контактов, особенно во время карантина.

Также – учиться, учиться и ещё раз учиться! Почти 100% работников постоянно обучаются. У нас есть библиотеки деловой книги, самых полезных вебинаров, подборки курсов.
На новых для нас услугах и рынках и с новыми партнёрами мы планируем в 2021 году заработать не меньше 20% от общего дохода.

Завершение перехода на персональное сопровождение членов и партнёров ТПП г. Тольятти должно привести к росту собираемости членских взносов до 80%. Каждый год у нас стоит задача увеличивать количество реализаций услуг. В 2019 году было 3119, в 2021-м должно быть не меньше 3300 реализаций. И это при росте «среднего чека» с 11 тыс. рублей до минимум 13 тыс. рублей.
Во взаимодействии с членами и партнёрами палаты переходим от «рассылки» к «подписке». Но и в этой сфере есть над чем работать.

Это всё позволит нам нарастить объём услуг, которые мы в рамках преференций предоставляем членам палаты, а значит, и увеличить членскую базу.

Сила ТПП г. Тольятти для сотрудников, членов и партнёров – не столько в способности знать и планировать будущее, сколько в осознании простого факта: теперь всё будет постоянно меняться и никто, кроме нас самих, с этими изменениями справиться не может. Мы – не посредники, а часть предпринимательского сообщества, и действовать должны как предприниматели. Предпочтительно – сообща. Или мы уже не гении коммуникации?!

Источник: Ссылка

Актуальные новости

 

Новости

 
 
 
 
 

Контакты

 
...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 730-55-50   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница