«Керамика. Парадоксы»: о чем расскажет новая выставка в музее-заповеднике «Царицыно»

image

14.01.2021 7177

Знакомимся с историей керамики, рассматриваем экспонаты и узнаем, что объединяло Пикассо и Врубеля, из чего делали первую посуду и чем майолика отличается от фаянса.

В музее-заповеднике «Царицыно» открылась выставка «Керамика. Парадоксы». В 10 залах представлено более 150 предметов, которые рассказывают, как развивалось керамическое ремесло от древних времен до наших дней. С открытием музея можно будет осмотреть выставку, а пока «Царицыно» предлагает познакомиться с ней онлайн.

Совместный материал mos.ru и агентства «Мосгортур».

Тысячелетние глиняные горшки

В 1993 году в пещере на юго-востоке Китая археологи нашли горшки, изготовленные более 20 тысяч лет назад. Эта находка позволила говорить о том, что первые попытки обжига глины можно отнести к позднему палеолиту. В таких горшках люди варили кости животных и ракушки, сосуды делали по принципу налепа — кусочки глиняного жгута слепляли в кольца и накладывали друг на друга. Долгое время глиняные сосуды использовались сугубо для бытовых нужд, эстетике не придавалось никакого значения.

С изобретением гончарного круга скорость производства посуды выросла. Используя ручной круг, одной рукой гончар вращал ось, а второй придавал изделию нужную форму. Затем появился круг, маховое колесо которого можно было двигать ногами. Так у мастера освободились обе руки.

Постепенно сосуды начали создавать и как произведения искусства.

Керамика как искусство

Во время раскопок на Крите ученые обнаружили целую фабрику по производству декоративной керамики. Она существовала три с половиной тысячи лет назад и выпускала чашки, вазы и другую посуду, расписанную красками. Гончарный круг греки начали использовать во втором тысячелетии до нашей эры — ученые предполагают, что свои знаменитые вазы из красной глины эллины создавали при помощи этого устройства.

Греческие изделия можно назвать первой художественной керамикой. Древние греки изобрели черный огнеупорный лак — с его помощью на вазах изображали богов и героев мифов. Чуть позже в Египте и Вавилоне на керамику начали наносить стекловидное покрытие — глазурь. Такие изделия назвали майоликой.

Технику майолики на Пиренейский полуостров из Средней и Центральной Азии привезли мусульманские гончары. Они хотели придавать своим изделиям как можно более роскошный вид, но использовать драгоценные металлы им запрещала религия. Поэтому они нашли выход: изобрели специальные краски, которые после обжига придавали предмету золотой и перламутровый оттенок. Казалось, что все созданные ими сосуды, вазы и блюда были сделаны из золота и серебра. Такая посуда украшала интерьеры дворцов и домов знати.

Однако своего расцвета майолика достигла лишь в XVII веке в Италии. Технику усовершенствовали, полностью изменили стиль — теперь мастера использовали в росписи новый орнамент, который назвали арабеска (узор из геометрических фигур и растительных элементов). В XVII веке технику итальянской майолики стали применять во Франции и Голландии, где местные мастера расписывали керамические изделия тонкими кружевными узорами.

В это время англичане ввели моду на фаянс и фарфор — белую керамику. Одним из самых известных мастеров XVIII века стал Джозайя Веджвуд. Он открыл фабрику по производству фаянсовой посуды и создал по заказу императрицы Екатерины II столовый сервиз на 50 персон.

В нашей стране художественную керамику начали делать в XVII веке. Но первая мануфактура по созданию майолики появилась только в XVIII столетии, когда купец Афанасий Гребенщиков в 1724 году открыл в Москве завод по производству изразцов и курительных трубок. В 1740-е там начали выпускать и майоликовую посуду. Еще через 30 лет завод закрылся, потому что не выдерживал конкуренции с гжельскими предприятиями, где делали не только посуду, но и кирпич, трубы, изразцы, детские игрушки. Эти заводы и мастерские стали выпускать и изделия из майолики, фаянса и фарфора, многие из них расписывали исключительно голубой краской — гжельской росписью.

Знаменитые некерамисты

С середины XX века художественная керамика стала одним из основных направлений мирового декоративно-прикладного искусства. В Европе появлялись школы керамики, искусство обжига глины приобретало национальные черты. Например, британские мастера первыми экспериментировали с пластичностью глины, а немецкие разрабатывали собственные технологии отливки изделий.

