Древние вирусы: какие опасные заболевания человек обнаружил в вечной мерзлоте

18.01.2021 2877

Недавно учеными был обнаружен штамм вируса, который прибывал в состоянии глубокого «сна» на протяжении 30 тысяч лет в вечной мерзлоте на Сибири. После того, как вирус был разморожен, он снова стал представлять собой угрозу.

«Проснувшаяся» угроза в сибирской мерзлоте

Скрытый в толще льда вирус находился в неактивном состоянии на протяжении многих лет. Однако сравнительно недавно он «проснулся» и стал нападать на амеб, выдавая себя за бактерию, которую используют в пищу эти простейшие одноклеточные организмы. Попадая в тело амебы, вирус начинает активное размножение.

Ученые дали ему название Pithovirus sibericu. Из-за довольно крупных размеров вирионов, найденный вирус был отнесен к числу гигантских. Он занимает первое место по габаритам среди всех известных ученым представителей своей категории. Для животных и человека никакой опасности этот микроорганизм не представляет. Но по словам французского ученого, он примечателен тем, что несмотря на длительный срок пребывания в режиме сна, он по-прежнему сохранил заразность. Из этого следует, что самая серьезная угроза для человечества может «спать» во льдах, которые в последнее время активно тают из-за парникового эффекта, и ждать своей участи.

Pandoravirus salinus

Это название еще одного вируса, который был найден всего за год до Pithovirus sibericu, и также относится к числу гигантских. В последнее время заметно участились подобные открытия, связанные с таянием льдов. Название вируса, которое на русском звучит как «Пандора», было придумано не с проста. Ученые сравнивают подобные находки с открытием ящика Пандоры. Лишь дальнейшее глубокое изучение микроорганизмов позволит сделать вывод, какова их роль в биологии. Как и предыдущий «собрат», этот вирус для человека угрозы не несет. Однако в его вирионе были найдены еще неизвестные ранее гены. Это наводит ученых на мысль об открытии новой ветви в древе жизни.

Предок сибирской язвы

Недавно в Якутии были обнаружены останки молодой особи мамонта, которая хранилась во льдах не менее 32 тысяч лет. Этот экспонат заинтересовал ученых, поскольку животному на момент смерти едва исполнилось 2 года. Сенсационную находку длительное время изучали ученые многих стран мира. Спустя год удалось установить причину смерти мамонта, которой оказался вирус сибирской язвы. Однако обнаруженные организмы, которые, между прочим, продолжали свою активность, отличались от того вируса, хорошо известного в наше время.

Причиной различий является мутация, происходившая на протяжении многих лет. Несмотря на возраст вируса, он может представлять потенциальную угрозу для человека. Его существование доказывает, что сибирская язва существует уже длительное время. Вполне возможно, что именно эта древняя внеклеточная форма жизни послужила причиной вымирания мамонтов.

Вирус, схожий с бактерией

Ученые до сих пор не могут сойтись во мнении, стоит ли относить вирусы к представителям живой природы или нет. И с каждым новым открытием вопросов становится только больше. Изучая причину вспышки гриппа, британские ученые нашли новый объект, находившийся в клетке амебы. По своим размерам он был сопоставим с известными бактериями, однако по поведению должен был быть отнесен к числу вирусов.

В связи с мимикрией под бактерию ему было дано наименование Mimi. Ни тщательно изучение, ни расшифровка генома нового объекта убедительных результатов не дали. Микроорганизм способен синтезировать 150 различных белков. Но самое интересное заключается в том, что Mimi может восстанавливать поврежденную наследственную информацию, что абсолютно несвойственно неклеточным инфекционным агентам. Даже сейчас ученые не знают, что представляет собой этот объект. Некоторые из них предполагают, что мы имеем дело с одним из эволюционных звеньев.

Вирус, существующий более 19 миллионов лет

Обнаруженный в ДНК зебровой амадины (представители класса птиц) вирус, принадлежащий к группе гепаднавирусов, жил примерно 19 млн лет назад. 10 хромосом ДНК содержали 15 фрагментов ложной генетической информации. Сенсационность открытия состоит в том, что геном птиц был поражен 19-40 миллионов лет назад.

Вирус оспы

Вирусы относятся к числу самых жизнеспособных организмов. Еще в давние времена людям был известен вирус оспы, который стал причиной огромного числа смертей. Предполагают, что египетский фараон Рамзес V умер в связи с заболеванием, причиной которому являлся этот микроорганизм, следы которого были найдены на его мумии. Скорее всего, древние египтяне уже хорошо знали про него. Ученые научились вылечивать оспу только к концу 20 века, и сейчас практически не фиксируют случаи этой болезни. Но нельзя сказать, что нам удалось полностью победить этот вирус. Вероятно, микроорганизмы сохранились в ледниках, которые тают все быстрее.

Вирус, способный восстанавливать самого себя

Французским ученым в 2006 году удалось восстановить древний вирус и заразить им клетку человеческого организма. Исследователи проследили весь процесс: от проникновения вириона в клетку, до внедрения наследственной информации. Кроме человеческой клетки были также использованы наименьшие единицы жизни некоторых млекопитающих. В каждом случае вирусу удавалось быстро осуществлять проникновение и внедрять свои гены. Оказалось, что он способен использовать клетку для продуцирования новых вирионов, которые в последствии проникали в другие клетки и успешно инфицировали их. Благодаря этой особенности его назвали «Фениксом».

Другие публикации в этой рубрике: Новости
Прозерин р-р д/и 0.5мг/мл 1мл амп  №10

Пока россияне увлекаются самолечением, количество аптек в стране будет расти
Недобросовестных поставщиков отлучат от участия в закупках
Следственный комитет взял под контроль уголовные дела против косметологов
Власти пообещали ликвидировать медицинские недострои до 2027 года
В 2025 году стартует новый нацпроект “Продолжительная и активная жизнь”
Тяжелобольных заключенных предлагают немедленно выпускать на свободу
Правительство поручило ученым собрать и изучить генетические данные россиян
Великий имитатор: может ли в России повториться эпидемия сифилиса?

Нелинейная медицина в современной жизни