Керамикой интересовались и известные художники, одним из них был основоположник кубизма Пабло Пикассо. Технологию обжига глины он начал изучать в 60 лет.

В конце 1940-х годов художник жил на юге Франции рядом с городком Валлорис, в котором однажды на ярмарке познакомился с владельцами керамической мастерской. Следующие 15 лет он работал в том числе с плоской керамикой, в его исполнении изделия были похожи на картины — с тем только отличием, что изображения располагались не на холсте, а на табличках и блюдах. При работе с объемной керамикой Пикассо никогда не использовал гончарный круг, поэтому его чаши и вазы больше напоминали скульптуры. Он создал много объемных произведений в анималистическом жанре, среди которых «Сова» и «Дерево, сова, женщина», соединил художественную керамику со скульптурой, делая рельефные кувшины с очертаниями птиц и вазы в виде женских голов.

В середине прошлого века стало известно имя французского живописца Фернана Леже, он начал создавать большие керамические скульптуры для общественных мест. В библиотеках, детских садах и парках появились «Шагающий цветок», «Большой петух», «Детский сад», «Цветок-солнце» и другие его работы.

Итальянский художник-абстракционист Лучо Фонтана тоже с огромным уважением относился к керамике, используя ее в своих первых опытах со скульптурой. Знаменитая серия «Распятия» — это 12 керамических крестов, покрытых цветной глазурью, со множеством мелких деталей и чертами стиля барокко.

Отечественные мастера

Российские художники обратили внимание на керамику как на материал декоративного искусства на рубеже XIX–XX веков. Обожженная глина привлекла их пластичностью форм, цветовым разнообразием и потенциалом для творческих экспериментов.

В 1880-х предприниматель и меценат Савва Мамонтов организовал в своей усадьбе в Абрамцеве кружок, где открыл ремесленные мастерские и собрал представителей творческой интеллигенции. Среди них был художник Михаил Врубель, который внес большой вклад в возрождение и развитие русской керамики.

Семья девочки с персиками. История династии Мамонтовых

Он изучил технологию обжига и создания керамических изделий и изобрел новые методы работы с глиной. Именно благодаря ему в моду вошла бракованная переливающаяся майолика — после восстановительного обжига керамические предметы начинали блестеть, и многие мастера, ценившие чистоту цвета, считали такие изделия испорченными. Но Врубель превратил брак в украшение — он придумал использовать для изделий нестандартную плитку, а фигурные фрагменты, благодаря чему керамика становилась похожей на мозаику. Он применял идею в создании скульптур, печей, каминов, надгробий. Так были созданы бюст «Садко», камин «Микула Селянинович и Вольга» и майоликовое панно «Принцесса Греза» на главном фасаде гостиницы «Метрополь».

Развитие отечественной керамики как декоративно-прикладного искусства произошло во второй половине XX века. Тогда вазы, блюда, кувшины разных форм и размеров, украшенные росписью или глазурью, показывали в художественных салонах. Художники, создавшие их, участвовали в международных выставках. Настоящий керамический бум пришелся на вторую половину 1960-х — начало 1970-х годов. Особое внимание стало уделяться индивидуальному стилю автора.

В 1970–1980-х годах среди советских художников появилась группа ленинградских керамистов. В 1977-м выпускники кафедры керамики Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени Веры Мухиной организовали в стенах местного отделения Союза художников первую закрытую выставку без цензуры. Каждый из 16 участников представил одну-единственную работу на собственный выбор, выставку так и назвали — «Одна композиция». Так же стала называться и сама группа. В дальнейшем выставка проходила каждый год вплоть до 1987-го. Ленинградские художники на это время стали законодателями моды в декоративном искусстве. Во главу угла они ставили творческую свободу, архитектурное мышление при работе с керамикой и совершенство техники росписи.

Эпоха на блюдечке: изучаем агитационный фарфор из коллекции музея керамики в Кускове Крылатая судьба. Рассматриваем легендарного «Сокола» Алексея Сотникова

В число наиболее заметных участников группы «Одна композиция» входили заслуженные художники Российской Федерации Владимир Гориславцев и Александр Задорин. Первый расписывал предметы изображениями Санкт-Петербурга, а второй экспериментировал с жанрами и формой керамических сосудов.

Современная керамика

Сегодня художники сочетают глину с деревом и мрамором, железом и стеклом. Они соединяют в работах восточные и западные стили, много экспериментируют. Темы, к которым обращаются керамисты, очень разнообразны: любовь, семья, экология, религия. Например, «Лиричные гастарбайтеры» Елены Скворцовой убирают снег и листву и поливают цветы, а уставшие солдаты Маргариты Юрковой спасают иконы.

Петербургская художница Наталия Савинова касается в керамических работах тем путешествий и семьи. На панно «Лето» она изобразила, как женщина развешивает на улице мокрое белье. Грубость материала изделия сочетается с изяществом росписи.

Образ дома часто присутствует в работах французского художника Бориса Каппа. Он создал серию миниатюрных домиков с помощью специальной печи дровяного обжига — ноборигамы. Художник подчеркивает: когда он изготавливает эти домики, то говорит о человеке.

Плоская керамика (или пласты, как это называют профессионалы) — это настоящие картины, написанные на глине. С ней работают, например, Елена Скворцова и Полина Метелькова. На выставке можно увидеть созданные ими «Портреты деревьев» и композицию «На катке».

Источник : Ссылка

   


Другие публикации в этой рубрике: Новости
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Пространство дискуссий

image
Отечественные производители медизделий жалуются на бюрократию и серый импорт
image
Аптеки на колесах и на крыльях: станет ли лекарственная помощь доступнее россиянам
image
ЗаБАДались: россияне одобряют закон о праве врачей назначать биодобавки
image
Пациентов послали за рецептом: Минздрав возобновил обсуждение непопулярного проекта
image
Путешествие к здоровью: российские клиники хотят лечить больше иностранных пациентов
image
И поучат, и полечат: как будут работать школьные медпункты в новом учебном году
image
На вес золота: беременные жалуются на невозможность получить необходимый препарат
image
Входа нет: пользователи столкнулись с серьезными ограничениями на госпортале проектов НПА

Медицинский видеолекторий

image
Какую обувь выбрать на лето - советы подиатра
image
Программа 5R для нормализации функций ЖКТ
image
Семейное образование: сохранение здоровья, целенаправленность обучения и воспитания
image
Пищевая непереносимость, как она сказываются на качестве жизни и течении хронических заболеваний

PROздоровье

image
Почему становится плохо в душном помещении: мнение эксперта
image
Врач рассказал об опасности снотворных для пожилых
image
Почему слезятся глаза: мнение офтальмолога
image
Врач рассказала, какие здоровые продукты вредны для печени
image
Врач перечислила признаки заражения паразитами
image
Врач назвала 8 шагов от хронической усталости
image
Стоматолог назвал 10 распространенных ошибок при уходе за зубами
image
Врач назвал ранние признаки болезни Паркинсона
image
Нужно ли удалять родинки: мнение специалиста
image
Врач рассказала, как не заразиться при болеющем родственнике
image
Врач назвал неожиданные причины косоглазия
image
Названы неочевидные тяжелые последствия заболеваний десен
image
Геронтолог назвала сон самым важным для улучшения здоровья
image
Врач предостерег от сна в одной популярной позе
image
Почему формируется межпозвонковая грыжа?
image
Депрессия снижает выразительность мимики: ученые

Новости

image
«Честный знак» начнет штрафовать за нарушения маркировки автоматически
image
Президент продлил на несколько лет запрет на вывоз медизделий из страны
image
Депутаты предложили льготы по обязательному целевому обучению для студентов-фармацевтов
image
Минздрав зарегистрировал двадцативалентную вакцину Pfizer против пневмококковой инфекции
image
Нелегальный оборот БАД сократился почти втрое после начала маркировки
image
Еще один рентген-аппарат заработал в Одинцовской больнице
image
В Центре Рошаля рассказали, как помочь ребенку избежать эмоционального выгорания в школе
image
Обязательная маркировка спортивного питания вводится с 1 октября
image
Сергиево-Посадские врачи спасли мужчину после удара молнии
image
Более восьми тысяч участниц проекта поддержки репродуктивного здоровья скоро станут мамами
image
Заболеваемость туберкулезом в Подмосковье снизилась на 6,1 %
image
Более 300 московских родителей смогут убедиться в здоровье будущего малыша по программе «Стану мамой»
image
Призвание — лечить: обладатели статуса «московский врач» — о своей профессии
image
Более 1,5 тыс. детей прошли лечение в Центре сурдологии НИКИ детства с начала года
image
Ученые ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора разработали быстрый тест для диагностики сальмонеллеза
image
В ФОМС рассказали о новых правилах прикрепления к поликлиникам в России

Контакты

...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 198-70-20   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница